kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование уважительного отношения к старшему поколению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка"»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «В.А.Осеева «Бабка»»

Цель:

Создать условия для ознакомления с рассказом В.А.Осеевой «Бабка», понимания глубины содержания произведения и его главной мысли; способствовать совершенствованию навыка сознательного правильного выразительного чтения.



Задачи:


  1. Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.

  2. Развивать умение точно выражать свои мысли, анализировать текст и оценивать поступки героев, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;

  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, чувство сопереживания и сострадания к родным и близким.

Формируемые УУД:

Предметные:

  • Работать с текстом произведения:

- находить информацию в тексте;

- умение отвечать на вопросы, используя тест произведения.

  • Совершенствовать технику чтения

  • Создание условий для формирования умения излагать свои мысли в письменной форме

Личностные:

  • Проявлять интерес к изучению темы;

  • Желание читать произведения данной тематики;

  • Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Метапредметные:

  • Умение ставить цель и достигать её в ходе совместной деятельности;

  • Умение строить речевые высказывания;

  • Проводить исследования и результат оформлять в таблице;

  • Согласовывать свои действия при работе в паре.

Оборудование: портрет В. А. Осеевой, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями для групповой и парной работы



Ход урока

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения?

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Речевая разминка.

- Сейчас мы проведём речевую разминку и подготовим наш артикуляционный аппарат для дальнейшей работы.

1. Произноси правильно

- Сейчас вы должны прочитать предложения, выделяя слова с помощью логического ударения.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.



2. Игра «Телефон».

- Я сейчас назову скороговорку первому ученику каждого ряда, он «шепотом» называет на ушко другому и так по цепочке до конца. Последний ученик должен назвать скороговорку. Побеждает тот ряд, чей «телефон» работает лучше.

Скороговорки:

  • Течёт речка, печёт печка.

  • Проворонила ворона воронёнка.



Постановка темы и целей урока

- Отгадайте, о ком сегодня будет идти речь на уроке:

Не молода совсем она,

А как глаза искрятся!

А руки добрые её

Работы не боятся!

- Сегодня мы будем работать с произведением Валентины Александровны Осеевой «Бабка», анализировать поступки героев, совершенствовать навыки сознательного правильного выразительного чтения.



Открытие новых знаний.

  1. Знакомство с биографией писателя

- Прежде чем мы начнём работать с произведением, давайте познакомимся с краткой биографией писательницы, которую подготовила Копылова Дарья.

(сообщение ученицы)

   Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в семье инженера. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой. Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечноград.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Осеева много писала для малышей — стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка» и «Мой товарищ».



- Что вы узнали о Валентине Осеевой?



  1. Чтение и анализ произведения

- Ребята, данное произведение большое, поэтому вы читали его дома. На уроке мы будет работать над его содержанием. При чтении эпизодов вы должны соблюдать следующие критерии: правильность, выразительность, умение показывать настроение героев.

- К какому жанру относится данное произведение? (рассказ)

- Понравился ли вам этот рассказ? Почему?

- Назовите героев этого рассказа (родители (мать и отец), Борька, бабка, товарищ Борьки)

- Сейчас мы прочитаем начало рассказа и составим внешний портрет бабки.

(чтение «по цепочке»)

- Найдите в тексте и зачитайте, как выглядела бабка (Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.)

- Следующий эпизод поможет нам лучше узнать, как относились в семье к бабке.

(чтение 2 части)

- Как относились к бабке? (плохо, грубо, не уважали, не любили)

- Где спала бабка? (на сундуке)

- Как вы думаете, почему она ворочалась всю ночь? (ей неудобно было спать на сундуке)

- Какие обязанности по дому выполняла бабка? (готовила, убирала, мыла, вязала)

- Какой наказ даёт бабка своему внуку? (Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое. В старину говоривали: трудней всего три вещи в жизни – богу молиться, долги платить да родителей кормить)

- Когда у Борьки начало изменяться отношение к бабушке? (когда к нему пришел товарищ)

- Сценку этого эпизода покажут….

(сценка эпизода)

- Как называет бабку Борька? (старушенция)

- А как отзывается товарищ о своей бабушке? ( с уважением)

V. Физминутка (ритмическая гимнастика: дети маршируют, читая стих).

- Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Стучат колеса: тук- тук- тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный испечет пирог,

Расскажет сказку про зверей.

Мы едем к бабушке своей.

VI. Применение новых знаний

  1. Характеристика героев произведения



- Разделитесь на две группы. 1 группа будет составлять характеристику Борьки и бабки, 2 группа – родители, товарищ.

- Обсудите и выберите те качества, которые подходят для каждого из героев. Закрепите эти листочки на доске.

- Итак, начнем с первой группы. Вы выбрали такие черты характера…

1 гр. 2 гр. 1 гр.

Борька Родители Бабка

грубый грубые уважительная

невоспитанный равнодушные заботливая

неласковый злые добрая

невнимательный бессердечные справедливая

мудрая

2гр.

Товарищ Борьки

воспитанный

добрый

внимательный

ласковый



  1. Обсуди значение пословицы

- Каждая группа получает одну пословицу . Вы должны прочитать её и связать её толкование с рассказом.

(Что посеешь, то и пожнёшь. – Как дети относятся к своим родителям, так потом к ним будут относиться их дети.

Как аукнется, так и откликнется. -Как воспитаешь своего ребёнка, так он и будет к тебе относиться.



  1. Работа в рабочей тетради (дифференцированная работа)

- Откройте рабочую тетрадь на странице 73. Выберите те задания, с которыми вы сможете справиться самостоятельно.

- Поднимите руки, кто выполнил одно задание, два задания, все задания. Молодцы.

4. Составление обложку (работа в парах)

- Нарисуйте обложку к данному произведению.

- Чем заканчивается рассказ? (бабушка умерла)

- Что она оставила после себя? (сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел: – «Внуку моему Борюшке». )

- Где находился сверток? (в шкатулке)

- Что такое шкатулка?

(поиск информации в Интернете)

Шкатулка – небольшой ящик для мелких вещей.

- Кто из вас увидел в Борьке себя?

- Как вы относитесь к своим близким, всегда ли вы к ним внимательны?

- Расскажите о своих бабушках.

(рассказ детей о своей бабушке)

VII. Итог урока

-К сожалению, герои рассказа В.Осеевой слишком поздно поняли, какой замечательный заботливый человек был с ними рядом.

- Чему научил вас этот рассказ? (Любить и беречь близких людей, заботится о них, пока они живы, иначе будет поздно; ценить семью).

- Продолжите предложение: Прочитав рассказ, я для себя извлёк урок…

- Оценки за урок получили….



VIII. Домашнее задание (разноуровневые задания)

1.Краткий пересказ содержания рассказа

2.Сочинение-миниатюра «Моя бабушка»

3.Прочитать на выбор отрывок по ролям

- Завершить хочу урок следующими словами.



Не бросайте стариков, жалейте,
Уважайте старость и лелейте,
Им дарите ласку и вниманье,
И любви великое признанье.

Утешайте в скорби и печали,
В час, когда сердца стучать устали,
Окружите теплотой и светом,
И не ждите скорого ответа.

Не бросайте стариков, любите,
Память об ушедших сохраните.
Сердце на заботу отзовется,
И любовь сторицей к вам вернется!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Автор: Абрамова Наталия Николаевна

Дата: 24.08.2021

Номер свидетельства: 585736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой "Бабка""
    ["seo_title"] => string(60) "urok_litieraturnogho_chtieniia_po_rasskazu_v_osieievoi_babka"
    ["file_id"] => string(6) "393642"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487529820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства