Учащиеся по желанию должны сделать рисунки на тему «Осень» (по 5) и по 3 репродукции картин об осени.
Фильм о городе «Осень в городе Каратау»
Литературная страница Есенину 200 лет («»Отговорила осень золотая), Бунину 145 лет («Листопад»). Задание классам подготовить газету о поэте и рассказать его биографию.
Учащиеся, родившиеся осенью получают памятные медали в подарок.
Сообщение о композиторе Чайковском.
Сообщение о художниках: Паленов, Кинджи, Шишкин, Левитан.
Написать сочинение миниатюру об осени.
Сочинить свое стихотворение об осени.
Цели:
1) Образовательная: совершенствование навыков анализа лирического произведения;
2) Развивающие:
А) развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
Б) развитие элементов творческой деятельности;
В) развитие навыков устной и письменной речи;
Г) развитие навыков групповой самоорганизации;
Д) развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
Е) повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы;
3) Воспитательные:
А) воспитание любви к прекрасному;
Б) воспитание в учениках средства художественной изобразительности в лирическом произведении;
Задачи:
Выработка умения выражать свои чувства вербально и визуально;
Определить тему и идею произведения
Находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении.
Оборудование: телевизор, картины русских художников с пейзажами, презентация, которая опровождает все этапы урока.
Музыка П.Чайковского «Времена года»
План ответа учащихся:
1. Название стихотворения, автор
2. Краткая биография автора.
3. Анализ стихотворения.
4. Языковые средства.
5. Слайд-программа к стихотворению.
Ход урока:
Оргмомент. Тема и цель урока.
Слово учителя: Наш урок посвящен тому, о чем слагают стихи и прозу, ей посвящают музыкальные произведения, ее изображают художники. Она полна загадок, и не каждый мудрец может их разгадать.
Сегодня мы будем говорить о природе, восхищаться природой, которая так влияет на наше настроение. Тема нашего урока: Лики природы в стихах русских поэтов 19 века. Образ природы в поэзии.
Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение Ф.Тютчева:
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»
Вопрос к классу: Каких русских поэтов 19 века вы знаете? Назовите их.
Природа в живописи. А кто из русских художников изображал природу? Назовите художников и их картины.
Слайды о природе и художниках.
Наша задача сегодня - увидеть картины осени, почувствовать их живописность и выразительность, попытаться обнаружить в каждой картине присутствие человека.
Работа групп. Стихотворение Майкова «Осень» и «Пейзаж» (дети читают стихи и делают анализ).
Слово учителя: Почему эти стихотворения изображающие осень, называются по-разному? Можно ли эти названия поменять местами?
Что называется пейзажем? (картины природы в художественном произведении)
Найти детали, признаки, которые составили бы картину.
Таким образом, становится ясно, что поменять местами названия стихотворений нельзя.
Дети читают стихотворение Н.Никитин «Встреча зимы», Ф. Фет «Опять незримые усилья».
Вывод: Какое у вас сейчас настроение? Почему? Что человеку дает силы и улучшает настроение? Какие мысли выражены в стихах о природе?
Как вы понимаете слова эпиграфа?
Что такое лик? Так какая природа в произведениях русских поэтов 19 века?
Вывод: стихи о природе-это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по – своему, испытывая сложные чувства. Но помогая на понимать, почему мир видится им именно таким.
Дети рассказывают о художниках.
Знакомство с работами учащихся на тему «Осень». Юные художники рассказывают о своих работах, почему они рисуют осень.
Вывод: Природа-есть тот источник красоты, которого хватает на всех, из которого каждый черпает по своему разумению. Все наши художники, писатели, поэты, композиторы черпали свое вдохновение в народном творчестве и в родной русско природе. Музыкальные произведения, отражающие природу, также волнуют нас, как и непосредственное соприкосновение с ней.
Удивительным, феноменальным чувством природы обладали П. Чайковский. Он владел счастливой способностью слушать и слышать родную природу. И не случайно в мировой фортепианной литературе не произведения подобного «Временам года»
Прослушиваем фрагмент пьесы «Времена года. Осень»
Ученица читает стихотворение: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Н.Некрасов «Славная осень»
11. Вывод: В.Бианки говорил, что «к самым таинственным призрачным дверям всегда найдется простой вещественный ключ. Умей его только найти. Сокровища будут твои». «Вещественный ключ» - это знание природы. Он откроет все ее сокровища, которые будут служить человеку. Чтобы найти этот ключ, надо любить и понимать природу.
12.Литературный календарь.
Писатели юбиляры:
120 лет со дня рождения Есенина. Ученик 10 класса исполняет песню «Отговорила роща золотая» под гитару. Рассказ о Есенине (2 минуты).
145 лет со дня рождения И.Бунина. Ученик читает стихотворение «Листопад» и рассказывает о Бунине.