урок внеклассного чтения по произведению Саина Муратбекова "Запах полыни"
Урок внеклассного чтения по произведению Саина Муратбекова "Запах полыни"
Данный урок внеклассного чтения по произведению Саина Муратбекова "запах полыни! - ярчайший пример восптания нравственных качеств у учащихчся. Семиклассники уатся анализировать нравственные поступки свертсников, учатся работать в команде, критически относиться к мнению товарищей. на примерах данного произведения воспитываются такие касества личности: самообладание, выдержка, скромность, трудолюбие, честность и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок внеклассного чтения по произведению Саина Муратбекова "Запах полыни"»
Урок внеклассного чтения в по повести Саина Муратбекова
«Запах полыни»
С.Н. Аубакирова, учитель
КГУ «Полудинская средняя школа» района Магжана Жумабаева
Северо-Казахстанской области
В этой статье мы хотим рассказать об уроке по повести казахского писателя Саина Муратбекова «Запах полыни» в седьмом классе. Наилучших результатов можно достичь в том случае, если чтение организовано задолго до урока. Семиклассники уже владеют определенными навыками анализа текста, умеют анализировать отдельные эпизоды, определять авторскую точку зрения на изображаемые события. Детям были предложены следующие вопросы:
- О каких событиях рассказано в повести «Запах полыни»?
- В чем ее отличие от других произведений советских писателей о войне?
- Какие события послужили для аульных ребятишек уроками жизни?
- Как вы понимаете символический смысл названия повести?
Также учащиеся готовили слайдовые презентации по произведению Саина Муратбекова, рисовали, инсценировали понравившиеся отрывки
Подготовленные заранее школьники рассказывают о творческом пути талантливого казахского писателя С. Муратбекова, автора повестей и многих рассказов: «У теплого родника», «Зимний вечер», «Моя сестренка», «Дорога туда и обратно», «Ночной дождь» и других.
В повести «Запах полыни» рассказано о трудных годах Великой Отечественной войны. История возмужания детской души, самообладания, недетской выдержки, нравственное становление человека во времена тяжелых всенародных испытаний – вот что покоряет любого читателя.
Рассказ ведется от лица мальчика, участника всех детских событий.
Отвечая на вопросы, ученики обращаются к тексту, приводят отрывки в подтверждение своих мыслей.
Дети говорят о том, что в повести нет изображения боевых действий, подвигов бойцов на фронте, а показана жизнь взрослых и детей в годы войны:
- Автор в начале повести показывает приезд в аул мальчика Аяна, у которого весной сорок второго года умерла мать, а отца его призвали в армию еще в начале войны.
Необычной была встреча Аяна с аульными детьми: грязные, как поросята, в разорванной одежде, которая потеряла свой первозданный цвет и висела клочьями, словно они только что побывали в зубах у своры собак. Одежда Аяна не была новой, но она настолько была чистой, что опрятный облик поражал остолбеневших ребят, как царская роскошь. Мало того, он был для них и театром, и цирком в тот момент.
Такое начало повести заставляет сразу задуматься: а что же будет дальше, как сложится жизнь Аяна в ауле, помогает почувствовать, насколько внезапно оборвалась мирная жизнь, как неожиданно обрушилось горе.
На вопрос учителя: как складывались взаимоотношения Аяна с аульными ребятами, дети вспоминали, что он в первые же дни завоевал всеобщую симпатию, так как всем понравился его покладистый характер, относился ко всем одинаково по-доброму, давая понять, что желает ладить со всеми. Но среди мальчишек были и неугомонные драчуны, которые считали, что новенького надо бить, как и всех остальных. Но и здесь Аян удивил всех своей находчивостью и умением бороться с завистниками.
Ученик читает отрывок из повести: «Аян стиснул зубы от боли и медленно повалился на спину. Есикбай взгромоздился на него верхом и начал молотить кулаками… И вдруг Есикбай страшно завопил и сполз набок. Аян держал его за кисть руки и слегка выворачивал, как только Есикбай обнаруживал намерение побрыкаться. И вот на наших глазах непобедимого Есикбая взяли за шиворот и дважды легонько ткнули в пыль, точно нашкодившего котенка»
Теперь все дети в ауле знали, что Аян сильнее всех, но он по-прежнему относился ко всем ребятам с уважением.
Особое место занимает в повести история, произошедшая с Аяном в один из летних дней, когда он пытался объездить молодого бычка, но был сброшен на землю. Мальчик вывихнул ступню. Этот вывих оказался для него роко вым. С тех пор он так и не смог отделаться от его последствий.
Семиклассники говорят о том, что это испытание тяжело отозвалось в душе героя. Он хотел даже задушить себя, потому что не мог работать в полную силу, не мог веселиться и бегать так, как это делают остальные. Он перестал играть с детьми и с завистью смотрел на остальных.
Ученики читают сцену известия о смерти бабушки Аяна: «Аян стоял у порога, белый как тот самый снег, по которому только что носились наши сани… Кто-то даже произнес вслух, точно подсказывая Аяну:
- Эй, почему он не плачет? У него же умерла бабушка!
Но Аян молча перешагнул порог, прошел мимо окон и завернул за угол. Нетрудно догадаться, что мы все бросились за ним. И тут он обернулся и сказал:
- Ну что вы, ребята?.. Хотите послушать сказку?
- Расскажи! – брякнул Садык.
Аян вздохнул и прерывисто начал, будто забыв о нашем присутствии и обращаясь только к себе:
- Давно это было… Жил один мальчик… сирота…
Он рассказывал долго и задумчиво, потому что придумывал сказку прямо на наших глазах».
Предлагаем учащимся объяснить, каким уроком стал для аульных ребятишек случайный поджог соломы.
Зачитывают отрывок: « По краю крыши поползла тоненькая змейка огня. Видимо кто-то из ребят бросил окурок… Мы посыпались со стуком с крыши… Последним прыгал Аян, помню только, как вслед нам донесся его болезненный крик:
- Ой, нога! Моя нога!
Стыдно признаться, но в этот момент нам было не до него – каждый думал о своей безопасности… К конюшне бежали взрослые, и впереди всех маячила фигура Туржана…Темный силуэт задергался в неистовой пляске. До меня донесся посвист камчи, и почти одновременно я услышал умоляющий голос Аяна:
- За что?! Дяденька!
… Нам было совестно оттого, что вот так трусливо бежали, бросив товарища в беде…А главное, я казался себе ничтожным человеком…»
Дети отмечают, что и здесь мальчик находит оправдание Туржану, так жестоко избившим его. Аян говорит, что это война виновата в том, что у Туржана нет руки, поэтому он и злится на всех.
С. Муратбеков нашел свои, особенные краски для изображения этих несчастий и бед мальчика, которые рисуют нравственную стойкость, твердость характера, мужество, не покидающие юного героя в дни тяжелых испытаний. Какие же силы надо иметь ребенку, чтобы спокойно выслушать известие о смерти отца, которому писал письма каждый день! В подтверждение этих слов дети читают:
« Говорят, посыльный долго мялся, не зная, как вручить извещение. Аян смотрел на него с тревогой и никак не мог понять, что же хочет этот человек. Наконец посыльный сунул в руки Аяна страшный листок и пустился прочь чуть ли не бегом.
Мы видели издали, как Аян прочитал листочек какой-то бумаги, потом прочитал еще и еще раз, словно не верил своим глазам. Потом сложил его вчетверо, спрятал в карман и начал следить за нашей возней, как ни в чем не бывало. Мы тогда еще не подозревали, в чем дело, но по тому, как его лицо стало пугающе спокойным, я почувствовал, что случилось неладное.
-Ну, до свидания. Я пойду.
Он пошел на конюшню… Аян сидел в дальнем углу на горке сена, спрятав лицо в ладонях. Потом он вытер глаза и вышел из конюшни… Глаза его распухли, стали красными, но он улыбнулся и сказал:
Что помогло герою пережить тяготы войны, известие о смерти отца, не пасть духом? Ответ ученики находят в тексте. Это запах полыни, в которой мать родила Аяна, это старое отцовское пальто, пахнувшее полынью, к которому в горестные минуты прижимался Аян и чувствовал близость родного человека. Незримыми нитями связывал этот запах мальчика с дорогими его сердцу людьми, Родиной.
Зачитывается отрывок: «Повеял ветерок с Полынного холма и принес знакомый терпкий аромат. И я подумал: если Аян жив, он непременно приедет сюда. Потому что рано или поздно его поманит горький запах полыни».
Литература:
1. Е.И. Анненкова. Анализ художественного произведения: Кн. для учителя – М: Просвещение,2000. – 176с.
2. И. И. Аркин. Уроки литературы в 7 классе. Практ. Методика. Книга для учителя /И.И. Аркин. – М: Просвещение, 2000.-253с.
3.Саин Муратбеков: Повести и рассказы (Пер. с каз.) – Алма_Ата: Жалын, 1984.- 560с.