kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок словесности по рассказу Чехова "О любви" в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проекта: «В творческой лаборатории А.П.Чехова.»

Раскрытие и усвоение учащимися связей и отношений между теорией и практикой языка и литературы.

Формирование интереса к художественным произведениям литературы.

Обучение учащихся такому прочтению художественного произведения, чтобы личностное отношение к произведению не противоречило бы его объективной ценности.

Обучение учащихся анализу литературного произведения на основе принципов единства содержания и формы.

Формирование у школьников прочных орфографических и пунктуационных умений.

Воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к слову.

Содействие развитию логического мышления учащихся.Выработка навыков самостоятельного пополнения знаний.

Обучение творческим решениям практических задач литературного анализа на основе усвоенных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кто является прототипом образа»

Кто является прототипом образа главной героини? Какова точка зрения на этот вопрос Л. А. Авиловой, И. А. Бунина, И. Гофф?

В образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Лидия Алексеевна Авилова. «Что «О любви» касалось меня, я не сомневалась…»- писала она. По ее свидетельству, в рассказе нашла отражение история их взаимоотношений с Чеховым - «…роман, о котором никто никогда не знал, хотя он длился целых десять лет». Об этом Авилова написала в своих воспоминаниях «А. П. Чехов в моей жизни»







Писательница И. Гофф считает, что между Чеховым и Авиловой постоянно происходил творческий диалог и что рассказ Чехова «О любви» явился ответом на авиловские «Забытые письма», о которых он написал ей: «Ах, Лидия Алексеевна, с каким удовольствием я прочитал ваши «Забытые письма». Это хорошая, умная, изящная вещь… в ней пропасть искусства и таланта…».



Интересна оценка И. А. Бунина: «Воспоминания Авиловой, написанные с большим блеском, волнением, редкой талантливостью и необыкновенным тактом, были для меня открытием. Я хорошо знал Лидию Алексеевну, отличительными чертами которой были правдивость, застенчивость и редкое чувство юмора даже над самой собой… Чувствую, что некоторые спросят: а можно ли всецело доверять ее воспоминаниям?» И, как бы отвечая на этот вопрос, Бунин еще раз подчеркивает: «Лидия Алексеевна была необыкновенно правдива».







Просмотр содержимого документа
«Пласты лексики в речи Алехина»

Пласты лексики в речи Алехина

Разговорно-бытовая лексика

Холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина.

Просторечные слова

Спанье в санях, мужики, бабы, шайка.

Просторечно-вульгарные слова

Мурло.

Просторечные грамматические формы

Тосковать по черном сюртуке.

Просторечные фразеологические обороты

Говорил бог знает что, выпил в один присест, верчусь как белка в колесе.

Народная пословица

Не было у бабы хлопот, так купила порося.

Заимствованное из простонародного лексикона сравнение

Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, огороде как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы.

Книжная лексика

Обо всем этом можно трактовать как угодно, поэтизировать, индивидуализировать.

Церковно-славянская лексика

Питать пристрастие, «тайна сия велика есть».











Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Тема проекта: «В творческой мастерской А. П. Чехова».

Урок словесности по рассказу А. П. Чехова «О любви».

Пояснительная записка.

В условиях современных реальностей изучение русской литературы приобрело особое значение и особый характер. Ориентир взят на эстетико-гуманистическую сущность, высокую художественность произведения словесного искусства, общечеловеческие ценности. Отсюда вытекает главная задача учителя литературы - приобщить школьников к искусству чтения, воспитать вдумчивого, мыслящего читателя, способного чувствовать высокое и прекрасное. Этому и подчинены уроки словесности.

В основу урока словесности положена учебно-познавательная деятельность учащихся. Чтение литературного произведения осуществляется как решение содержательных задач через раскрытие секретов художественной формы. Приобщение к авторской позиции активизирует мыслительную деятельность, творческие способности ребят, обогащает их художественный опыт. Уроки словесности позволяют усилить практическую направленность уроков не только по изучению литературного произведения, но и по формированию устойчивых орфографических и пунктуационных навыков.

Урок словесности по рассказу А. П. Чехова «О любви» позволяет понять некоторые черты мировоззрения А. П. Чехова на основе анализа языка его произведений; показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе; развить творческие способности учащихся.

Урок проводится в рамках изучения творчества А. П. Чехова в 10 классе.




















Этапы реализации проекта.


Организационный этап.

  • Учащиеся знакомятся с темой, задачами проекта и рассказом А. П. Чехова «О любви».


Этап реализации проекта

  • Учащиеся заранее подготавливают ответы на вопросы историко-литературного модуля и представляют их в электронном виде.

  • По ходу урока отвечают на вопросы литературоведческого и лингвистического модулей, участвуют в лингвистическом эксперименте.


Подведение итогов.

  • В конце урока выполняют на компьютере контрольную работу на тему «В творческой мастерской А. П. Чехова».

  • Дома заполняют электронную таблицу «Пласты лексики в речи Алехина».




























Критерии оценивания работ учащихся.



В ходе урока оцениваются как устные ответы учащихся, так и выполнение практических работ. Таким образом, за урок учащиеся получают по две отметки. При оценивании устных и письменных ответов учитывается полнота, точность, правильность ответа, грамотность речи.



Оценивание буклета «В творческой мастерской Чехова».


Шкала оценок:

  1. не отвечает критерию;

  2. частично отвечает критерию;

  3. в основном отвечает критерию;

  4. полностью отвечает критерию.


Критерии:

    1. Буклет содержит информацию о приемах, используемых автором в рассказе.

    2. Буклет не содержит грамматических и орфографических ошибок.

    3. Буклет оформлен с учетом восприятия рекламной информации.














Оценивание таблицы «Пласты лексики в речи Алехина».


Шкала оценок:

  1. не отвечает критерию;

  2. частично отвечает критерию;

  3. в основном отвечает критерию;

  4. полностью отвечает критерию.


Критерии:

  1. Таблица содержит перечень пластов лексики в речи героя и примеры из текста.

  2. Таблица составлена в программе


Оценивание устных ответов.


Шкала оценок:

  1. не отвечает критерию;

  2. частично отвечает критерию;

  3. в основном отвечает критерию;

  4. полностью отвечает критерию.


Критерии:

  1. Ответ содержит основную информацию по тематике модуля.

  2. Ответ содержит результаты домашней работы.

  3. Речь учащегося грамотна, выразительна.


Просмотр содержимого презентации
«В творческой мастерской Чехова»

В творческой мастерской А. П. Чехова А. П. Чехов использует: -образную речь; -различные пласты лексики для создания речевого портрета; -точные оценочные определения; -стройные ритмичные синтаксические конструкции предложений; -экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами.

В творческой мастерской А. П. Чехова

А. П. Чехов использует:

-образную речь;

-различные пласты лексики для создания речевого портрета;

-точные оценочные определения;

-стройные ритмичные синтаксические конструкции предложений;

-экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами.

Любовь

Любовь

  • 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
  • 2. Склонность, пристрастие к чему-нибудь.

Просмотр содержимого презентации
«Задачи проекта»

Тема проекта: «В творческой лаборатории А.П.Чехова.» Урок словесности по рассказу А.П.Чехова «О любви» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№2 Зворыгина Е. Ф.  2015г.

Тема проекта: «В творческой лаборатории А.П.Чехова.»

Урок словесности по рассказу А.П.Чехова «О любви»

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№2 Зворыгина Е. Ф.

2015г.

«Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называют сердцем, он выразитель воспитания всех сил -умственных и нравственных». И.А. Гончаров.

«Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называют сердцем, он выразитель воспитания всех сил -умственных и нравственных». И.А. Гончаров.

Проблемные вопросы

Проблемные вопросы

  • Возможно ли понять черты мировоззрения А.П. Чехова на основе анализа языка его произведений?
  • Как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе?
Цели проекта

Цели проекта

  • Раскрытие и усвоение учащимися связей и отношений между теорией и практикой языка и литературы.
  • Формирование интереса к художественным произведениям литературы.
  • Обучение учащихся такому прочтению художественного произведения, чтобы личностное отношение к произведению не противоречило бы его объективной ценности.
  • Обучение учащихся анализу литературного произведения на основе принципов единства содержания и формы.
  • Формирование у школьников прочных орфографических и пунктуационных умений.
  • Воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к слову.
  • Содействие развитию логического мышления учащихся.Выработка навыков самостоятельного пополнения знаний.
  • Обучение творческим решениям практических задач литературного анализа на основе усвоенных знаний.
Содержание проекта.

Содержание проекта.

  • Историко-литературный модуль.
  • Литературоведческий модуль.
  • Лингвистический модуль.
  • Подведение итогов.
Подведение итогов

Подведение итогов

  • Какова авторская позиция в рассказе?
  • Аристотель говорил: «Слово есть знак состояния души.» Каково авторское отношение А. П. Чехова к героям рассказа? Ответ подтвердите цитатами.
  • Какие приемы обращения А. П. Чехова со словом можно выделить на основе проведенного анализа рассказа? (Практическая работа в программе
Используемая литература

Используемая литература

  • Авилова Л. А. «Рассказы. Воспоминания.» М.,1984 г.
  • Брандесов Р. Ф. «Организация художественного восприятия и урок литературы».Челябинск,1978-79г.
  • Семансова М. Л. «Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя.» М.,1987г.
  • «Чехов в воспоминаниях современников.»М.,1986г.
  • Шанский Н. М. «Художественный текст под лингвистическим микроскопом.»М., 1986г.

Просмотр содержимого презентации
«Модуль1»

Историко-литературный модуль

Историко-литературный модуль

Выявить влияние общественно-политической ситуации в стране на жизнь и творчество писателя. Установить, кто является прототипом образа главной героини рассказа. Развивать умение осуществлять поисковую деятельность при выполнении учебных заданий.
  • Выявить влияние общественно-политической ситуации в стране на жизнь и творчество писателя.
  • Установить, кто является прототипом образа главной героини рассказа.
  • Развивать умение осуществлять поисковую деятельность при выполнении учебных заданий.
1 задание  историко-литературного модуля.

1 задание историко-литературного модуля.

  • Охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию в стране в период создания А. П. Чеховым рассказа «О любви». Как повлиял перелом в общественной жизни на творчество писателя, в частности на идейное содержание рассказов 90-х годов и рассказа «О любви»?
2 задание  историко-литературного модуля.

2 задание историко-литературного модуля.

Просмотр содержимого презентации
«Модуль2»

Литературоведческий модуль

Литературоведческий модуль

Определить тему и идею произведения. Выяснить особенности композиции рассказа. Установить связь между рассказами «маленькой трилогии».
  • Определить тему и идею произведения.
  • Выяснить особенности композиции рассказа.
  • Установить связь между рассказами «маленькой трилогии».
1 задание  л итературоведческ ого модул я.

1 задание л итературоведческ ого модул я.

  • ?
2 задание  литературоведческого модуля.

2 задание литературоведческого модуля.

Просмотр содержимого презентации
«Модуль3»

Лингвистический модуль

Лингвистический модуль

Раскрыть идейный смысл рассказа, опираясь на его заглавие.  Выяснить роль эпитетов в художественном произведении. Установить роль речевого портрета в тексте. Выяснить отличие прозаической речи от поэтической. Развить умение вести индивидуальную исследовательскую работу с текстом.
  • Раскрыть идейный смысл рассказа, опираясь на его заглавие.
  • Выяснить роль эпитетов в художественном произведении.
  • Установить роль речевого портрета в тексте.
  • Выяснить отличие прозаической речи от поэтической.
  • Развить умение вести индивидуальную исследовательскую работу с текстом.
1 задание  л ингвистическ ого модул я

1 задание л ингвистическ ого модул я

  • Идейный смысл рассказа «О любви» передает заглавие. Каково лексическое значение слова любовь ? В каком значении употребляет это слово А. П. Чехов? (Для ответа на вопрос воспользуйтесь «Словарем русского языка» С. И. Ожегова. Ответ оформите в виде буклета в программе Microsoft Publisher )
    2 задание  л ингвистическ ого модул я

    2 задание л ингвистическ ого модул я

    • В любовь любовь
    3 задание  л ингвистическ ого модул я

    3 задание л ингвистическ ого модул я

    • любовь
    4 задание  л ингвистическ ого модул я

    4 задание л ингвистическ ого модул я

    5 задание  л ингвистическ ого модул я

    5 задание л ингвистическ ого модул я

    • Что такое речевой портрет героя? Проанализируйте речь Алехина с точки зрения лексики, результаты занесите в таблицу «Пласты лексики в речи Алехина» (Практическая домашняя работа в программе Microsoft Excel ).
    • Что можно сказать о характере героя, проанализировав его речь?
    Пласты лексики в речи Алехина Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, огороде как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы.

    Пласты лексики в речи Алехина

    Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, огороде как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы.

    6 задание  л ингвистическ ого модул я

    6 задание л ингвистическ ого модул я

    • Д .

    Просмотр содержимого презентации
    «модуль 4»

    Подведение итогов.

    Подведение итогов.

      Какие приемы обращения А. П. Чехова со словом можно выделить на основе проведенного анализа рассказа? (Практическая работа в программе Microsoft Publisher ).
      • Какие приемы обращения А. П. Чехова со словом можно выделить на основе проведенного анализа рассказа? (Практическая работа в программе Microsoft Publisher ).
      В творческой мастерской А. П. Чехова А. П. Чехов использует: -образную речь; -различные пласты лексики для создания речевого портрета; -точные оценочные определения; -стройные ритмичные синтаксические конструкции предложений; -экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами.

      В творческой мастерской А. П. Чехова

      А. П. Чехов использует:

      -образную речь;

      -различные пласты лексики для создания речевого портрета;

      -точные оценочные определения;

      -стройные ритмичные синтаксические конструкции предложений;

      -экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Литература

      Категория: Уроки

      Целевая аудитория: 8 класс

      Скачать
      Урок словесности по рассказу Чехова "О любви" в 8 классе

      Автор: Зворыгина Елена Фёдоровна

      Дата: 23.06.2015

      Номер свидетельства: 221077

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#853 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(102) ""Конспект урока по русскому языку в 5 классе: " Антонимы " "
          ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-antonimy"
          ["file_id"] => string(6) "187806"
          ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1426585208"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства