kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 10 классе "Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме беседы. Урок позволяет познакомиться с понятием поэма и творчеством Некрасова. На уроке присутствует технология сотрудничества. Организуется индивидуальная и групповая работа. Данный урок позволяет развить речь учащихся. На данном уроке учащиеся анализируют поэму "Мороз, Красный нос". Применяется технология критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 10 классе "Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы" »

Урок русской литературы в 10 классе

Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы. «Мороз, Красный нос», образы-персонажи, поэтика (речевая характеристика, портрет). Лирическое и трагическое в поэме. Мотив сна. Финал


Цель:

- углубить знания учащихся о жанре поэмы в творчестве Н.А. Некрасова, дать представление о поэме «Мороз, Красный нос», познакомить с ее образами-персонажами, определить идейно-тематическое своеобразие поэмы;

- развивать мышление, память, речь, эстетическое восприятие;

- воспитать гражданственность, активную жизненную позицию; формировать эстетический вкус; приобщать к искусству слова.


Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ…

Н.А. Некрасов

1. Беседа

- Какое впечатление произвела на вас поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

- Что вам понравилось в этой поэме?

- Что вызвало непонимание?

- На какие особенности этого произведения вы обратили внимание?

- Зачитайте особенно понравившиеся отрывки. Объясните, что в них привлекло ваше внимание.


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

Развитие жанра поэмы в творчестве Н.А.Некрасова

- В пореформенный период все мучительней становятся раздумья поэта о народной судьбе. Он создает целый ряд эпических полотен. Поэма «Коробейники» (1861) - это путешествие по всей русской земле с торговцами всякой всячиной. Поражает ее народный язык, насыщенный пословицами и поговорками, стилизованный иногда под народные песни: «Ой, полна, полна коробушка» и «Песня убогого странника».

В поэме «Коробейники» перед нами возникает картина распада народной жизни. Распад и разложение воцарились в крестьянском мире: целовальник, торговец спиртным, не без самодовольства восклицает: «Выше нет меня начальника, / Весь народ - работник мой». Вместо радости и праздника раздор и склоки приносят коробейники в крестьянские селенья: «Две снохи за ленту пеструю / Расцарапалися в кровь».

Богатеющих на народной доверчивости коробейников едва ли не ради шутки на глухой лесной дороге убивает «Христов охотничек», что «ростом мал и с виду слаб». Уличившие его в смертном грехе мужики, прежде чем сдать подгулявшего в кабаке убийцу в руки судьям, прикарманивают себе деньги, которые тот украл у своих жертв. И хотя народный философ Тихоныч причину бедствий народных видит в деяниях власти («Царь дурит - народу горюшко!»), это никак не снимает ответственности с самих мужиков за все с ними происходящее.

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование «Современника», пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Абакумцеве на могиле матери.

Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма «Рыцарь на час» - одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине. Настроения героя поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда «со слезами в голосе». Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая «Рыцаря на час», «не выдержал и разрыдался».

Польское восстание 1863 года, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности. На страницах демократического журнала «Русское слово» стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в «Прологе» устами Волгина произнес горькие слова о «жалкой нации» - «снизу доверху все сплошь рабы». В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды, - к поэме «Мороз, Красный нос».

Поэма «Мороз, Красный нос» (1863) во многом продолжала темы и идеи «Коробейников». Трагедия, разыгравшаяся в крестьянской семье, - это для поэта символ катастрофичности народного бытия, и тем страшнее изображенное в поэме, чем значительнее выведенные в ней образы. И умерший от непосильного труда Прокл, напоминающий в описании Некрасова былинного богатыря, и замерзнувшая Дарья - из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», - но даже их духовной и физической силы недостаточно, чтобы одолеть судьбу.


2. Анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

- Кому посвящена поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Поэма посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова (с ней он сравнил свою Музу).

- Где впервые была опубликована поэма?

Впервые поэму опубликовал Достоевский в своем журнале «Время» - ему здесь дороги были та боль и надежда, с которой Некрасов писал о народе, и он чувствовал высокую художественную ценность этого произведения.

- Что нового внес Н.А.Некрасов в развитие крестьянской темы?

Конкретность бытописания и пафос высокой поэзии органически соединились в поэме, и такое сочетание было новым для крестьянской темы в литературе. Эпическая и лирическая линии развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий первой части вторгается высокая тема «величавой славянки», красоты и нравственной силы крестьянской женщины.

Во второй части, с появлением Мороза, в бытовой сюжет входит сказочная фантастика. В то же время здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан деревенский быт: все виды работ - пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды народные - гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца.

- Какое символическое значение приобретает образ Мороза в поэме? Чем он отличается от героя русской народной сказки «Морозко»?

Образ Мороза у Некрасова существенно отличается от героя русской сказки «Морозко». Он олицетворяет суровую природу, среди которой живет народ, таинственные, стихийные силы, становится символом «русской всегубящей зимы» (сравним: картины счастья в сне Дарьи - «жаркое лето»).

Но в то же время Мороз - чародей, волшебник. Он помогает Дарье отвлечься от мучительного бытия, приглашая в сказочно прекрасный мир. Он даже обращается в Проклушку, любимого мужа Дарьи, чтобы «зачаровать» ее.

- Какими показаны в поэме Прокл и Дарья?

Дарья и Прокл, их родители, дети, их жизнь в труде и заботах, умение быть счастливыми, а в горе сохранять стойкость и достоинство - все это передано Некрасовым с подкупающей правдивостью как характеристика лучших черт, которые можно увидеть в народной среде. Некрасову удалось предельно достоверно передать народное представление о любви - глубокой и целомудренной, о долге, семейном счастье.

Я ли о нем не старалась?

Я ли жалела чего?

Я ему молвить боялась,

Как я любила его!

Супруги едины в делах, помыслах, в трудностях и радости. Прокл в извозе, а Дарья прядет; ее бесконечные мысли о нем - как бесконечные нити, а нити - как его «чужедальная» белая дорога в лютую стужу, в открытой зимней степи...

Веретено мое прыгает, вертится,

В пол ударяется.

Проклушка пеш идет, в рытвине крестится,

К возу на горочке сам припрягается.

Как ни трудно было Дарье, она жалела мужа, понимая, что ему еще труднее: «Летом он жил работаючи, / Зиму не видел детей...»

- Какие фольклорные образы и мотивы встречаются в поэме?

Поэма насыщена фольклорными мотивами и образами. Тут песни, сказки, причитания, игры, поверья, приметы, обычаи. В поэтической речи - характерные сравнения, эпитеты («сокольим глазком», «шелковыми кудрями»), отрицательные сравнения («не ветер бушует над бором...»), параллелизмы.

- Найдите в тексте поэмы моменты, в которых говорится о савраске и роли лошади в жизни крестьянской семьи.

Саврасый конь, выпестованный, взращенный из сосунка, причастен ко всем заботам семьи, всем ее радостям и бедам: он в поле на работе, с ним забавляются дети, он и в извозе с Проклом, он и гроб везет - с трудом, увязая в зимних сугробах, на нем же Дарья отправляется в лес по дрова в свой предсмертный путь... Савраска неотделим от крестьянской семьи.

Ну, трогай, саврасушка! трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!..

- Какое символическое значение имеют сны Дарьи?

Картина счастья, которая рисуется крестьянке Дарье в предсмертном сне, заключает в себе много общечеловеческого. Здесь главные основы человеческого счастья: любимый труд, доставляющий духовное удовлетворение и материальный достаток, гармоническое общение с природой, здоровые родители, любовь и согласие в семье, дети.

Предсмертные видения Дарьи - это ее сон счастья, но это и успокоение от жизни, как обычно понималась смерть в крестьянской среде.

В меркнущем сознании Дарьи возникает видение семейного счастья, и невозможность воплощения этого крестьянского идеала в действительности становится в поэме Некрасова нравственным приговором половинчатой крестьянской реформе. Но сон Дарьи - это и мечта о лучшем будущем народа, мечта, в которую так хотелось верить поэту.

- Как проявляется в поэме голос автора?

На заработках в извозе Прокл простудился, и болезнь оказалась смертельной. Осиротели дети и старики-родители, овдовела молодая красивая женщина - авторское горестное сочувствие ощущается в каждой строке, в каждой детали. На протяжении всего повествования авторский голос сливается с голосами персонажей: или это Дарья вспоминает все, что было, или это кто-то из деревенских сочувственно рассказывает скорбную повесть, и временами мы не различаем, кто говорит.

- Как показана смерть Дарьи?

Жалея свою героиню, автор дает ей успокоительную смерть посреди тихого, волшебно прекрасного леса, освещенного ярким зимним солнцем. Смерть Дарьи психологически очень достоверна, мотивирована вполне реально. Измученная уходом за больным, похоронами, убитая горем, Дарья все последние дни была на пределе сил, почти не спала, крепилась перед родителями, детьми, односельчанами. И вот теперь одна в лесу, нарубив целый воз дров, выплакавшись вволю, ослабевшая, она прислонилась к сосне, и ее сморил смертельный сон. Одновременно и реальный, и сказочный образ в конце - белка, роняющая на Дарью ком снега с вершины сосны.


3. Выразительное чтение отрывков из поэмы. Анализ особенностей поэтического текста

- Определите стихотворный размер выбранного вами отрывка.

- Назовите средства художественной выразительности, используемые поэтом.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Самостоятельная работа

Письменные ответы учащихся на вопросы учебника (стр. 60). (По группам.)


V. Этап информации о домашнем задании

1. Читать поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».

2. Индивидуальные задания учащимся.


VI. Этап рефлексии









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Ступаченко Ксения Юрьевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект интегрированного урока по литературе в 10 классе "Н.А. Некрасов и творчество художников-передвижников""
    ["seo_title"] => string(109) "konspiektintieghrirovannoghourokapolitieraturiev10klassienaniekrasovitvorchiestvokhudozhnikovpieriedvizhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "298783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456404397"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку литературы "Творческая биография  И. С. Тургенева" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-tvorchieskaia-bioghrafiia-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "145952"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419019133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства