kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русской литературе на тему: «Истинная веселость и «истинная поэзия» «Вечеров…» Н.В. Гоголя.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – игра 8 класс

«Истинная веселость и «истинная поэзия» «Вечеров…» Н.В. Гоголя.»

Цели урока: познакомить учащихся с мервым произведением Н. В. Гоголя, принесшим ему большую славу; показать мастерство Гоголя - художника; показать роль юмора, «забавность» «Вечеров.».


Описание игры (в форме брейн - ринга): команды за разными столами, на каждом столе по настольной лампе. Отвечает то команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ – очко, за знание слов словарика – по очку за каждое верно определенное слово, «черный ящик»- по три очка за правильный ответ, супер - блиц - пять очков.

Оборудование:
• Две настольные лампы желательно с абажурами разных цветов;
• На столах таблички с названием команд: 1 - й вариант «Полтавская губерния» и «Парубки и дивчины»; 2 - й вариант «Кораблик» и «Лысый дидько»;
• Предметы для «черного ящика»: ложка, зеркало, карты, «свитка», «черевички»;
• Две одинаковые карточки для супер - блица;
• Две одинаковые карточки со словариком;
• Выставка книг Н. В. Гоголя ни о нем;
• Чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

Ход игры
I. Вступительное слово учителя (ведущего)
         В один из жарких дней августа лет эдак 180 тому назад «дорога, верст за 10 до местечка Сорочинец, кипела народом поспевавшим со всех окрестных и дальных хуторов на ярмарку. Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажей.» Солопий Черевик с женой и дочерью - красавицей ехал на ярмарку, не предполагая, что придется ему пережить немало приключений да еще и дочку замуж выдать.
«Как упоителен, как роскошный летний день Малорооссии!» Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт - Петербурге пасечника Рудого Панька. «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумелся», - писал А. С. Пушкин.
     Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 г., а их автор обитал в ту пору в Павловское, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н. В. Гоголю 22 года.
Родился же автор «Вечеров.» то ли в самых Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло.
    Детство Н. В. Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Еще в гимназии завел он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновникам и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Василевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, ее обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает все малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенько и в детстве, и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут - то чувствительность автора и сказалось: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой все вышло как рнельзя удачнее: «Вечера.» принесли Гоголю настаящую славу.
     Свободный, живой разговор, великолепно драматический построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало книгу занимательной и одухотваренной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герой, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовство. Это книга романтики, художника, поэта в прозе.


II. Вопросы командам:
1.Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки?»
2.В каком году это произошло? Возраст автора?
«Ночь перед рождеством»
1.Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звезды.)
2. Как ведьма и черт попали в хату? (Через трубу.)
3. Кто и зачем украл месяц? (Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдет из дому, и свидание не состоится.)
4.За что черт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били чем ни попадя.)
5. Сколько лет было Оксане? (16 - 17)
6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук сжелезной оковкой и росписью)
7. Как звали ведьму, и кем она приходилось кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)
8.Почему из всех своих ухажоров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и не молод был, но еще в добром здравии, а самое главное – был вдовец)

9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома?(кузнец был раздражен тем, что кто-то помешал его беседе  с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот, смущенный резкозтью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату. )

10.Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? ( Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)

11. Что такое колядование?

12. Кто угодил в мешки в избе Солохи?(Черт, голова, дьяк,Чуб)

13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакулапошел за помощью?

14. За что Пузатого Пацюка уважали и ценили в селе? (За знахарство)

15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? (Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами)

16. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?

17. Как можно укратить черта? (Крестным знамением)

18. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург?

19.  О чем думал кузнец, попав в царский дворец?

20. Какие два исторических лица появляются перед нами во дворце?

21. Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы?

22. Как запорожцы называли царицу?

23. Какой слух пошел после изчезновения кузнеца?

24. Что стало с Оксаной когда кузнец пропал?

25. Как кузнец сватался?

26. Как кузнец «отблагодарил» кузнеца?

Задание – словарик. Объяснить значение слов:

Гопак – украинский танец.

Домовина – гроб.

Кораблик – женский головной убор

Лысый дидько - домовой

Оселедец - чуб

Парубок - парень

Свитка – верхняя одежда

Цибуля – лук

Кавун - арбуз

Галушки - вареники

Очипок –женский головной убор

Тесная баба – детская игра

Задание – «черный ящик».

В «черном ящике» - вещь, от которой желательно побыстрее избавиться.(красная свитка)

«Заколдованное место»

1. Какое любимое занятие было у деда ? (Послушать разные байки от приезжих)

2. Что случилось однажды, когда он пошел плясать ? (На одном месте руки и ноги слушаться отказывались)

3. Где горела свечка ? (На кладбище, это верный знак, где припрятан клад)

4. Как дед попал в нужное место во второй раз ? (ударил в сердцах заступом по тому месту, где не плясалось)

5. Какой клад ему достался ? (Котел с мусором)

6. Что росло на заколдованном месте ? (Ничего доброго там не росло : «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое !»)

«Пропавшая грамота»

1. Куда прятал дед грамоту ? (Зашил в шапку)

2. Что наутро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня ?

3. Кто подсказал деду, где искать грамоту ? (Шинкарь)

4. Каким способом он ее добыл ? (перекрестил карты и выиграл)

5. Кому дед вез грамоту ? (Царице)

6.  Какие два праздника упоминаются в повестях? (Иван Купало, Рождество)

Общие вопросы и задания.

1. В.Г. Белинский называл «Вечера…» «поэтическими грёзами» г-на Гоголя. Как вы понимаете это выражение ? (Греза – мечта, сон, призрачное видение)

2. Знаете ли вы, какие повести легли в основу опер Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова ? («Ночь под…», «Сорочинская…», «Майская ночь») можно устроить прослушивание отрывков.

3. Можно ли сказать, что проза Гоголя не только поэтична, но и музыкальна ? что в повестях говорится о народной музыке, какие инструменты упоминаются, какие обряды и песни в них можно найти ? Найдите примеры в тексте

III. Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами  учащиеся, активно принимавшие участие в игре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе на тему: «Истинная веселость и «истинная поэзия» «Вечеров…» Н.В. Гоголя.»»

Урок – игра 8 класс

«Истинная веселость и «истинная поэзия» «Вечеров…» Н.В. Гоголя.»

Цели урока: познакомить учащихся с мервым произведением Н. В. Гоголя, принесшим ему большую славу; показать мастерство Гоголя - художника; показать роль юмора, «забавность» «Вечеров...».


Описание игры (в форме брейн - ринга): команды за разными столами, на каждом столе по настольной лампе. Отвечает то команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ – очко, за знание слов словарика – по очку за каждое верно определенное слово, «черный ящик»- по три очка за правильный ответ, супер - блиц - пять очков.

Оборудование:
• Две настольные лампы желательно с абажурами разных цветов;
• На столах таблички с названием команд: 1 - й вариант «Полтавская губерния» и «Парубки и дивчины»; 2 - й вариант «Кораблик» и «Лысый дидько»;
• Предметы для «черного ящика»: ложка, зеркало, карты, «свитка», «черевички»;
• Две одинаковые карточки для супер - блица;
• Две одинаковые карточки со словариком;
• Выставка книг Н. В. Гоголя ни о нем;
• Чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

Ход игры
I. Вступительное слово учителя (ведущего)
В один из жарких дней августа лет эдак 180 тому назад «дорога, верст за 10 до местечка Сорочинец, кипела народом поспевавшим со всех окрестных и дальных хуторов на ярмарку... Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажей...» Солопий Черевик с женой и дочерью - красавицей ехал на ярмарку, не предполагая, что придется ему пережить немало приключений да еще и дочку замуж выдать.
«Как упоителен, как роскошный летний день Малорооссии!» Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт - Петербурге пасечника Рудого Панька. «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумелся», - писал А. С. Пушкин.
Столь высоко оцененные Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 г., а их автор обитал в ту пору в Павловское, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н. В. Гоголю 22 года.
Родился же автор «Вечеров...» то ли в самых Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорожденного Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло.
Детство Н. В. Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Еще в гимназии завел он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновникам и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Василевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, ее обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает все малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенько и в детстве, и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже стихами весьма увлекался и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут - то чувствительность автора и сказалось: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой все вышло как рнельзя удачнее: «Вечера...» принесли Гоголю настаящую славу.
Свободный, живой разговор, великолепно драматический построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало книгу занимательной и одухотваренной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герой, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовство. Это книга романтики, художника, поэта в прозе.


II. Вопросы командам:
1.Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки?»
2.В каком году это произошло? Возраст автора?
«Ночь перед рождеством»
1.Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (Звезды.)
2. Как ведьма и черт попали в хату? (Через трубу.)
3. Кто и зачем украл месяц? (Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдет из дому, и свидание не состоится.)
4.За что черт мстил кузнецу? (Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били чем ни попадя.)
5. Сколько лет было Оксане? (16 - 17)
6. Какой подарок готовил кузнец Оксане? (Сундук сжелезной оковкой и росписью)
7. Как звали ведьму, и кем она приходилось кузнецу? (Солоха, мать кузнеца.)
8.Почему из всех своих ухажоров Солоха предпочитала Чуба? (Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и не молод был, но еще в добром здравии, а самое главное – был вдовец)

9. Как случилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома?(кузнец был раздражен тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот, смущенный резкозтью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату. )

10.Какое условие кузнецу поставила Оксана, согласившись выйти за него замуж? ( Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».)

11. Что такое колядование?

12. Кто угодил в мешки в избе Солохи?(Черт, голова , дьяк,Чуб)

13. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакулапошел за помощью?

14. За что Пузатого Пацюка уважали и ценили в селе? (За знахарство)

15. Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? (Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами)

16. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?

17. Как можно укратить черта? (Крестным знамением)

18. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург?

19. О чем думал кузнец, попав в царский дворец?

20. Какие два исторических лица появляются перед нами во дворце?

21. Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы?

22. Как запорожцы называли царицу?

23. Какой слух пошел после изчезновения кузнеца?

24. Что стало с Оксаной когда кузнец пропал?

25. Как кузнец сватался?

26. Как кузнец «отблагодарил» кузнеца?




Задание – словарик. Объяснить значение слов:

Гопак – украинский танец.

Домовина – гроб.

Кораблик – женский головной убор

Лысый дидько - домовой

Оселедец - чуб

Парубок - парень

Свитка – верхняя одежда

Цибуля – лук

Кавун - арбуз

Галушки - вареники

Очипок –женский головной убор

Тесная баба – детская игра



Задание – «черный ящик».

В «черном ящике» - вещь, от которой желательно побыстрее избавиться.(красная свитка)


«Заколдованное место»

1. Какое любимое занятие было у деда ? (Послушать разные байки от приезжих)

2. Что случилось однажды, когда он пошел плясать ? (На одном месте руки и ноги слушаться отказывались)

3. Где горела свечка ? (На кладбище, это верный знак, где припрятан клад)

4. Как дед попал в нужное место во второй раз ? (ударил в сердцах заступом по тому месту, где не плясалось)

5. Какой клад ему достался ? (Котел с мусором)

6. Что росло на заколдованном месте ? (Ничего доброго там не росло : «Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, черт знает что такое !»)


«Пропавшая грамота»

1. Куда прятал дед грамоту ? (Зашил в шапку)

2. Что наутро подумал дед, когда исчезли и запорожец , и оба коня ?

3. Кто подсказал деду, где искать грамоту ? (Шинкарь)

4. Каким способом он ее добыл ? (перекрестил карты и выиграл)

5. Кому дед вез грамоту ? (Царице)

6. Какие два праздника упоминаются в повестях? (Иван Купало , Рождество)


Общие вопросы и задания.

1. В.Г. Белинский называл «Вечера…» «поэтическими грёзами» г-на Гоголя. Как вы понимаете это выражение ? (Греза – мечта, сон, призрачное видение)

2. Знаете ли вы , какие повести легли в основу опер Чайковского , Мусорского , Римского-Корсакова ? («Ночь под…», «Сорочинская…», «Майская ночь») можно устроить прослушивание отрывков.

3. Можно ли сказать , что проза Гоголя не только поэтична, но и музыкальна ? что в повестях говорится о народной музыке, какие инструменты упоминаются, какие обряды и песни в них можно найти ? Найдите примеры в тексте


III. Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся , активно принимавшие участие в игре.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Лялько Оксана Николаевна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-k-ghodu-litieratury-f-i-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi"
    ["file_id"] => string(6) "174292"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства