Урок литературы в 5 классе по сказке Оскара Уайльда "Соловей и роза"
Цель: формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст
Задачи: показать своеобразие литературных персонажей в произведении; помочь учащимся перейти от уровня содержания к уровню смысла; расширить культурный кругозор учащихся; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: урок - размышление
Вид урока: комбинированный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок: Оскар Уайльд «Соловей и роза». »
Литература 5 класс
Тема: Оскар Уайльд «Соловей и роза». Стиль, идея, герои сказки.
Цель: формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст
Задачи: показать своеобразие литературных персонажей в произведении; помочь учащимся перейти от уровня содержания к уровню смысла; расширить культурный кругозор учащихся; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: урок - размышление
Вид урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Понравилась ли вам сказка О.Уайльда «Соловей и роза»? Вспомним сборники сказок О.Уайльда.
Установить правильную последовательность.
Публикации О.Уайльда.
- Сборник сказок «Гранатовый домик»
- Книга «Счастливый принц и другие сказки».
III. Сообщение темы урока
Сегодня мы продолжим говорить о сказке О.Уайльда, поговорим о её героях.
IV. Работа по теме урока
Работа по произведению по вопросам
- Почему это произведение называется сказкой? Какими приемами писатель создает свой сказочный мир?
- Перечислите героев сказки. Опишите героя произведения, указанного на картинке.
- Почему Соловей решил помочь Студенту?
В сказке «Соловей и роза» Соловей добровольно принимает во
имя _________________ .
- Вспомните песню Соловья о Любви. О каких этапах
Любви он пел?
Этапы любви в Песне Соловья
- ..он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле.
- ...он пел о зарождении страсти в душе мужчины и девушки.
- ... он пел о том, как подкрадывается любовь в сердце мальчика и девочки.
- Почему расцвела красная роза?
Изменение цвета розы при пении Соловья
- ... Роза была бледная, как легкий туман над рекой, - бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета.
- И лепестка Розы окрасились нежным румянцем, как лицо жениха, когда он целует в губы свою невесту.
- И стала алой великолепная Роза, подобно утренней заре на востоке. Алым стал ее венчик, и алым, как рубин, стало ее сердце.
- Вспомните отрывок из сказки, где Соловей поет о Жизни и Смерти. Что для него дороже – Жизнь или Смерть?
- Как оценивает девушка подарок Студента? Сравните её слова со словами Соловья о Любви и драгоценностях.
- Сравните, что говорят о Любви Соловей и Студент. Чьё мнение вы разделяете?
- Почему автор назвал свою сказку «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»?
- Сформулируйте основную идею сказки. В каких словах автора она выражается?
Задание: кому принадлежат эти слова о любви?
«Любовь дороже жизни, и сердце какой-то пташки – ничто в сравнении с человеческим сердцем» (Соловей)
«Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости, чем в Философии, - и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой власти. У неё крылья цвета пламени, и пламенем окрашено тело её» (Соловей)
«Какая глупость эта Любовь… В ней и на половину нет той пользы, какая есть в Логике» (Студент)
«Воистину Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить её, и она не выставляется на рынке» (Соловей)
«Она удивительно непрактична, так как наш век – век практический» (Студент)
«Её не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото» (Соловей)
- Что такое цинизм? (наглое бесстыдное поведение, пренебрежение к нормам нравственности) Где мы его наблюдаем в сказке?
Разгадать сканворд по сказке
- Найдите ключевое слово по цифрам. Какая стала роза?
Сказки Уайльда - это философские _____________, в которых много морали и нравственных ____________.
Вывод
Сказки О.Уайльда – это философские произведения, в которых много морали и нравственных проблем. «Соловей и роза» отличается трагичностью рассказанной истории, в которой Соловей добровольно принимает смерть во имя Любви. Здесь две противоположные стороны, два типа героев – Соловей и Студент. Давайте подберем определения к каждому из них. Соловей – бескорыстная дружба, верность, самоотверженность. Студент – эгоизм, лицемерие, предательство. (Как вы понимаете значения этих слов?)
УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ.
ТИПЫ ГЕРОЕВ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Соловей. А. Равнодушие, цинизм.
2. Студент Б. Непостоянство, быстрая смена
настроения, желаний, цели
В. Бескорыстная дружба, верность,
самоотверженность, мечта
Г. Робость, беззащитность
Д. Эгоизм, лицемерие,
предательство.
Высокие идеалы романтики и духовности (Соловей) несовместимы с реальными жизненными обстоятельствами (Студент), который утверждает, что «искусство эгоистично» и «лишено практического значения»
V. Итог урока
Закончим урок словами известного английского литературоведа Ричарда Элмана: «Уайльд практически в одиночку сделал для английской литературы то, что во Франции десятилетиями пытались сделать многие и многие писатели. Он раздвину рамки литературы, тонко и умно критикуя в своих произведениях моральное табу»
Итоговый вопрос:
Чем отличаются сказки Х.К.Андерсена и О.Уайльда от литературных сказок русских писателей?
VI. Домашнее задание
Нарисовать понравившегося героя сказки «Соловей и роза»