Урок литературы в 8 классе "Сергий Радонежский. Душа России".
Урок литературы в 8 классе "Сергий Радонежский. Душа России".
На уроке обучающимся даётся представление об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассматриваются этапы духовного пути игумена, создание идеального образа святого в литературе, закрепляются навыки работы с текстом.
Урок способствует развитию культуры устной речи, навыков выразительного чтения и пересказа, умения аргументировать и творчески представлять подобранный материал по теме урока, сравнивать и делать выводы. Развиваются навыки коллективной работы.
На уроке решается воспитательная задача : способствовать обогащению духовного мира учащихся путем приобщения их к православным традициям русского народа, содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств – милосердия и всепрощения.
Тип и вид урока: урок-портрет с элементами исследования.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Формы организации: индивидуально-фронтальная, групповая.
Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока, записи звона колоколов, распечатанные цветные листы с характеристиками, запись классической музыки, репродукции/ иллюстрации с изображением святого.
Подготовительная работа к уроку: разучивание стихотворений, подготовка теста для экспресс- опроса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "Сергий Радонежский. Душа России". »
ТЕМА УРОКА: « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ. ДУША РОССИИ».
Урок литературы в 8 классе
Автор: Таранова Вита Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Вязовская СОШ»
Цели:
Образовательная: дать представление учащимся об особенностях житийной литературы на примере «Жития Сергия Радонежского», рассмотреть этапы духовного пути игумена, выяснить, как создаётся идеальный образ святого в литературе, закрепить навыки раскрытия образа святого;
Развивающая: развивать культуру устной речи, навыки выразительного чтения и пересказа, умение аргументировать и творчески представлять подобранный материал по теме урока, умение сравнивать и делать выводы, развивать навыки коллективной работы, внимание, логическое и творческое мышление.
Воспитательная: обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к православным традициям русского народа, содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств – милосердия и всепрощения.
Тип и вид урока: урок-портрет с элементами исследования.
Формы организации: индивидуально-фронтальная, групповая.
Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока, записи звона колоколов, распечатанные цветные листы с характеристиками, запись классической музыки, репродукции/ иллюстрации с изображением святого.
Подготовительная работа к уроку: разучивание стихотворений, подготовка теста для экспресс- опроса.
Эпиграф: Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.
В.О.Ключевский
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие во времени и отправимся в далёкий 14 век, на 700 лет назад, чтобы познакомиться с человеком, который за свою праведную жизнь был возведён в святые Земли Русской.
Имя его мы назовём немного позже. А сейчас ответьте на вопросы:
- Как вы понимаете выражение «праведная жизнь»? Кто такой праведник?
Учитель: С детства мы слышим слова «святой», «святость», но всегда ли задумываемся над тем, что они означают.
- Что значит возвести в святые, причислить к лику святых?
Учитель: Святыми называют христиан, которые жили праведно, старались делать добро и не забывали о Боге. Святой – это угодник Божий, избранный Самим Богом для молитвенного предстательства за свой народ, за всех людей, живущих на земле.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью удивительного святого, и на примере его благочестивой жизни постараемся раскрыть смысл христианского смирения и христианской радости.
На слайде скрыты имена наших русских святых. Назовите их.
Князь А р Н й, князь В р, княгиня О а.
- Чем прославились эти люди? Почему были причислены к лику святых?
Учитель: Святой, о котором мы поведём разговор, благословил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем, является основателем нескольких монастырей, среди которых Троице- Сергиев, в миру имя его- Варфоломей. Кто же этот святой?
Сообщение темы. Целеполагание.
Учитель: Одним из самых любимых и почитаемых на Руси святых всегда был и остаётся преподобный Сергий Радонежский. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет: 1315 год, 1318 год. Днём рождения Сергия также называлось 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 год. Поэтому наступающий 2014 год ознаменован юбилейной датой: 700-летием со дня рождения Сергия Радонежского.Сегодня мы познакомимся с его жизнью- житием, деяниями, чудесами, пополним свои знания новыми сведениями. Целью нашего путешествия во времени будет разрешение вопроса:
«Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?», а для того чтобы ответить на вопрос, нам предстоит составить духовный портрет святого.
О Сергии Радонежском мы узнаём из жития, написанного его учеником Епифанием Премудрым. А что это за жанр литературы – житие?
Словарная работа. Жанр литературы, который художественно рассказывает биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых. Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека.
Учитель: Чем житие отличается от автобиографии?
Учитель: Обратимся к словам В.О.Ключевского: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
Обсуждение эпиграфа. Обращаем внимание на понятия «память», «нравственный запас», «нравственный порядок». Сегодня нам предстоит изучить нравственный подвиг Сергия Радонежского на примере его жития.
III. Актуализация знаний учащихся. Заполнение (с проговариванием) первой колонки «Журнала исследования»: что нам известно о С. Радонежском?
IV. Раскрытие темы урока.
Итак, ребята, чтобы решить поставленную перед нами проблему, нам необходимо изучить информацию, которая предложена в электронной энциклопедии http:// ru.wikipedia.org.[1] (Для удобства нашей работы можно размножить статью). Вам нужно поработать в группах и изучить в разделе статьи «Рождение и детство», «Сергий Радонежский- чудотворец»,
«Старость и кончина преподобного Сергия. Канонизация», проанализировать, содержащуюся информацию, сравнить с «Житие…» в учебнике и во вторую колонку “Журнала исследования” записать всю новую для вас информацию, а затем поделиться ею с одноклассниками.
Отец Вадим раскрывает темы: «Начало монашеской жизни», «Образование Троице-Сергиевого монастыря».
Учащиеся работают в группах, заполняют «Журнал исследования», составляют кластер ( пока дети работают в группах, звучит классическая музыка). Кластеры вывешивают на доске.
1 группа- Рождение и детство.
2 группа- готовят инсценировку ( сюжет о том , как отрок Варфоломей встретил в лесу монаха, который дал ему дар от Бога читать Священное писание (http://www.eroshka.ru) [2]
Отец Вадим- Начало монашеской жизни. Образование Троице-Сергиевого монастыря. Отец Вадим
3 группа – Сергий Радонежский- чудотворец.
4 группа- Старость и кончина преподобного Сергия. Канонизация.
Выступления учащихся.
Ученик 1: Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало
И преподобный Сергий в ней. (С.Никулина)
Ученик 2: Во время тяжких испытаний звучит колокольный звон
( Под игом Русь тогда была)
Вблизи Ростова, по преданью
Мария сына родила.
Дитя все с нетерпеньем ждали
Как утешенья средь скорбей.
И вот младенцу имя дали
«Сын радости»- Варфоломей.
1 группа: В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Ученик 3: Он был украшен воздержаньем,
Постился строго с юных лет.
В молитве и благодеяньях
Проходит дней его рассвет.
Одно в нем близких огорчало:
Давалась грамота с трудом,
Но это тоже означало
Особый Промысел о нем. (С.Никулина)
2 группа- ( сюжет о том , как отрок Варфоломей встретил в лесу монаха, который дал ему дар от Бога читать Священное писание (http://www.eroshka.ru)[2]
Ведущий: Однажды Варфоломей пошел в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца-схимника, который стоял под деревом и молился.
Старец: Чего тебе надобно, чадо?
Варфоломей: Отче, отче, мне не дается ученье
Помолись о немощи этой моей.
Я хотел бы читать Слово Божие так,
Как умеют это братья мои.
Старец: Сердце мое помочь тебе радо.
И вот сейчас
Вместе с тобой мы помолимся, чадо.
Разве Господь не услышит нас?
Ведущий: Ангел с отроком клали поклоны,
И горела в них к Богу любовь.
Старец: От Бога тебе отрада -
Святыя просфоры часть;
Отверзи уста, о чадо,
Дар благодатный ясть!
Твоя скорбь да исчезнет разом!
Мал кусочек – но дар велик.
В сей частице - от Бога разум
К постиженью священных книг. (С.Никулина)
Благословив Варфоломея, старец-инок собирается уходить. Варфоломей удерживает его.
Варфоломей: Останься, батюшка, останься малость!
Зайди к нам – осчастливь отца.
Старец: Ладно, будь по твоему, отрок!
Веди меня до своего крыльца. (С.Никулина)
Ведущий:Прошли годы. Стал мальчик Варфоломей монахом с именем Сергий.
Ученики: Какое вскоре утешенье!
За то, что праведно он жил,
Достиг в монахи постриженья
И имя Сергий получил.
Ни тени грешных пожеланий.
Все воплощение Христа.
И нам, потомкам, в назиданье.
Свет веры, кротость, чистота. (С.Никулина)
Ведущий: Много потрудился преп. Сергий для славы Божией и для спасения людей: строил храмы, руководил обителью, усмирял гордыню князей, объединял Землю Русскую, вымолил победу русским воинам на поле Куликовом в битве с татарами, исцелял недужных, утешал страдающих.
Отец Вадим: Начало монашеской жизни. Образование Троице-Сергиевого монастыря.
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Образование Троице-Сергиевого монастыря[3]
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
3 группа- Сергий Радонежский - чудотворец.
Ученик: Однажды батюшке в обитель
Больного сына на руках
Принес благочестивый житель
Но мальчик умер на руках.
Тогда отец, убитый горем,
Уходит, гробик мастерит.
Но, возвратившись, видит вскоре:
Малютка жив и сладко спит.
Он бросился к ногам святого,
Но тот его остановил.
Мол, нет тут чуда никакого!
Так думать даже запретил.
Не для людского прославленья.
Творил молитвы он свои,
А ради веры укрепленья,
Во имя жертвенной любви. (С.Никулина)[4]
Преподобный Сергий сотворил чудо с ребенком. Один человек принес ему своего умирающего сына, и, пока просил Преподобного Сергия помолиться за него,ребенок умер. Отец впал в отчаяние и ушел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребенок его оказался жив. Известно много других чудес.
Однажды, когда Преподобный Сергий совершал Божественную литургию, ученик его Симеон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего Преподобного Сергия, так что он был объят пламенем с головы до ног.А когда Преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь, свившись, погрузился в Святую Чашу, из которой и причастился святой Сергий, Это была благодать Святого Духа.
Однажды Преподобный совершил чудо с источником. Когда иноки начали роптать на то, что рядом нет воды, Преподобный,взяв одного из иноков, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: "Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо”. И услышал Господь молитву Своего угодника и явил чудо. Забил, заискрился ручей. А какое еще чудо сотворил Преподобный Сергий?
В конце своей жизни Преподобный Сергий удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы. Это произошло Рождественским постом, примерно, в 1379 – 1384 годах. Преподобный Сергий, как обычно, пел в келлии акафист Божией Матери и молил Царицу Небесную об обители. После сел отдохнуть. Вдруг он сказал келейнику Михею "Ободрись.Сейчас будет чудесное” и услышал голос: "Пречистая грядет”. В ослепительном свете перед ним явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Он пал на землю, но Богоматерь ободрила его и сказала, что всегда будет Заступницей обители, его молитвы до Нее дошли, и удалилась. Михей же оставался лежать, закрыв глаза одеждой.
4 группа - Старость и кончина преподобного Сергия. Канонизация.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания…
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости.В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен . В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы».
Фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями. В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.
Учитель: А теперь давайте сравним уровень ваших знаний в начале урока и сейчас. Что вы можете сказать по этому поводу?
Можно начать так: В начале урока я знал, что …, а сейчас знаю, что …
Учитель: Ребята, приобретённые знания, кластеры помогут нам составить духовный портрет святого. [5]
Учитель: А зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать литературу такого рода – жития? (Существуют духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше. И пока будут помнить люди об простодушных отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!)
- Возвратимся к проблемному вопросу: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?»
Учащиеся отвечают.
Учитель: А теперь давайте исследуем такие вопросы: «Как в жизни преп. Сергия проявлялось смирение?» и « Отчего рождалось такое смирение?»
Рассматриваются случаи из жизни преп. Сергия Радонежского:
а) Встреча с крестьянином в монастыре.
б) Воскрешение умершего ребенка.
Учитель: В классе (по стенам) размещены цветные листы с характеристиками. Выберите из записей те, которые относятся к жизни святого Сергия.
Записи:простая заплатанная одежда игумена Сергия; превозношение над другими от всеобщего почитания; выполнение самых тяжелых послушаний в монастыре; сокрытие в себе Божией благодати, воскрешающей мертвых; требование себе особых привилегий в монастыре, как игумену и др..
Ученики называют: простую одежду, выполнение всех послушаний, сокрытие благодати.
Учитель: Можно это назвать проявлением смирения? (конечно)
Учитель: Тема духовенства волновала представителей искусства и нашла в нём своё отражение: и в музыке, и в литературе, и в киноискусстве, и в живописи. Сергия Радонежского изображали на своих художественных полотнах великие русские художники: Дионисий, А.Рублёв, М. Нестеров, Н.Рерих, Д.Корин и др..
Рассмотрите данные репродукции [6] и ответьте на вопросы:
- Какой эпизод жития иллюстрирует эта картина?
- Каким изображён Сергий Радонежский на данных репродукциях/ картинах?
Приложение 2
- Каким изображён Сергий Радонежский на иконах?
Приложение 3
Лик святого: следы непрестанных слез; глаза, выражающие одновременно и смирение и внутреннюю духовную силу
Одеяние: простое, скромное
Жесты, выражающие смирение, любовь к людям
- Чем отличаются картины от икон?
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю провести экспресс- опрос. Наш корреспондент задаст вопросы, касающиеся жизни Сергия Радонежского, а вы постарайтесь ответить на них. ( Учащийся получал задание подготовить вопросы заранее, на предыдущем уроке).
Экспресс- опрос: «Житие Сергия Радонежского»[7]
Выбери правильный ответ (на слайде).
Как звали родителей Сергия?
а) Иван и Ольга б) Пётр и Марфа в) Кирилл и Мария
Какое имя получил мальчик при крещении?
а) Сергий б) Константин в) Варфоломей
Как учился мальчик?
а) быстро и легко б) медленно и не прилежно в) прилежно, но с трудом
Кого встретил мальчик?
а) святого старца б) ангела в) монахиню
Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?» б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет стать святым б) что он хочет стать монахом
в) что его послали искать лошадь г) что он хочет знать грамоту
Откуда переехал отец мальчика?
А) из Киева Б) из Москвы В) из Ростова Г) Из Рязани
Куда переехал отец мальчика?
а) В Радонеж б) В Москву в) В Коломну г) Во Владимир
О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
Кто из князей приезжал к пр. Сергию за советом и благословением?
а) князь Александр б) князь Дмитрий в) князь Владимир
Как называется храм, где покоятся мощи пр. Сергия?
а) Успенский собор б) Духовская церковь в) Троицкий собор