kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина

«Несказанное, синее, нежное»             

Цель:

Продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о творчестве Есенина;
  • воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии;
  • воспитывать эстетический вкус у учащихся;
  • способствовать формированию умения жить и работать в коллективе в процессе данного вида деятельности;
  • способствовать формированию культуры общения, навыков эмоционального контроля;
  • способствовать развитию коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;
  • способствовать развитию внимания, памяти, воображения, расширению словарного запас;
  • продолжать прививать интерес детей к произведениям русских писателей-классиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное» »

Урок литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина

«Несказанное, синее, нежное»

Цель:

Продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о творчестве Есенина;

  • воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии;

  • воспитывать эстетический вкус у учащихся;

  • способствовать формированию умения жить и работать в коллективе в процессе данного вида деятельности;

  • способствовать формированию культуры общения, навыков эмоционального контроля;

  • способствовать развитию коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;

  • способствовать развитию внимания, памяти, воображения, расширению словарного запас;

  • продолжать прививать интерес детей к произведениям русских писателей-классиков.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности. 



В былые времена ходила в народе байка, что, создав земную твердь, Господь Бог полетел над нею и, как истинный крестьянин-сеятель, стал разбрасывать из лукошка – куда леса и реки, куда горные хребты и песчаные пустыни. Когда же он пролетал над Рязанщиной, лукошко прорвалось и всё, самое красивое, - густые Мещёрские леса, полноводная Ока, пшеничные поля, яблоневые сады – высыпалось в этом благословенном месте – сердце России. А потом, в самом конце XIX века, судьба сделала этой земле, да и всей России, ещё один подарок, самый драгоценный из всех возможных – она подарила им Поэта. Звали его Сергей Есенин. Его жизнь была короткой – он прожил на этой грешной земле всего 30 лет, - но искромётной. Подобно яркой звезде взошёл он на небосклон российской поэзии, и вот уже 110 лет льётся немеркнущий свет его стихов, его души.



    1. Индуктор (начало, мотивирующее творческую деятельность).

Чтение стихотворения учителем:

Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в небе василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы - сестры русского рассвета -
Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до боли
Им повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже -
Тепло его ладоней и души.

Он видел, как ложился синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала:

Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его: Россия -
Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя, -
России стихотворная душа:

Учитель: Вначале было слово: Поэты считались божьими избранниками, а их талант почитался, как ниспосланный свыше дар. Но мир изменился. Им стало править сословие, творящее хаос, и противостоять этому хаосу способны только поэты. Как известно, чем сильнее противостояние, тем трагичнее судьба, тем мучительнее земной путь: жертва человеческая ради Живого Слова. Готовы ли мы понять ее высокий смысл? Многие пытались ответить на этот вопрос. Пытаемся и мы, приоткрыв завесу тайны, которая до сих пор окружает имя Сергея Есенина.

III. Литературно-музыкальная композиция: «Несказанное, синее, нежное»

Чтец: Тих мой край, после бурь, после грёз.

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

1 ведущий: Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире»- писал максим Горький и называл Есенина своеобразно талантливым и законченно русским поэтом.

ЧТЕЦ: «О Русь, малиновое поле» (музыка «Над окошком месяц»)



2 ведущий: Далеким днем осенним

Родился наш Есенин

В губернии Рязанской,

А жизнь ждала крестьянская

Среди степей, полей, берез

Есенин в доме деда рос.

1 ведущий: На необъятной карте России, где-то под Рязанью, затерялась едва приметная точка – старинное приокское село Константиново. К вершинам поэзии Есенин вышел из глубины народной жизни.

2 ведущий: Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как тоскуют тающие поля. Здесь, на Рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.

ЧТЕЦ: Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

1 ведущий: И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная ширь – вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к русской земле.

ЧТЕЦ: Запели тесаные дороги

Бегут равнины и кусты

2 ведущий: В сердце Есенина с юных лет запала русская песня с её печалью и молодецкой удалью.

ЧТЕЦ: Зеленая прическа, девическая грудь,

О тонкая березка, что, что загляделась в пруд (музыка).

ЧТЕЦ: Над речкой ветер бродит алый

Пролетают в небе журавли

И глядит Есенин с пьедестала

На закат малиновой зари



1 ведущий: Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды – все это сложилось в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы.



ЧТЕЦ: Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу,

Весла твоя радость короткая

С громкой песней, весной на лугу.

ЧТЕЦ: Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

ЧТЕЦ: Моя лирика жила одной любовью

Любовью к родине

1 ведущий: Есенин – оригинальный мастер пейзажа, он дает почувствовать живую силу окружающего мира.

2 ведущий: иной мир открывается всякому, когда он приезжает в Москву. Мог ли кто тогда представить, что этот паренёк станет поэтическим сердцем России.


ЧТЕЦ: Далекий год расцвета сил

Двенадцатый уж наступил.

В Москве Есенин. В это время

Стихи читает перед всеми,

Он вхож в салоны, любит Блока

И пишет стих в мгновенье ока.

И первый сборник «Радуница»

Вот-вот уж должен появиться



1 ведущий: И были, конечно, душевные муки,

И был сам Христос рядом с ним.

Безудержны распри и вскинуты руки,

Есенин с друзьями, но чаще один.

2 ведущий: Время Есенина – время крупных поворотов в истории России. Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. И теперь, главное в его произведениях – осознание сил свободы.



(Шопен, этюд 12)

(песня «Отговорила роща золотая»)

1 ведущий: В пятнадцатом еще лишь ученик,

А в двадцать пятом он уже велик.

Он нам оставил столько сини,

А сам ушел как пред грозой,

Оставшись на лице России

Невысыхаемой слезой.

ЧТЕЦ: стихотворение «Мы теперь уходим понемногу»

2 ведущий: Устав от борьбы с самим собой, не в силах разорвать круг разноречивых чувств и мыслей, Есенин последний раз обращается к лирическому, которое остается в его поэзии навечно.


ЧТЕЦ: стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»

(Шопен «Ноктюрн» Баллада № 12)


1 ведущий: Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться, Есенин входит в сердце просто и спокойно. Остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.


IV. Самоконструкция (учащиеся сами конструируют словарный ряд).


Какие ассоциации возникают у вас в связи со словами «стихи Есенина»?


Социоконструкция (дополнение своего ряда словами других учащихся).

V. Работа в группах:

1 задание: раскрыть смысл строчки из стихотворения С.Есенина

«О верю, верю, счастье есть» (в чем оно, для чего, что люблю, когда я счастлив).

2 задание: Создать образ-рисунок по стихам С.Есенина (почему именно это, цвет).

Задание: побудьте минуточку наедине со стихотворением и иллюстрацией, продолжите эти предложения:

Я вижу… Я слышу… Я чувствую… Я радуюсь…

3 задание: Рассмотреть видеому по стихотворению С.Есенина «Письмо матери» и ответить на вопросы:

Назовите основные образы видеомы и стихотворения?

Совпадает содержание видеомы с содержанием стихотворения?

Символом чего являются для лирического героя мать и родной дом?

Что ищет лирический герой у матери?

Чему учит нас С.Есенин?

4 задание: Восстановить стихотворение, вставив подобранные прилагательные, причастия.


Я снова здесь, в семье _______

Мой край, ________ ________

_________ сумрак за горой

Рукою машет ______________.


Седины ____________ дня

Плывут ________________ мимо,

И грусть ________________ меня

Волнует непреодолимо


Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!


В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей _________.


И часто я в ___________ мгле,

Под звон _____________ осоки,

Молюсь ______________ земле.

О ________________ и далеких.




О __________ вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует __________ мякиш тишины.


__________ холод ласково и кротко

Крадется мглой к ____________ двору;

Сквозь синь стекла ______________ отрок

Лучит глаза на галочью игру.


Обняв трубу, сверкает по повети

Зола _________ из __________ печи

Кого-то нет, и _______________ ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.


Кому-то пятками уже не мять по рощам

_______________ лист и золото травы.

_________ вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв _______________ совы.


Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,

Дорога ________ узорит __________ ров…

И нежно охает _______________ солома,

Свисая с губ _______________ коров.



V. Домашнее задание. Прежде, чем мы закончим урок, я предлагаю чуть-чуть помолчать, так как 5 минут красноречивого молчания иногда сильнее 5 минут разговора. Слушая эту мелодию, загляните в свою душу и выберите это единственное слово, которое вы пронесли через весь урок и которое сейчас светится и поет в вашей душе.

Я прошу записать это слово с красной строки в своих тетрадях.

Это и будет темой вашего сочинения.


VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Высказать свои впечатления или обменяться ими вы можете, если выплеснете их на этот лист бумаги, наполнив его своим настроением.





















































































Афиширование – чтение учащимися стихотворений.


Учитель: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Две даты из жизни поэта. Первая дата рождения. Вторая дата смерти. 30 лет прожитых поэтом на этой земле. Много это или мало. В старину кавказские старцы наставляли молодежь: "Тридцать лет человек должен учиться, тридцать - путешествовать и тридцать - писать - рассказывая людям все, что увидел, узнал, понял". Девяносто лет. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого мудрого изречения. Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно - с песню. Будь она, эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».



Прежде, чем мы закончим урок, я предлагаю чуть-чуть помолчать, так как 5 минут красноречивого молчания иногда сильнее 5 минут разговора. Слушая эту мелодию, загляните в свою душу и выберите это единственное слово, которое вы пронесли через весь урок и которое сейчас светится и поет в вашей душе.

Я прошу записать это слово с красной строки в своих тетрадях.

Это и будет темой вашего сочинения.


V. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Высказать свои впечатления или обменяться ими вы можете, если выплеснете их на этот лист бумаги, наполнив его своим настроением.














Восстановить стихотворение, вставив подобранные прилагательные,

причастия


Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.


Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо


Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!


В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.


И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле.

О невозвратных и далеких.


















О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.


Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.


Обняв трубу, сверкает по повети

Зола зелёная из розовой печи

Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.


Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щерблёный лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.


Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,

Дорога белая узорит скользкий ров…

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

















Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.


Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо


Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!


В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.


И часто я в вечерней мгле,

Под звон надломленной осоки,

Молюсь дымящейся земле.

О невозвратных и далеких.




















Поёт зима – аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная,

Красавица весна.





































5 группа: СОЧИНИТЕЛИ

задание:








Восстановить стихотворение, вставив подобранные прилагательные,

причастия


Я снова здесь, в семье _______

Мой край, ________ ________

_________ сумрак за горой

Рукою машет ______________.


Седины ____________ дня

Плывут ________________ мимо,

И грусть ________________ меня

Волнует непреодолимо


Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже.

О други игрищ и забав,

Уж я вас больше не увижу!


В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то.

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей _________.


И часто я в ___________ мгле,

Под звон _____________ осоки,

Молюсь ______________ земле.

О ________________ и далеких.






О __________ вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует __________ мякиш тишины.


__________ холод ласково и кротко

Крадется мглой к ____________ двору;

Сквозь синь стекла ______________ отрок

Лучит глаза на галочью игру.


Обняв трубу, сверкает по повети

Зола _________ из __________ печи

Кого-то нет, и _______________ ветер

О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.


Кому-то пятками уже не мять по рощам

_______________ лист и золото травы.

_________ вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв _______________ совы.


Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,

Дорога ________ узорит __________ ров…

И нежно охает _______________ солома,

Свисая с губ _______________ коров.



Поёт зима – аукает

____________ лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской _________

Плывут в страну _________ ___________облака.


А по двору метелица

Ковром __________ стелется,

Но больно холодна.

Воробышки ____________,

Как детки ______________,

Прижались у окна.


Озябли пташки _________,

_______________, усталые,

И жмутся поплотней

А вьюга с рёвом ____________

Стучит по ставням ____________

И злится все сильней.


И дремлют пташки ______

Под эти вихри __________

У __________ окна.

И снится им ____________,

В улыбках солнца _________,

Красавица весна.



























































































ЗАДАНИЕ:



  1. На доске написано СЕРГЕЙ ЕСЕНИН Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 2-3 буквы, отсутствующие в имени, добавить.



  1. Обменяемся словами. Можете написать те, которые вам понравились.



  1. Выделите опорное слово.



  1. Подберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Запишите в три колонки.



  1. Напишите слово о поэте, используя любые слова, вами найденные, подобранные, записанные на вашем листке.





ЗАДАНИЕ:



1 На доске написано СЕРГЕЙ ЕСЕНИН Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 2-3 буквы, отсутствующие в имени, добавить.



  1. Обменяемся словами. Можете написать те, которые вам понравились.



  1. Выделите опорное слово.



  1. Подберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Запишите в три колонки.



  1. Напишите слово о поэте, используя любые слова, вами найденные, подобранные, записанные на вашем листке.







ЗАДАНИЕ:



  1. На доске написано СЕРГЕЙ ЕСЕНИН Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 2-3 буквы, отсутствующие в имени, добавить.



  1. Обменяемся словами. Можете написать те, которые вам понравились.



  1. Выделите опорное слово.



  1. Подберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации. Запишите в три колонки.



  1. Напишите слово о поэте, используя любые слова, вами найденные, подобранные,

записанные на вашем листке.





ЗАДАНИЕ:



  1. На доске написано СЕРГЕЙ ЕСЕНИН Составьте как можно больше слов из этого имени. Можно 2-3 буквы, отсутствующие в имени, добавить.



  1. Обменяемся словами. Можете написать те, которые вам понравились.



  1. Выделите опорное слово.















3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Две даты из жизни поэта. Первая дата рождения. Вторая дата смерти. 30 лет прожитых поэтом на этой земле. Много это или мало. В старину кавказские старцы наставляли молодежь: "Тридцать лет человек должен учиться, тридцать - путешествовать и тридцать - писать - рассказывая людям все, что увидел, узнал, понял". Девяносто лет. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого мудрого изречения. Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно - с песню. Будь она, эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».

Звучит песня "Над окошком месяц".

  1. Подведение итогов.

Суд истории окончательно определил ценность творчества Есенина. Удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, он был большим мастером стиха. Чарующая поэзия, пронзительная лирика поэта, обнаженная искренность его задушевного голоса общечеловечны, близки, дороги каждому из нас, всем людям земли.

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть своей тоски. 
Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что раскинув ветви. Загляделись в розовую водь! 
Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное»

Автор: Афанасьева Наталья Владимировна

Дата: 08.03.2015

Номер свидетельства: 183331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок литературы в 9-м классе "Природа и Родина в лирике С.Есенина" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieratury-v-9-m-klassie-priroda-i-rodina-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "118412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413131488"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства