kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе "Загадка женской души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.

         Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души.

         - В каких ранее изученных произведениях вы встречались с героями, одухотворенными эти чувством?

         Для многих женских образов русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.

         - Какова любовь Катерины из грозы А.Н.Островского?

         - Каков идеал Катерины Кабановой?

         Но была и другая женская любовь – любовь – страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Загадка женской души"»

МАОУ «СПШ №33»




Загадка женской души»

(урок литературы в 10 классе по произведению Н.С. Лескова

«Леди Макбет Мценского уезда»)

Цели:

  • раскрыть трагедию, загадку женской души;

  • развивать навыки анализа текста;

  • способствовать развитию творческого мышления учащихся:

  • воспитывать нравственные качества личности старшеклассников

Методические приемы: аналитическая беседа, проблемные вопросы, самостоятельная работа, сопоставительный анализ, художественный пересказ.

Ход урока

  1. Реализация домашнего задания

Индивидуальные сообщения учащихся ( история создания очерка, первая публикация, тема повествования).

Цель нашего урока - раскрыть трагедию, загадку женской души на примере произведений русских писателей 19 века.

  1. Слово учителя

Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.

Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души.

- В каких ранее изученных произведениях вы встречались с героями, одухотворенными эти чувством?

Для многих женских образов русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.

- Какова любовь Катерины из грозы А.Н.Островского?

- Каков идеал Катерины Кабановой?

Но была и другая женская любовь – любовь – страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

3. Осмысление названия

- В чем странность названия лесковского очерка?

4. Проблемный анализ повести

- Кого называет местное дворянство леди Макбет Мценского уезда?

- Каково ваше первое впечатление о героине?

По мнению Ап.Григорьева, Катерина Измайлова – это «блестящий, и страстный, и хищный тип, который в природе и в истории имеет свое оправдание своей возможности и реальности».

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Как зародилась любовь страсть? Слово Катерине Измайловой.

Ученица делает художественный пересказ-монолог(история замужества Катерины) от первого лица(гл.1).

- Что послужило причиной страсти?

- Катерина в «Грозе» Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была «девка» Катерина Измайлова? Обратимся к тексту повести(гл.2).

- Каково главное свойство натуры?

Сравните со словами короля Макбета (о решительности):

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

- Так зверь или человек? Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале (гл.5,8,15)

- Как изменила героиню страсть?

- Страсть перерастает пределы измены Почему?( конец гл.4)

- А Львовна «уж совсем разошлась». Почему?( конец гл.6)

Но счастье бывает разное. «Есть счастье праведное, есть грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет»(Лесков).

-На что толкает «счастье» героиню?

5. Анализ сцены убийства.

Чтение по ролям сцены «Убийство мужа» (гл.7-8)

- Помните эпиграф к очерку? Как его поняли?

- Как «царствует» героиня? Есть ли идеал в душе Катерины Измайловой?

- С чьим идеалом он сталкивается?

У лесковской героини этого нет, только сны тревожат.

6 .Художественный пересказ снов.

Первый сон – гл.6

Второй сон –гл.7

- Не совесть ли просыпается в молодой купчихе?

-Как же потрудилась Катеринушка?

«Кто начал злом, тот и погрязнет в нем»(Шекспир).

- Какую кару понесла Катерина Измайлова? Произвел ли суд на героиню впечатление?(гл.13).

- К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

-Изменила ли лесковскую героиню каторга?

- Жалко ее? Почему?(гл.14)

«Она больна не телом, но душою»(Шекспир о леди Макбет).

- Можно ли так сказать о Катерине? Обратимся к символике пейзажных сцен.

7. Самостоятельная работа по анализу пейзажа(работа по тексту, заполнение таблицы).

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

ТЕКСТ

«Золотая ночь» «рай»(гл.6)

белый цвет

молодой цвет яблони

СИМВОЛИКА

Белый цвет-рай.

Чернота, грязь, тьма в душе – ад.

ТЕКСТ

«Безотраднейшая картина», «ад»(гл.15)

грязь, тьма

серое небо, ветер стонет

СИМВОЛИКА

Гряз, тьма на улице, «ад» – свет в душе, «рай»(очищающая боль).

Вопросы на доске:

- Какой цвет чаще встречается?

- Найдите слово-образ, используемое автором?

- Какова символика пейзажной сцены?

- Как показано пробуждение чувства вины в Катерине? (гл.15).

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из «Грозы» Островского.

- В чем причина того, что судьбы героинь «складывались по-разному»?

- В чем различие в трагической развязке судеб героинь Островского и Лескова?

8. Итог урока

- Кто же она, Катерина Измайлова, - страстная натура или…?

Допишите! Чем оказалась любовь для Катерины Львовны? Обоснуйте свое мнение.

Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно верно: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Ф.И. Тютчев:

Союз души с душой родной.

Их съединенье, сочетание,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой.

9. Домашнее задание – сочинение-рассуждение (на выбор):

1. «Страстная натура или больная душа»?

2. Можете ли вы согласиться с тем, что Лесков «отказывается видеть» в своей героине «только преступницу»? Если да, то кем еще она предстает в очерке?

3. В чем сходство и различия Катерины Кабановой И Катерины Измайловой? Чей образ вам ближе?

4. В чем же загадка женской души?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок литературы в 10 классе "Загадка женской души"

Автор: Бондарева Ирина Геннадьевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-umniki-i-umnitsy-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418204051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Муниципальный конкурс художественного слова "В начале было слово..." "
    ["seo_title"] => string(71) "munitsipal-nyi-konkurs-khudozhiestviennogho-slova-v-nachalie-bylo-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "140666"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417978194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства