Урок литературы в 10 классе "Загадка женской души"
Урок литературы в 10 классе "Загадка женской души"
Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.
Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души.
- В каких ранее изученных произведениях вы встречались с героями, одухотворенными эти чувством?
Для многих женских образов русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.
- Какова любовь Катерины из грозы А.Н.Островского?
- Каков идеал Катерины Кабановой?
Но была и другая женская любовь – любовь – страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Индивидуальные сообщения учащихся ( история создания очерка, первая публикация, тема повествования).
Цель нашего урока - раскрыть трагедию, загадку женской души на примере произведений русских писателей 19 века.
Слово учителя
Любовь – великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.
Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души.
- В каких ранее изученных произведениях вы встречались с героями, одухотворенными эти чувством?
Для многих женских образов русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.
- Какова любовь Катерины из грозы А.Н.Островского?
- Каков идеал Катерины Кабановой?
Но была и другая женская любовь – любовь – страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
3. Осмысление названия
- В чем странность названия лесковского очерка?
4. Проблемный анализ повести
- Кого называет местное дворянство леди Макбет Мценского уезда?
- Каково ваше первое впечатление о героине?
По мнению Ап.Григорьева, Катерина Измайлова – это «блестящий, и страстный, и хищный тип, который в природе и в истории имеет свое оправдание своей возможности и реальности».
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Как зародилась любовь страсть? Слово Катерине Измайловой.
Ученица делает художественный пересказ-монолог(история замужества Катерины) от первого лица(гл.1).
- Что послужило причиной страсти?
- Катерина в «Грозе» Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была «девка» Катерина Измайлова? Обратимся к тексту повести(гл.2).
- Каково главное свойство натуры?
Сравните со словами короля Макбета (о решительности):
Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
- Так зверь или человек? Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале (гл.5,8,15)
- Как изменила героиню страсть?
- Страсть перерастает пределы измены Почему?( конец гл.4)
- А Львовна «уж совсем разошлась». Почему?( конец гл.6)
Но счастье бывает разное. «Есть счастье праведное, есть грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет»(Лесков).
-На что толкает «счастье» героиню?
5. Анализ сцены убийства.
Чтение по ролям сцены «Убийство мужа» (гл.7-8)
- Помните эпиграф к очерку? Как его поняли?
- Как «царствует» героиня? Есть ли идеал в душе Катерины Измайловой?
- С чьим идеалом он сталкивается?
У лесковской героини этого нет, только сны тревожат.
6 .Художественный пересказ снов.
Первый сон – гл.6
Второй сон –гл.7
- Не совесть ли просыпается в молодой купчихе?
-Как же потрудилась Катеринушка?
«Кто начал злом, тот и погрязнет в нем»(Шекспир).
- Какую кару понесла Катерина Измайлова? Произвел ли суд на героиню впечатление?(гл.13).
- К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?
-Изменила ли лесковскую героиню каторга?
- Жалко ее? Почему?(гл.14)
«Она больна не телом, но душою»(Шекспир о леди Макбет).
- Можно ли так сказать о Катерине? Обратимся к символике пейзажных сцен.
7. Самостоятельная работа по анализу пейзажа(работа по тексту, заполнение таблицы).
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
ТЕКСТ
«Золотая ночь» «рай»(гл.6)
белый цвет
молодой цвет яблони
СИМВОЛИКА
Белый цвет-рай.
Чернота, грязь, тьма в душе – ад.
ТЕКСТ
«Безотраднейшая картина», «ад»(гл.15)
грязь, тьма
серое небо, ветер стонет
СИМВОЛИКА
Гряз, тьма на улице, «ад» – свет в душе, «рай»(очищающая боль).
Вопросы на доске:
- Какой цвет чаще встречается?
- Найдите слово-образ, используемое автором?
- Какова символика пейзажной сцены?
- Как показано пробуждение чувства вины в Катерине? (гл.15).
Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из «Грозы» Островского.
- В чем причина того, что судьбы героинь «складывались по-разному»?
- В чем различие в трагической развязке судеб героинь Островского и Лескова?
8. Итог урока
- Кто же она, Катерина Измайлова, - страстная натура или…?
Допишите! Чем оказалась любовь для Катерины Львовны? Обоснуйте свое мнение.
Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.
Одно верно: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Ф.И. Тютчев:
Союз души с душой родной.
Их съединенье, сочетание,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой.
9. Домашнее задание – сочинение-рассуждение (на выбор):
1. «Страстная натура или больная душа»?
2. Можете ли вы согласиться с тем, что Лесков «отказывается видеть» в своей героине «только преступницу»? Если да, то кем еще она предстает в очерке?
3. В чем сходство и различия Катерины Кабановой И Катерины Измайловой? Чей образ вам ближе?