Урок литературы "Образ природы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы».
Урок литературы "Образ природы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы».
Цели:
Образовательная:
-показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
-развивать познавательный интерес;
-развивать творческое воображение;
-формировать общеучебные умения и компетенцию.
Развивающая:
- развитие творческих способностей;
- развитие умения проводить сравнения, сопоставления;
Воспитательная:
- воспитывать положительную мотивацию к учению через включение приёмов создания ситуации успеха, постановку законченных инструкций, проблемных вопросов, поощрение;
- воспитывать ответственность за свою работу в группе.
Словарная работа: пейзаж, версты, ямщик, борзая и др.
Оборудование: тексты стихотворений, карточки для групповой и самостоятельной работы, мультимедийное оборудование, репродукции картин художников-пейзажистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Образ природы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы».»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Образ природы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы».
Цели:
Образовательная:
-показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
-развивать познавательный интерес;
-развивать творческое воображение;
-формировать общеучебные умения и компетенцию.
Развивающая:
- развитие творческих способностей;
- развитие умения проводить сравнения, сопоставления;
Воспитательная:
- воспитывать положительную мотивацию к учению через включение приёмов создания ситуации успеха, постановку законченных инструкций, проблемных вопросов, поощрение;
- воспитывать ответственность за свою работу в группе.
Словарная работа: пейзаж, версты, ямщик, борзая и др.
Оборудование: тексты стихотворений, карточки для групповой и самостоятельной работы, мультимедийное оборудование, репродукции картин художников-пейзажистов.
Ход урока:
I. Работа по группам (3 группы по 5-6 человек).
Остальные – готовят выразительное чтение стихотворений «Зимняя дорога», «Бесы» (стр.127-130 учебника), читают статью «В мире пушкинских стихотворений о природе» (стр.130-131).
3. Изменен порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами.
А. И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И глазами подмигивать,
И прищелкивать перстами…
Б. Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И набрела на терем.
В. День за днем идет, мелькая,
А молодая царевна
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
4. Подберите рифмы, воспользовавшись словами из приведенного списка:
А. собираясь, под лавку, залая, отдыхать, подавали, милее, вздохнула, обидно, царица, отворилась, человек, уголок.
1.взглянула
2.молодица
3.наряжаясь
4.не видно
5.очутилась
6.Чернавку
7.навек
8.наливали
9.играя
10.на кровать
Б. лесную, на поля, грешен, красиво, шутила, свечку, проходит, имело, милее, догадалась, отпрыгнет, сестрица.
1.земля
2.умело
3.говорила
4.не сводит
5.белее
6.замахнет
7.неутешен
8.живую
9.испугалась
10.печку
В. Без дела, погулять, навечно, заметил, покажися, будь нам мать, как-нибудь, хлопочет, лает, на крыльцо, пустого места, хрустальный.
1.хохочет
2.твоя невеста
3.сердечно
4.не пускает
5.величать
6.пострелять
7.подружися
8.женою будь
9.ей в лицо
10.сидела
Подведение итогов. Подсчитываются командные очки.
II. Повторение.
Вступительная беседа.
- Вспомните, что такое пейзаж? ( Пейзаж - это изображение природы в искусстве)
- Почему доска к сегодняшнему уроку оформлена репродукциями картин Шишкина, Репина и т.д.? (изображения спроецированы на доску) (Они дают нам представление об изображении природы в живописи).
- Как вы думаете, легче или труднее изобразить картины природы в литературе?
Название урока спроецировано на доску.
III. Чтение и частичный анализ стихотворений.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение « Зимняя дорога», остальные - пробуют представить себе картину, нарисованную поэтом.
Вопросы классу:
- Что описывает поэт в этом стихотворении? Какое время суток изображает?
- Какое настроение вызывает у поэта зимняя дорога и какие слова помогают его передать?
- А почему ему скучно и грустно? (выборочное чтение). Сколько раз повторяется слово «скучный»?
- Почему колокольчик утомительно гремит?
(Путник устал от долгой дороги, колокольчик слишком громко звенит среди тишины ночи и т.д.)
- Какой темп вы бы выбрали при чтении этого стихотворения?
- Какие эпитеты использует Пушкин для создания поэтического образа зимней дороги? Какие эпитеты передают настроение грусти, печали?
( Печальные поляны, по дороге скучной, колокольчик однозвучный, путь мой скучен и т.д.)
Слово учителя:
- Важность эпитета может подчеркиваться повтором. В нашем примере повторение эпитетов печальные и печально в 3-ей и 4-ой строках усиливают их значимость: они называют чувство, преобладающее в стихотворении.
Не случайно ключевые, основные эмоциональные эпитеты повторяются в последней строфе: грустно, путь мой скучен, колокольчик однозвучен.
- Какие метафоры можно найти в этом стихотворении? (лунный лик, пробирается луна, льет свет, полночь нас не разлучит.)
- Если бы вы получили задание сделать иллюстрации к этому стихотворению, что бы вы нарисовали? (устное рисование)
- Что общего в стихотворениях «Зимняя дорога» и «Бесы»? (Зимняя дорога передается глазами путников.)
- Какое слово, чаще всего повторяясь в стихотворении, создает картину ночной непогоды? (Мутное небо, ночь мутна, в мутной месяца игре. Картина эта повторяется три раза.)
- Найдите еще слова, дополняющие картину тревожной снежной круговерти?
- Что мерещится на этом фоне путникам? Какой представляется их восторженному воображению вьюга?
( Вьюга представляется им неистовой и длинной пляской ведьм и бесов, игрою злых и темных сил, враждебных человеку.)
- Найдите строчки, где снег кажется бесами. (выборочное чтение стихотворения)
- Почему так «странно» ведут себя кони: то мчатся, то останавливаются? В стихотворении есть строчка: «Кони чуткие храпят». Почему они «храпят»?
- Проследите по тексту, как нарастает чувство страха от строфы к строфе.
( Лирический герой никак не называет темные силы, заменяет местоимением «он»; чудится, что глаза горят, что кто-то толкает коня; верстою небывалой торчит и т.д.)
- Какую поговорку уместно здесь вспомнить? ( У страха глаза велики.)
- Не кажется ли вам, что в конце стихотворения страх исчезает, остается только сочувствие к бесам? (надрывают сердце мне; куда их гонят? О чем так жалобно поют?)
- К какому стихотворению, из услышанных сегодня, вам проще нарисовать иллюстрацию? (ответы детей)
Слово учителя:
- На уроке уже прозвучали два стихотворения, в которых Пушкин рисует картины зимнего пейзажа. Но как он не похож на тот, который мы слышим, чувствуем в известных пушкинских строчках: «Мороз и солнце; день чудесный!» или «Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы.»
- А почему такой разной бывает пушкинская зима?
(Изображение картин природы связано с настроением поэта, обстоятельствами его личной жизни.)
IV. Рефлексия (передать свое настроение, вызванное стихотворениями, цветом или словом) или покритиковать самих себя (Кто работал активнее? Какие задания были сложными? и т.д.)
V. Самостоятельная работа(задания спроецированы на доску)
Уровень А.
1)Колокольчик в стихотворении «Зимняя дорога» А.С.Пушкина