kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова " Бородино"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока  комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид: урок - размышление.

Форма проведения: групповая работа.

Цель  урока является: воспитание любви и уважения к великому прошлому России средствами поэзии

Задачи урока:

  1. Обучающие: познакомить с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, закрепить знания учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка, познакомить с новыми терминами; осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за  развитием сюжета и поведением героев.

2.  Развивающие: развивать мышление, внимание, память, логику, навыки работы с учебником и со стихотворным текстом; развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать, развивать речь.

3.  Воспитывающие: воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны, прививать любовь к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова " Бородино" »

Урок литературы в 6Б классе

Учитель Кириченко Е.В.

Тема: Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино»

Тип урока: комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид: урок - размышление.

Форма проведения: групповая работа.

Используемые учебники и учебные пособия: Литература. 5 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Ф. Курдюмова.


Цель урока: воспитание любви и уважения к великому прошлому России средствами поэзии

Задачи урока:

  1. Обучающие: познакомить с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, закрепить знания учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка, познакомить с новыми терминами;

осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.



2. Развивающие: развивать мышление, внимание, память, логику, навыки работы с учебником и со стихотворным текстом; развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать, развивать речь.

3. Воспитывающие: воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны, прививать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, проектор,

Методы и формы работы:

1. Комментированное чтение стихотворения;

2. Беседа по прочитанному с элементами словесного рисования;

3. Работа над композицией произведения;

4. Словарная работа, работа над языком произведения;

5. Работа с иллюстрациями.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Приветствие. Сегодня у нас гости, поздоровайтесь

- Какой сейчас урок?

- Все ли готовы к уроку?

- Оля, ты меня слышишь? Саша?

- На уроке мы будем внимательно слушать, чётко проговаривать окончания и ставить ударения в словах, отвечать на вопросы, следить за дыханием

- Творчество какого поэта мы сейчас изучаем?

  1. Речевая зарядка. Работа над дыханием

- Послушайте, как я прочитаю

С детских лет Лермонтов учился народной речи, слушая предания и песни о войне 1812 года.

- Скажем хором.

- Обратите внимание на числительное в предложении.

- Повтори, Катя

- С детских лет Лермонтов впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

Актуализация знаний.

- Мы уже познакомились с биографией поэта и прочитали стихотворение «Бородино», узнали много новых слов, а сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова, понаблюдаем за развитием сюжета и поведением героев. Нам предстоит выяснить, как поэт изображает Бородинское сражение, каким показывает русского солдата, потому что

тема урока: Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино»



- Прежде чем продолжить разговор, проверим домашнее задание. Вам предстоит ответить на вопросы викторины

Самостоятельная работа, взаимопроверка, 1 у доски

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Отвечайте на вопрос и вписывайте в горизонтальный ряд букву, которая стоит НАПРОТИВ ПРАВИЛЬНОГО ответа.

Если всё сделаете правильно, то из букв в клетках сложится ВОИНСКАЯ ПРОФЕССИЯ РАССКАЗЧИКА.


1. Расположение войск для ночлега:

А бивак

Б ночник

В привал

Г стоянка


7. Русских воинов автор называет:

В храбрецы

Г смельчаки

Д витязи

Е богатыри

 


2. Военный головной убор:

Н кепка

О ушанка

П тюбетейка

Р кивер


8. Командир воина-рассказчика, "отец солдатам", носил звание:

Р полковник

С подполковник

Т майор

У капитан

 


3. Укрепление для круговой обороны:

С окоп

Т редут

У землянка

Ф траншея


9. Сигнал к отступлению французам дали:

Ж трубы

З горны

И барабаны

Й пушки


4. Опора, на которую накладывается артиллерийское орудие для стрельбы:

Ё затвор

Ж цапфа

З ствол

И лафет

10. О Бородинском сражении герою стихотворения рассказывает:

О   брат

П   отец

Р   дед

С   дядя


5. Бородинское сражение началось:

И днём

Й вечером

К ночью

Л утром


11. Неприятельского воина рассказчик называет:

Т мусью

У синьор

Ф мистер

Х сэр



6. По словам автора, когда войско французов приблизилось к расположению русской армии, "верхушки леса" были:

Л синего цвета

М зелёного цвета

Н красного цвета

О жёлтого цвета






- Получилось слово АРТИЛЛЕРИСТ. Именно он, артиллерист, старый солдат является рассказчиком в стихотворении

                  Исследование текста.

Просмотр диафильма и чтение стихотворения учителем

- Внимательно послушайте, как я прочитаю стихотворение



Физкультминутка Марш

- Вы видели, какими стройными рядами шли русские полки? В армии солдат учили не только отважно воевать, но и красиво маршировать.

Пожалуйста, встаньте и выполняйте мои команды

- Раз-два, левой, ….

- Ать-два, левой…

- На месте стой, раз, два



Актуализация опорных знаний. Беседа по тексту стихотворения.



-Какова тема стихотворения? О чем оно?



- С чего начинает свой рассказ ветеран?


- В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?


Прочитаем диалог

Вывод: Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

- Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит или посмотреть на иллюстрации. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет.


- Какие качества этого солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения. Подтвердите строчками стихотворения


а) решительность



б) патриотизм




в) воинское братство, гордость:



г) готовность сложить голову за Родину на поле брани:



в) мужество, смелость:



-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?


- Как изображена Бородинская битва в стихотворении?

Как передана ожесточенность боя, какими выражениями?

Найдите в тексте строки, подтверждающие это.



Как вы думаете, с какой интонацией мы должны читать эти строки?



В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?

В каких словах выражена идея стихотворения?




Какими чувствами проникнуто это стихотворение?


Какое настроение возникает у вас при чтении стихотворения?




Война - это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.


О войне 1812 года, о Бородинском сражении


Диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена.








Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер






«Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);


«Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);


«Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)


«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»


«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);


Гордость за русских солдат и скорбь о погибших










Усиление голоса, нагнетающая интонация




(Да, были люди в наше время.

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри – не вы!)




Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров.

Стихотворение создаёт торжественное настроение.









- Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Бородинской битве, изображению подвига народа многие художники посвятили свои полотна.



Подведение итога урока.

-       С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?



-         Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?



  Рефлексия.

-Ребята, выберете любую фразу и продолжите её.

  1. Сегодня я узнал… о подвиге русских солдат

  2. Было интересно… рассматривать иллюстрации

  3. Было трудно… отвечать на вопросы

  4. Теперь я могу…

  5. Я научился… читать выразительно

  6. У меня получилось…

  7. Я смог… правильно ответить на вопросы

  8. Я попробую… нарисовать картины боя

  9. Мне захотелось… выучить стихотворение


Домашнее задание.
Выучить строфы10, 11, 12 (описание боя) и нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам, 

Выставление оценок

Словарь на доске

  • бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха;

  • добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью;

  • картечь - артиллерийский снаряд;

  • драгун - солдат или офицер кавалерии;

  • улан - солдат или офицер легкой конницы (особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом);

  • кивер - высокий головной убор у военных;

  • лафет - станок, на который укрепляется пушка;

  • редут - полевое укрепление, обнесенное валом.



Строфа – часть стихотворения, объединенная в  единое целое ритмом, рифмой, темой



Мужество – присутствие духа в опасности.

Храбрость – отсутствие страха.

Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.

Удаль – безудержная, лихая смелость.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.





1.Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.

2. Смелость

3. Воинское братство, гордость

4. Мужество – присутствие духа в опасности.

5. Удаль – безудержная, лихая смелость

недаром – не без причины
нынешнее племя – современники
доля – судьба
досадно – жаль, обидно 
ворчали старика – выражали недовольство
чужие изорвать мундиры – уничтожить врага
ушки на макушке – повышенное внимание
ликовать – радоваться, выражать восторг
лихость – удаль
поведать – рассказать
постоять головою – отдать жизнь в бою
поле грозной сечи – поле боя

решительность











 














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы "Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова " Бородино"

Автор: Кириченко Елена Викторовна

Дата: 07.08.2015

Номер свидетельства: 224590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы в 5-м классе  по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-5-m-klassie-po-tiemie-m-iu-liermontov-borodino-istorichieskaia-osnova-i-patriotichieskii-pafos-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415629128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства