Эпиграф: Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатире
улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною,
со своею плотью, кровью и дыханием.
И.А.Гончаров
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Гоголя «Мертвые души». Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир, Вселенная, заключенная в этой маленькой книге.
Урок хотелось бы начать с разговора о сатире. Что же такое сатира?
( предварительная работа учащихся с различными источниками):
а) Словарь литературоведческих терминов.
Сатира – В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некоторое определенное отношение к явлениям жизни, а именно – осуждение и осмеяние их, выставление их на общий смех, позор и негодование.
б) Толковый словарь Ожегова.
Сатира – Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.
Итак, вот они все тут – опустившиеся, неприятные. пугающие образы Гоголя. Посмотрите на них внимательно глазами иллюстратора и ответьте, в чем, по-вашему, удача художника? (Они напоминают животных:
Каждый из этих героев опасен по-своему, скажите, кто же умер в каждом из них?
Манилов – миротворец, дипломат.
Ноздрев – человек, который свернет горы, если его энергию направить в нужное русло.
Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества.
Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная женщина.
Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи.
Учитель: О каком герое мы забыли? Почему я не дала карточку на Чичикова? ( Потому что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает) Каково же поведение Чичикова с помещиками?
С Маниловым – сюсюкает.
С Ноздревым – хамит и «тыкает».
С Коробочкой – коверкает слова.
С Собакевичем – рыкает.
С Плюшкиным – убеждает.
Учитель: Так кто же он Чичиков? Какими чертами наделил своего героя Гоголь? Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? При каких условиях могла появиться эта личность? Насколько интересен этот герой в 21 веке? Мертвые души сегодня…
Это вопросы, на которые нам предстоит с вами ответить.
3.Характеристика образа Чичикова.
1. Блиц-опрос.
а) Роль Чичикова в композиции поэмы. (Связующая, особенно в главах с 2-6)
б) По образцу какого героя писал образ Чичикова Гоголь? (Вергилия «Божественная комедия» Данте)
в) Кем является Чичиков в этом «царстве мертвых»? (Проводником)
г) Что является «адом» в поэме? (Город NN и его окрестности)
д) Восстановите портрет Чичикова.
«…не красавец, но и не дурной….(наружности), ни слишком толст, ни слишком….(тонок), нельзя сказать, чтоб…(стар), однако ж и не так, чтоб слишком…(молод)».
е) Чичиков очень заботится о своей внешности. Что из одежды является сквозной деталью, т.е. постоянно сопутствующей образу на протяжении всей поэмы? ( Фрак брусничного цвета с искрой)
2. Работа в группах.
Составляем биографию Чичикова.
1 группа – Происхождение. («Темно и скромно происхождение героя.
Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог его
ведает»)
2 группа – Детские годы. (« Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприятно…ни друга, ни товарища в детстве!»
3 группа – Наставления отца, в соответствии с которыми герой строил свою
жизнь. («Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а
больше угождай учителям и начальникам…С товарищами не
водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так
водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть
тебе полезными…больше всего береги и копи копейку, эта вещь
надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни
был»)
4 группа- Учеба в училище: уж здесь обнаружились таланты «со стороны
практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя
в отношении к товарищам точно таким образом, что его угощали,
а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное
угощение, потом продавал им же».
5 группа- Служба( в казенной палате, на таможне; идея о скупке «мертвых
душ»)
Учитель: Итак, наш герой прибывает в город NN. Какой вопрос его больше всего интересует? ( видеофрагмент)
Учитель: А затем, как мы уже говорили, произошли встречи с помещиками и другими персонажами поэмы. Какую же характеристику давали персонажи поэмы Чичикову? ( До появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинство даже преувеличивается)
Учитель: Вслушайтесь в фамилию Чичиков. Что она вам напоминает?
( Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания)
4 Физминутка.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и принять участие в интеллектуальной игре «Таинственный мешочек». в нем находятся различные предметы, которые принадлежат героям поэмы: назовите предмет и узнайте героя.
Чернослив – Чичиков (в гостинице тараканы как чернослив).
Трубка – Манилов ( курит трубку, пепел на подоконнике) (видеофрагмент)
Связка ключей - Плюшкин ( Наконец-то он «заключил, что
это, вероятно , ключница»)
Собачка – Собакевич (фамилия)
Шашки – Ноздрев ( играл с Чичиковым в шашки)
(видеофрагмент)
5. Дискуссионная карта.
Можно ли считать Чичикова мошенником?
да нет
6.Ролевая игра.
Учитель: Как вы считаете, наказуемо ли мошенничество? Я предлагаю вам стать участниками судебного процесса.
1 группа – адвокаты (выдвинуть аргументы в защиту Чичикова)
2 группа – прокуроры (выдвинуть аргументы обвинения)
3 группа – свидетели защиты ( отметить положительные моменты при покупке душ)
4 группа - свидетели обвинения (отметить отрицательные моменты при покупке душ)
5 группа – судьи ( Какой бы приговор вы вынесли Чичикову?)
7.Исследование группы учащихся ( точка зрения на проблему работников ЗАГСа и прокуратуры)
Работниками ЗАГСа было отмечено, что в поэме умерших людей не сразу снимают с реестра. В настоящее время захоронение человека проходит только после получения справки о смерти, поэтому мошенничества с мертвыми душами в настоящее время практически не возможны.
Работники прокуратуры отметили, что, к сожалению, им не известен, каков был Уголовный кодекс во время жизни Гоголя. Но в настоящее время в нашем районе никакие мошенничества и авантюрные действия, так сказать, с мертвыми душами зарегистрировано не было.
Скорее всего проблему, рассматриваемую Гоголем , нужно рассматривать с моральной и нравственной точки зрения.
8.Проблемный вопрос.
Живая душа Чичиков или «мертвая»? (Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости)
Учитель: Так какова же цель Чичикова? (Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – это вполне достойная цель.)
Какие средства для ее достижения он выбирает? ( Средства сомнительные, средства, которыми живут «мертвые души» Гоголя )
Были ли раньше в литературе подобные герои? (Нет. Следовательно, Чичиков – это новый герой эпохи.)
Учитель: А каково мнение самого писателя? Предлагаю посмотреть видеофрагмент.
9. Рефлексия
Учитель:1) В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю «для вашего возраста», потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни. (Остерегаться пошлости)
Что означает слово «пошлость»?
Пошлость – это низкий, вульгарный, недостойный.
А какое слово является антонимом? (высокий, возвышенный)
На доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, «пошлость», верхняя – «возвышенное, прекрасное». Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение. Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (скатиться вниз легче, чем подняться)
Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума, сердца.
Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя: чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть свое « оскотинившееся лицо», надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в
земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему.