Урок литературы
10 класс
Тема урока: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
Цели урока: формирование навыков сопоставительного анализа текстов.
Задачи урока:
проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений.
развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.
пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова, помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и своеволия.
Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, слайды, аудио и звукозапись стихотворения в исполнении мастеров слова, тексты стихотворений, таблицы.
Ход урока
I. Постановка проблемного вопроса.
Есть на земле всего несколько профессий, представители которых призваны поучать людей, наставлять их на путь, одарять знаниями. К их числу принадлежат учитель, поэт и священник.
Проблемный вопрос:
— Но всегда ли нужно поучать людей, открывать им истины, призывать творить добро и быть милосердными?
Очень показательна в этом отношении любимая притча Л.Н. Толстого. Послушайте её.
Однажды православный священник, служащий на далёком Севере, услышал о трёх старых пустынниках, которые на необитаемом и никем не посещаемом острове молятся о спасении своей души. Он попросил корабль задержаться и провёл со старцами несколько часов. Эти трое отшельников преклонного возраста оказались юродивыми и к тому же неграмотными. Они могли произнести только одну довольно нескладную молитву, адресованную Божественной Троице, которая звучала так: “Трое нас, трое вас, помилуй нас!” Тронутый задушевностью и наивной чистотой их жизни, священник оставался с ними до тех пор, пока они не выучили наизусть «Отче наш». Затем он благословил их и покинул остров. Поздно вечером, стоя на палубе возвращавшегося домой корабля, он вдруг увидел светящееся туманное облако, приближающееся к кораблю. В этом облаке взору его предстали те три юродивых старца, которые, взявшись за руки, лёгкой поступью почти летели над пенящимися волнами. Затем они встали перед ним на колени и сказали: “Святой отец! Прости нас великодушно. Выпало у нас из головы твоё поучение, забыли мы твою молитву, будь снисходителен к нам, слабоумным, втолкуй ты всё нам ещё раз!” Глубоко тронутый священник сам упал на колени и сказал: “Молитесь же вы, как умеете, вы не нуждаетесь в поучениях. Я не могу вам ничего преподать”. А когда он поднялся с колен, увидел их снова бегущими над водою и исчезающими в светящемся облаке…
— Так всегда ли нужно поучать людей и всем ли нужно поучение?
— А кто более всех годится для этой роли?
(Наверное, тот, кто сам духовно страдает и творит, творит радость, гармонию, кто мудр, кто служит людям и отдаёт им свой дар.
Это поэт.
— А кто такой поэт?
“Поэт — это тот, кто даёт речь молчанию, кто творит бытие” (Райнер Мария Рильке).
Слово “поэт” греческое по происхождению. Оно буквально означает “творец”, тот, кто творит, создаёт порядок.
Запишем словесный ряд, доминантой в котором будет слово “поэт”.
(Запись в тетрадь.)
Поэт — стихотворец, мыслитель, учитель, человек, одарённый природною способностью чувствовать, осознавать поэзию и передавать её словами, творить изящное; духовный наставник, певец…
II. Основная часть урока
1. Беседа. Фронтальная работа
— Какого поэта можно назвать пророком?
Это слово греческого происхождения, буквально означает “говорящий будущее”. В.И. Даль толкует это слово следующим образом. Слайд 1-2
(Запись в тетрадь.)
“Пророк — тот, кому дан свыше дар провидения или прямой дар бессознательного, но верного прорицания; озарённый Богом провозвестник, кому дано откровение будущего”.
Тема поэта и поэзии, тема пророческого служения, тема предназначения поэта являются вечными в литературе. И как оригинально, самобытно раскрыты они в лирике великих русских поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова! Слайд 3-4
Тема предназначения поэта и поэзии стала сквозной и в творчестве М.Ю. Лермонтова. А одно из самых трагических и ярких стихотворений — это «Пророк». Послушаем стихотворение, ученики слушают аудиозапись. демонстрация рисунка М. Врубеля.
Слайд 5
2. Чтение и анализ стихотворения.
— Какое впечатление складывается у вас, когда вы слушали это стихотворение? Слад 6
(Сразу же создаётся впечатление, что «Пророк» Лермонтова начинается с того места, на котором остановился в своём стихотворении Пушкин. Ведь мы не знаем, как распорядился лирический герой Пушкина тем Божиим даром, который был дан ему свыше. Но следует отметить, что лермонтовское стихотворение не является полемическим откликом на “Пророка” Пушкина.
Это лермонтовское видение и понимание роли и назначения поэта в обществе. Написанное также четырёхстопным ямбом, оно становится самым трагическим по мироощущению.) Слайд 7
— Поэт рассказывает о том, что стало с пророком, когда он начал исполнять Божью волю. Какой образ становится сквозным во всех трёх стихотворениях? Почему?
— Отчего пророк бежал в пустыню? Его нравственный выбор соответствует его назначению?
— Как вы понимаете это четверостишие?
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
(Евангельское писание сообщает нам о резком неприятии пророческого слова.
— Каковы ответные действия пророка?
(Пророк возвращается туда, где начиналась его духовная жизнь.)
— Как вы понимаете выражение “посыпал пеплом я главу”?
— Почему бездушие людей, их злобу пророк воспринимает как личное горе, несчастье?
— Пробираясь через шумные города, пророк терпит поношения. Окружающие отвергают саму возможность слушать пророческое слово, они самолюбивы, горды, старцы пугают пророком детей. Почему?
— Создаётся ли впечатление завершённости стихотворения?
3 Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Ученики работают в малых группах, на партах тексты стихов.
Проблемный вопрос:
Вопросы: Что общего во взглядах на роль поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова? В чем отличие образа пушкинского героя от лермонтовского?
Учащиеся должны заполнить таблицу и сделать вывод(ответ на вопрос)
Вопросы | «Пророк» А.С. Пушкин | «Пророк» М.Ю.Лермонтов |
1.Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Пророк» с «Пророком» Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях? | | |
2. Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами? Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам? | | |
3. Какой характер придают стихотворению старославянизмы? | | |
4. Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены? | | |
5. Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность? | | |
6. В чем же истинное предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему? | | |
Вывод: Пушкинский сюжет - это становление пророка. Лермонтовский – жизнь поэта, ставшего пророком. В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки, но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова - полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк - трагическая фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его.
III Рефлексия. 10 минут
1. Отчёт каждой группы
Группа представляет таблицы. Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников, дополняют. Группы выступают, дополняют друг друга.
Можно привлечь к работе документ-камеру.
2. Обобщение.
-Во время активного слушания делается вывод-ответ на проблемный вопрос..Работа с таблицей происходит в группах.
IV. Итог урока
1. Слово учителя. Слайд 10-11
Давайте прочитаем слова великого литературного критика В.Г. Белинского Слайд 10
Эти два стихотворения — пример того, как гениально отражается время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории России.