2. Подготовительная работа ( под музыку «В гостях у сказки» )
- Ребята, как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?
Поднимите руку: кто из вас любит сказки? Да, мы все любим сказки. Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки.
3. Орфографическая минутка.
- Прочитайте слова, которые встретятся вам на уроке:
в предложении, пересказана, предположим,предположить,мне кажется, содержание, соответствует, соотнести, отнести, я считаю, я думаю, я узнал, изобретательная, находчивая, сметливая, несчастный, необычное, невероятное, фантастическое.
- Подумайте, почему некоторые слова подчёркнуты? ( С этих слов можно начинать ответы)
4. Рубрика «Тайны живого слова»
- А сейчас обратимся к « Тайнам живого слова»
- Подберите синонимы к слову « изобретательная» ( Выдумщица, находчивая)
- Находчивая. Про кого так скажем? ( Сообразительная, кто не теряется, легко находит выход из трудного положения)
- Когда человек бывает несчастным? ( Когда у него горе, когда ему не везёт)
- Составьте словосочетание ( предложение) со словом «несчастный»
(Несчастный человек залился горькими слезами. Несчастный вид, случай, любовь, лицо; жить несчастно)
- Что обозначает слово «необычный»? ( Ответы)
- Более точное значение этого слова найдём в «Толковом словаре» С. Ожегова.
( с. 40. Не такой, как все, не похожий на обычное, привычное).
5. Сообщение темы и цели урока.
- Необычный у нас сегодня урок. Мы будем изучать сразу несколько сказок.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
(Задавать вопросы и искать ответы на них, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги).
- Давайте выделим главную цель урока. Не забудьте: мы будем изучать сразу несколько сказок. (Будем сравнивать и делать выводы)
- Это главная цель нашего урока.
- А чтобы он получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут сказки.
6. Театрализация. Декламация.
(Выходит Сказочница в русском сарафане и читает стихотворение Ф. Кривина «О чём – то скрипит половица»)
Сказочница:
- Я поведу вас хитрыми дорогами по Стране сказок.
И спице опять не спится,
Присев на кровать, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
7. Обобщение по теме.
- Сегодня я принесла с собой волшебный цветок. На каждом лепестке – задание. Давайте попробуем собрать красивый цветок.
- Вот она какая ,
Большая – пребольшая.
Вытащить её решили.
Вшестером одну иащили.
Но уселась крепко.
Кто же это? / Репка/.
- Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотенью.
А сказка называется ... («По щучьему велению».)
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка.
("Снегурочка")
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода -
В ямке от копытца.
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
- Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки... («Маша и медведь».)
-Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок
-Ты свободен, петушок!
Петя, Петя, петушок, Золотой ... (гребешок.)
- А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем ...
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом».)
-Спасибо,ребята, вы помогли мне собрать очень красивый цветок.
8.Работа по учебнику
Перед вами лежат учебники откройте страницу 83,вы знаете о чем эти сказки.
Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного
колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть – чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья – герои «Телефона», « Мойдодыра», «Доктора Айболита», из сказок Чуковского. А потом будет ещё очень много разных сказок: Пушкина, Аксакова, Бажова.
8а. Работа «Поисковой группы»
- Наша «Поисковая группа» продолжает работать. Ребята выполнили задание опережающего характера – подготовили материал о русских народных сказках.
1. (Даша) Сказки в нашей жизни появились давно, до начала изобретения письменности. Их не записывали, а только рассказывали и передавали из «уст в уста». Сказки рассказывали в зимние долгие вечера, когда на улице посвистывала, шарахалась, скреблась в стёкла вьюга или потрескивал жгучий мороз. Люди, собравшись в комнате, около печки, начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
2.(Никита) Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках, творящих небывалые чудеса, об отважных героях или простых людях, преодолевающих все невзгоды и побеждающих своих коварных врагов – страшных чудовищ. Тяжёлая жизнь заставляла людей сочинять сказки о жестокости и злобе, о трудной несчастной, голодной жизни простого народа.
3.(Даша) В сказках люди « летали по воздуху», « ходили в сапогах – скороходах», «воскрешали убитых», « пользовались живой и мёртвой водой», « в одну ночь строили дворцы». Сказки - это мечты о будущем, о лучшей жизни. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.
Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.
- И вот сегодня мы с вами вспомним самые любимые ваши сказки, но не просто вспомним, а с помощью наших гостей. Итак…., мы начинаем.
(звучит мелодия «Вгостях у сказки»)
10.Т еатральная
Инсценировка кукольного спектакля сказка «Маша и Медведь»
Кружковцы «АРТ-студия»
11.Работа с иллюстрацией
Учебник «Литературное чтение» стр.84-85
12. Работа с книжной выставкой.
- Страна сказок необъятна.
- Кому из вас захотелось после сегодняшнего урока не просто попасть в Страну сказок, а стать её участником? (Ответы)
- В какую сказку вы бы хотели попасть: в известную или новую?
- Попробуем отправиться в новую сказку, а помогут в этом вам книжки, представленные на выставке.
13.Сказочный художник.
14.Сказочный Знаток.
- У вас, ребята, на столах лежат задания: соедини названия сказок.