Учащийся научится: - Ученик узнает о произведении А.П.Гайдара «Тимур и его команда». - Ученик научится воспринимать и понимать образы, созданные автором. - Ученик получит возможность расширить устную речь. | Учащийся научится: Познавательные УУД знакомство с творчеством А.П.Гайдара. Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: планировать и контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты. Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: оформлять свою мысль в устной речи. | Учащийся получит возможность формирования: Формирование интереса русской к литературе. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Время: 3-5 мин | Вы знаете, что 2015 год был назван годом литературы? Как вы думаете почему? Писатели и поэты сочиняют для нас произведения о чести, достоинстве, уважении к другим, о доброжелательности, о преданности, показывая тем самым, нам читателям, путь к нравственности, человечности, духовности. Одним из таких писателей является мужественный человек, имеющий псевдоним «Всадник, скачущий впереди», сказавший такие слова: «Хочется мне написать для ребят что-то очень хорошее. Рассказать им, какое это счастье жить в Советской стране, на нашей замечательной земле. Хочется, чтобы ребята с детства учились любить Родину, честно жить и честно трудиться, беречь ее и защищать». О каком авторе и произведении идет речь? А вы знаете А.П Гайдара? Какова тема нашего урока? Сегодня мы будем говорить о А. П. Гайдаре и его произведении. | Сегодня мы познакомимся с писателем А.П. Гайдаром. Формулируют тему урока (А.П. Гайдар «Тимур и его команда»)
Записывают число, классная работа, тему урока. | | Познавательные: формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя. |
Актуализация знаний Время: 11 мин | Родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Львове. Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна Салькова, была дворянкой не слишком знатного рода,работала сначала учительницей, позже фельдшером. Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя. Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией. Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком. В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом. Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести и до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941). С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом "Комсомольской правды". Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам и погиб героической смертью в неравном бою с фашистами, спасая товарищей. Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа. Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат. - Следует отметить, что в каждой книге присутствует личное наблюдение, личное переживание, личный опыт автора. А о каком произведении мы сегодня будем говорить, вы отгадаете сами. Из предложенных слов составьте предложение. Это и будет название произведения. Сегодня мы начнем знакомство с повестью А.Гайдара «Тимур и его команда». Рассмотрите рисунок на стр. 134. Можно по нему предположить, о чем пойдет речь в повести? Кто прочитал повесть? Посоветуете вы остальным ребятам прочитать ее полностью? Повесть «Тимур и его команда» сразу же вызвала необычный интерес у юного читателя и по сегодняшний день является одним из самых любимых произведений детей. - Что обозначает слово «команда»? А в словаре Ожегова слово команда значит группа связанных чем-нибудь людей ,чье-нибудь окружение . Словарная работа: Джентльмен, касторка, молочница, кадка, кряду, инженер, трухлявая (лестница), обитаем, замшелая (крыша), штурвальное колесо, прожектора, маневрируя, эскадра, дивизион. | Слушают биографию автора. | | Регулятивные: планировать совместно сучителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Личностные: - Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим действиям. |
Первичная проверка понимания Время: 3-4 мин | - Почему Коля Колокольчиков стоял с унылым выражением лица? - Какое настроение у Коли? - Как автор показывает это в тексте? - Подберите слова-синонимы к слову унылый. - О чём думает и переживает Коля Колокольчиков, стоя рядом с дедом? - Какую воспитательную беседу ведёт дед с внуком? - Что хотел автор донести до нас с вами словами дедушки? - Как рисуется характер Колиной сестры Татьяны? - Почему у Коли захватило дух? - А что значит « захватило дух»? - С кем сравнивается Коля? - Что заставило Колю покинуть «пост» возле деда? - С кем из членов команды мы знакомимся в этой части текста? - Какие сигналы узнавали мальчишки? Почему ребята были взволнованы? - Что означали разносившиеся звуки и почему многие ребята неслись к какой-то цели? Можем мы дать ответ на эти вопросы? ЧТЕНИЕ 2-ОЙ ЧАСТИ УЧАЩИМИСЯ ПО ЗАКОНЧЕННЫМ ЧАСТЯМ До слов «…обиженная Женя ушла в сад». - Кто такие Ольга и Женя? Кто из них старше? Докажете, что Ольга старше. - Какой мы увидели Ольгу? - Какой характер у Жени? | Отвечают на вопросы. -Он ничего не делал целый час, лишь держал отвертку; его нетерпеливо дожидался Сима Симаков. -Печальный, подавленный -Захватило дух означает, стало трудно дышать, от волнения или страха 2.Серьезная, заботливая. 3.Она добрая, но беспечная. | | Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |