Всё кругом светло.
 Тёмные листы.
 - Предлагаю разгадать кроссворды о летних месяцах.
  -  
- - Что вы знаете о каждом из этих месяцев? 
-  
- III. Проверка домашнего задания. 
-  Каждая группа кратко представляет «свой» месяц.   
-   
- IV. Новая тема. Работа над произведениями. 
- - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов о лете. 
- 1. Первичное чтение стихотворения Игоря Северянина «В июле». 
- Проверка восприятия.   
- - Какое время года описал поэт?   
- - По каким признакам определили? 
- Беседа по содержанию. 
- - Чем радует июль поэта? 
- - Какими он видит поля, реку? 
- - Какие сравнения использует для описания ячменя, облака, реки? 
- - В каких строчках более всего выражена радость поэта? 
- 2. Чтение стихотворения Ивана Бунина «В лесу». 
- Проверка восприятия. 
- - Какое время суток описано в стихотворении? 
- - Докажите. 
- Беседа по содержанию. 
- - Какие картины лета нарисовал поэт? 
- - С каким чувством он пишет о нём? 
- - Прочтите слова, которыми поэт передает краски и звуки леса, реки, неба. 
- - Сравните первое и второе стихотворения.   
- - В чём сходство? 
- - Чем стихотворения отличаются? 
- - Сравните настроение авторов в конце каждого стиха. 
- 3. Чтение стихотворения Елены Благининой «По малину». 
- Проверка восприятия. 
- - Понравилось ли стихотворение? Чем?   
- Беседа по содержанию. 
- - Каким видит лето поэтесса? 
- - Чем оно нравится ей? 
- - Сравните с первыми двумя стихотворениями. 
- - Чем отличается настроение Е. Благининой? 
-  
- V. Подготовка к выразительному чтению стихотворений.   
- - Какие чувства хотели передать авторы читателям? 
- - Какие чувства вызвали стихотворения у вас? 
- - Каким тоном следует читать эти стихотворения? 
- - В каких строчках следует повысить голос для большей выразительности? 
-  VI. Упражнения в выразительном чтении стихотворений. 
-  
-  VII.Упражнения для развития речи учащихся. 
- Проведение игры «Радуга». 
- - Какое явление природы летом самое красивое? 
- - Мы сейчас с вами тоже составим радугу. Для этого нужно выполнить простые задания и с каждым заданием будет расцветать полоска радуги. 
-  1 конкурс «Красный» 
- Работа в группах. Составить из слов пословицы о лете. Работа в группах. 
-  
- Лето припасиха, а зима подбериха.   
- Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.   
- Лето работает на зиму, а зима - на лето.   
- Что летом родится, то зимой пригодится.   
- Кто летом в холодке сидит, тот зимой наплачется.   
- Летом без дела сидеть - зимой хлеба не иметь.   
- Не проси лета долгого, проси теплого.   
-   
-  2 конкурс «Оранжевый» 
- Учитель читает стихотворение, а учащиеся добавляют последнее слово в строчках так, чтобы получилась рифма. 
-  
 -   
-  5 конкурс «Голубой» 
-  Найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Работа в парах. 
- Клубника, земляника, смородина, малина, снег, яблоки, вишня. 
- Ласточка, снегирь, скворец, ворона, журавль, жаворонок, соловей. 
- Цветы, трава, солнце, листья, ёлка, сугроб, птицы, облака. 
-  
-  6 конкурс «Синий» 
-  Народные летние приметы. Учащиеся вспоминают народные приметы лета и называют их. 
-   
- Чистый закат солнца - признак устойчивой ясной погоды. 
- Если днем появляются высокие кучевые облака - ждите ночью снова грозы. 
- Перед наступлением сырой погоды кожаные вещи становятся гибкими и мягкими. 
- Вечерняя роса - первый признак ясной погоды на завтрашний день. 
- Цветки мальвы закрыты - к дождю.   
- В ожидании дождливой погоды роза и шиповник не раскрывают своих бутонов. 
- Душистый табак, левкой и донник перед дождем сильно пахнут. 
- Перед наступлением ненастной погоды цветоножки бело-фиолетовых цветков картофеля изгибаются вниз и цветки поникают. 
-  Голуби воркуют к теплой солнечной погоде. 
- Если на небе тучи, но пчелы не прячутся в ульи, а продолжают собирать нектар, то дождя не будет. Пчелы вернулись в улей позже обычного – ждите ненастье 
- Если вокруг муравейника мало его обитателей - вскоре будет дождь. Вокруг муравейника кипит жизнь - дождя не предвидится. 
- Ночью светлячки светятся особенно ярко - будет погожий день. 
-  Дождевые черви выползают наружу - жди ненастья, дождя. 
- Комары летают роем - будет хорошая погода. 
- Лошадь ложится на землю - перед сырой погодой. 
- Шерсть овцы перед дождем становится мягче и расправляется. 
-   
- 7 конкурс «Фиолетовый» 
- Распространить предложения прилагательными. Задание группам даётся на карточках. 
- Пришло…лето. Светит … солнышко. Зеленеет… травка. Цветут… цветочки. На деревьях шелестят … листья. Воздух …и …. 
-  
-  VIII. Подведение итогов. 
- - О каком времени года мы читали стихотворения? 
- - Кто авторы этих стихотворений? 
- - Какое понравилось больше? Почему? 
-  
-   IX. Домашнее задание. 
- Одно стихотворение выучить наизусть, остальные – выразительно читать, составить небольшой рассказ о приходе лета, используя материал урока.