Всё кругом светло.
Тёмные листы.
- Предлагаю разгадать кроссворды о летних месяцах.
-
- Что вы знаете о каждом из этих месяцев?
-
III. Проверка домашнего задания.
Каждая группа кратко представляет «свой» месяц.
IV. Новая тема. Работа над произведениями.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов о лете.
1. Первичное чтение стихотворения Игоря Северянина «В июле».
Проверка восприятия.
- Какое время года описал поэт?
- По каким признакам определили?
Беседа по содержанию.
- Чем радует июль поэта?
- Какими он видит поля, реку?
- Какие сравнения использует для описания ячменя, облака, реки?
- В каких строчках более всего выражена радость поэта?
2. Чтение стихотворения Ивана Бунина «В лесу».
Проверка восприятия.
- Какое время суток описано в стихотворении?
- Докажите.
Беседа по содержанию.
- Какие картины лета нарисовал поэт?
- С каким чувством он пишет о нём?
- Прочтите слова, которыми поэт передает краски и звуки леса, реки, неба.
- Сравните первое и второе стихотворения.
- В чём сходство?
- Чем стихотворения отличаются?
- Сравните настроение авторов в конце каждого стиха.
3. Чтение стихотворения Елены Благининой «По малину».
Проверка восприятия.
- Понравилось ли стихотворение? Чем?
Беседа по содержанию.
- Каким видит лето поэтесса?
- Чем оно нравится ей?
- Сравните с первыми двумя стихотворениями.
- Чем отличается настроение Е. Благининой?
-
V. Подготовка к выразительному чтению стихотворений.
- Какие чувства хотели передать авторы читателям?
- Какие чувства вызвали стихотворения у вас?
- Каким тоном следует читать эти стихотворения?
- В каких строчках следует повысить голос для большей выразительности?
VI. Упражнения в выразительном чтении стихотворений.
-
VII.Упражнения для развития речи учащихся.
Проведение игры «Радуга».
- Какое явление природы летом самое красивое?
- Мы сейчас с вами тоже составим радугу. Для этого нужно выполнить простые задания и с каждым заданием будет расцветать полоска радуги.
1 конкурс «Красный»
Работа в группах. Составить из слов пословицы о лете. Работа в группах.
-
Лето припасиха, а зима подбериха.
Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.
Лето работает на зиму, а зима - на лето.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто летом в холодке сидит, тот зимой наплачется.
Летом без дела сидеть - зимой хлеба не иметь.
Не проси лета долгого, проси теплого.
2 конкурс «Оранжевый»
Учитель читает стихотворение, а учащиеся добавляют последнее слово в строчках так, чтобы получилась рифма.
-
5 конкурс «Голубой»
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Работа в парах.
Клубника, земляника, смородина, малина, снег, яблоки, вишня.
Ласточка, снегирь, скворец, ворона, журавль, жаворонок, соловей.
Цветы, трава, солнце, листья, ёлка, сугроб, птицы, облака.
-
6 конкурс «Синий»
Народные летние приметы. Учащиеся вспоминают народные приметы лета и называют их.
Чистый закат солнца - признак устойчивой ясной погоды.
Если днем появляются высокие кучевые облака - ждите ночью снова грозы.
Перед наступлением сырой погоды кожаные вещи становятся гибкими и мягкими.
Вечерняя роса - первый признак ясной погоды на завтрашний день.
Цветки мальвы закрыты - к дождю.
В ожидании дождливой погоды роза и шиповник не раскрывают своих бутонов.
Душистый табак, левкой и донник перед дождем сильно пахнут.
Перед наступлением ненастной погоды цветоножки бело-фиолетовых цветков картофеля изгибаются вниз и цветки поникают.
Голуби воркуют к теплой солнечной погоде.
Если на небе тучи, но пчелы не прячутся в ульи, а продолжают собирать нектар, то дождя не будет. Пчелы вернулись в улей позже обычного – ждите ненастье
Если вокруг муравейника мало его обитателей - вскоре будет дождь. Вокруг муравейника кипит жизнь - дождя не предвидится.
Ночью светлячки светятся особенно ярко - будет погожий день.
Дождевые черви выползают наружу - жди ненастья, дождя.
Комары летают роем - будет хорошая погода.
Лошадь ложится на землю - перед сырой погодой.
Шерсть овцы перед дождем становится мягче и расправляется.
7 конкурс «Фиолетовый»
Распространить предложения прилагательными. Задание группам даётся на карточках.
Пришло…лето. Светит … солнышко. Зеленеет… травка. Цветут… цветочки. На деревьях шелестят … листья. Воздух …и ….
-
VIII. Подведение итогов.
- О каком времени года мы читали стихотворения?
- Кто авторы этих стихотворений?
- Какое понравилось больше? Почему?
-
IX. Домашнее задание.
Одно стихотворение выучить наизусть, остальные – выразительно читать, составить небольшой рассказ о приходе лета, используя материал урока.