kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения, 3 класс. М. Пришвин "Лягушонок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:                    М. Пришвин. Лягушонок.

Цель:

формировать навык сравнения и анализа;

развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста;

воспитывать любовь природе.

Задачи:

научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста;

развивать умение слушать и слышать собеседника, правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.

Тип урока:    комбинированный

Ключевая идея: прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения

Ожидаемый результат: научатся анализировать текст, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Ресурсы:  учебные пособия, портрет писателя, выставка книг, текст без названия, разделённый на фрагменты; карточки с заданиями; листы  А – 3, маркеры, для рефлексии  карта «Острова»

критерии оценивания, карточки для работы в группе, шесть шляп.

                                                                   Ход урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые  модули

2

мин

6

мин

33

мин

3

мин

1 мин

Орг. момент

Стадия вызова

Актуализация опорных знаний.

Осмысление

Рефлексия

Домашнее задание по выбору

Деление на группы перед уроком.

Психологический настрой

В течение, всего урока вы будете оценивать свою деятельность по следующим критериям (вывешиваю на доску)

Прием «Чувства»

Я буду называть чувство, а вы его должны изобразить соседу по парте (радость, огорчение, страх, удивление, обида).

Взаимооценка

Прием «Шесть шляп»

 Какие чувства боролись в душе мальчика? Что вы чувствовали в этот момент?

 Какие положительные качества героев взяли для себя?

 С кем бы из героев вы хотели пообщаться и почему?

А как бы вы поступили в данной ситуации?

А как вы считаете, чему учит нас  этот рассказ?

Прием «ДА - НЕТ»

Описание ночной природы соответствует настроению мальчика? да

Мальчик свалил свою вину  из-за вредности? нет

В рассказе собаку звали Бим? нет

Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку? да

Мама поняла, кто разбил чашку? да

Ты свалил бы вину за проступок  на своего друга? нет

А как вы считаете, чему учит нас  этот рассказ?

Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её

Самооценка

Прием «Ребус» - на доске ребус (лягушка). Самооценка

На доске: картинка лягушонок

Произведение, с которым мы с вами познакомимся сегодня, называется «Лягушонок». Это произведение Михаила Михайловича Пришвина, который работал биологом и агрономом, занимался краеведением, увлекался охотой.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном тексте? Ваши предложения.

Какие цели и задачи поставим перед собой на урок?

Прием «Чтение с остановками»

Самооценка

Работа в группах

1 группа – Советы лягушонку

Что бы вы посоветовали маленькому лягушонку?

2 группа - нарисуйте портрет несчастного лягушонка.

3 группа - схематично изобразить смену настроения

4 группа  синквейн «Лягушонок»

5 группа -  - продолжи рассказ

Самооценка.

Стратегия «Корзина идей»

Перед вами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на стикерах

Произведение учит …

Урок из прочитанного…

Вывод:

М.М. Пришвин утверждает:

«Мир полон чудес. Это чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши не слышим».

М.М. Пришвин видит и слышит эти чудеса, раскрывает их перед читателями. Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше он видит в природе, потому что привносит свои переживания, ощущения.

Оценивание.

Рефлексивный лист

Прием «Острова»

На каком из островов вы сегодня были на нашем уроке, приклейте стикер.

По выбору

1.Пересказ от лица лягушонка

2.Написать эссе на тему «Мир полон чудес.»

Настраиваются на урок.

ПР – в парах изображают чувства

ИР

Отвечают

Взаимооценка «Сигналы рукой»

ИР – лист самооценки

ИР

Рассказывают друг другу, затем классу.

Проанализировать текст, определить главную мысль, раскрыть качества героев, оценить поступки героев.

Читают текст фрагментами, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

ГР – выполняют задания.

Презентация работ.

Взаимооценка «Сигналы рукой»

Пишут свои высказывания, приклеивают на доску.

Оценивают свою работу на уроке

Выбирают остров, приклеивают стикеры

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Обучение критическому мышлению

Новые подходы в обучении и преподавании

(И-П-Г)

Оценивание обучения и оценивание для обучения

Обучение талантливых и одаренных учащихся

                                                     Приложение

Фрагмент №1.

В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Пройдёт два дня, много три – и весна загудит. В полднях солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то чёрной пылью.

О чём прочитали? Прояснилась ли ситуация? Подтвердились ли предположения? Подберите синонимы к глаголу – СТАЛ ПЛАВИТЬСЯ (таять, растапливаться).  Поясните смысл слов – В ПОЛДНЯХ, РАСПАРИВАЕТ  (полдень  –  середина дня,  время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее обычно 12 часам дня; распаривает –  пригревает, припекает).

Что вас особенно заинтересовало в этом отрывке. Почему?

Ваши предложения.

Фрагмент №2.

Мы думали, где-то угли жгли. Приблизил я ладонь к грязному снегу, и вдруг – вот те угли! – на сером снегу стало серое пятно: это мельчайшие жучки – прыгунки разлетелись в разные стороны.

 В полдневных лучах на какой-нибудь час ли два оживают на снегу разные жучки-паучки, блошки, даже комарики перелетают. Случилось, талая вода проникла вглубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка.

Подтвердились ли ваши предположения? Какие чувства испытали, когда читали отрывок?

Что вас удивило? Почему на снегу образовалось белое пятно?

Как автор называет жучков? Почему?

Что значит ОЖИВАЮТ?

О каких животных рассказывает автор? Как он их называет?

Почему лягушонок проснулся?

Какие чувства испытываете по отношению к лягушонку?

Предположения.

Фрагмент №3.

Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать. Известно, куда путешествуют лягушки: к ручейку, к болотцу.

Случилось, в эту ночь как раз хорошо припорошило, и след путешественника легко было разобрать. След вначале был прямой, лапка за лапкой к ближайшему болотцу…  Вдруг почему-то след сбивается, дальше больше и больше. Потом лягушонок мечется туда и сюда, вперёд и назад, след становится похож на запутанный клубок ниток.

Подтвердились ли ваши предположения? Почему лягушонок так поступил? Какие чувства вы испытываете? Какие чувства испытывает автор? Докажите. Подберите синоним к слову  ГЛУПЫЙ.  (безрассудный,  непонятливый, несмышленый, )

Что же случилось?

Почему же так себя вёл лягушонок? Какие чувства он испытывал? Докажите.

Ваши предложения.

Фрагмент №4.

Что случилось? Почему лягушонок вдруг бросил свой прямой путь к болотцу и пытался вернуться назад?

 Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идём дальше и вот видим: сам лягушонок, маленький, розовый, лежит, растопырив безжизненные лапки.

Оправдались ли ваши предположения? О каком клубке идёт речь? Какие испытываете чувства?

Ваши предположения.

Фрагмент №5.

Теперь всё понятно. Ночью мороз взялся за вожжи и так стал подхлёстывать, что лягушонок остановился, сунулся туда, сюда и круто повернул к тёплой дырочке, из которой почуял весну.

В этот день мороз ещё крепче натянул свои вожжи, но ведь в нас самих было тепло, и мы стали помогать весне.

Подтвердились ли предположения?

Что такое вожжи?  (Вожжи – часть упряжи, ремни, верёвки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью)  О каких вожжах говорит автор? В прямом значении употребляется это выражение? Как называется этот приём?  (Олицетворение)

Сможет ли лягушонок встретить настоящую весну?

Что интересного заметили в этом фрагменте?

Объясните смысл выражения «мы стали помогать весне». Как будут развиваться события дальше. Как бы вы поступили на месте автора?

Фрагмент №6.

Мы долго грели лягушонка свои горячим дыханием – он всё не оживал. Но мы догадались: налили тёплой воды в кастрюльку и опустили туда розовое тельце с растопыренными лапками.

 Крепче, крепче натягивай, мороз, свои вожжи – с нашей весной ты теперь больше не справишься!

Подтвердились ли предположения?

Задания.

Какой урок вынесли из прочитанного произведения?

Какие чувства вы испытываете? Попробуйте их передать при описании лягушонка.

Прочитайте 3-е предложение, что хотел сказать автор читателям? Какие чувства выразил в этом предложении?

Ваши предположения, как будут развиваться события? Какой  пословицей вы закончили бы рассказ?

Фрагмент №7.

Не больше часа прошло, как наш лягушонок снова почуял своим тельцем весну и шевельнул лапками. Вскоре и весь он ожил.

 Когда грянул гром, и всюду зашевелились лягушки, мы выпустили нашего путешественника в то самое болотце, куда он хотел попасть раньше времени. И сказали ему в напутствие: »Живи, лягушонок, только, не зная броду, не суйся в воду».

Какое чувство испытали читая последний фрагмент текста? Оправдались бы предположения? Какое у вас настроение в данный момент? Давайте вспомним, как оно менялось по мере прочтения текста?

В каком из фрагментов вы испытали самые сильные чувства?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения, 3 класс. М. Пришвин "Лягушонок" »

Тема: М. Пришвин. Лягушонок.

Цель:

формировать навык сравнения и анализа;

развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста;

воспитывать любовь природе.

Задачи:

научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста;

развивать умение слушать и слышать собеседника, правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.

Тип урока: комбинированный

Ключевая идея: прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения

Ожидаемый результат: научатся анализировать текст, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Ресурсы: учебные пособия, портрет писателя, выставка книг, текст без названия, разделённый на фрагменты; карточки с заданиями; листы А – 3, маркеры, для рефлексии карта «Острова»

критерии оценивания, карточки для работы в группе, шесть шляп.

Ход урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые модули

2

мин








6

мин













































33

мин







































3

мин































1 мин

Орг. момент








Стадия вызова

Актуализация опорных знаний.












































Осмысление








































Рефлексия
































Домашнее задание по выбору

Деление на группы перед уроком.

Психологический настрой

В течение, всего урока вы будете оценивать свою деятельность по следующим критериям (вывешиваю на доску)


Прием «Чувства»

Я буду называть чувство, а вы его должны изобразить соседу по парте (радость, огорчение, страх, удивление, обида).

Взаимооценка

Прием «Шесть шляп»

Какие чувства боролись в душе мальчика? Что вы чувствовали в этот момент?

Какие положительные качества героев взяли для себя?

С кем бы из героев вы хотели пообщаться и почему?

А как бы вы поступили в данной ситуации?

А как вы считаете, чему учит нас этот рассказ?

Прием «ДА - НЕТ»

Описание ночной природы соответствует настроению мальчика? да

Мальчик свалил свою вину из-за вредности? нет

В рассказе собаку звали Бим? нет

Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку? да

Мама поняла, кто разбил чашку? да

Ты свалил бы вину за проступок на своего друга? нет

А как вы считаете, чему учит нас этот рассказ?

Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её

Самооценка

Прием «Ребус» - на доске ребус (лягушка). Самооценка

На доске: картинка лягушонок


Произведение, с которым мы с вами познакомимся сегодня, называется «Лягушонок». Это произведение Михаила Михайловича Пришвина, который работал биологом и агрономом, занимался краеведением, увлекался охотой.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном тексте? Ваши предложения.

Какие цели и задачи поставим перед собой на урок?




Прием «Чтение с остановками»

Самооценка


Работа в группах

1 группа – Советы лягушонку

Что бы вы посоветовали маленькому лягушонку?

2 группа - нарисуйте портрет несчастного лягушонка.

3 группа - схематично изобразить смену настроения

4 группа синквейн «Лягушонок»

5 группа - - продолжи рассказ

Самооценка.


Стратегия «Корзина идей»

Перед вами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на стикерах

Произведение учит …

Урок из прочитанного…

Вывод:

М.М. Пришвин утверждает:

«Мир полон чудес. Это чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши не слышим».

М.М. Пришвин видит и слышит эти чудеса, раскрывает их перед читателями. Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше он видит в природе, потому что привносит свои переживания, ощущения.

Оценивание.

Рефлексивный лист

Прием «Острова»

На каком из островов вы сегодня были на нашем уроке, приклейте стикер.

По выбору

1.Пересказ от лица лягушонка

2.Написать эссе на тему «Мир полон чудес.»

Настраиваются на урок.









ПР – в парах изображают чувства





ИР


Отвечают

Взаимооценка «Сигналы рукой»












ИР – лист самооценки






















ИР













Рассказывают друг другу, затем классу.

Проанализировать текст, определить главную мысль, раскрыть качества героев, оценить поступки героев.

Читают текст фрагментами, отвечают на вопросы, высказывают предположения.


ГР – выполняют задания.

Презентация работ.

Взаимооценка «Сигналы рукой»











Пишут свои высказывания, приклеивают на доску.
























Оценивают свою работу на уроке





Выбирают остров, приклеивают стикеры



Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями



Обучение критическому мышлению



Новые подходы в обучении и преподавании

(И-П-Г)















Оценивание обучения и оценивание для обучения


Обучение талантливых и одаренных учащихся


Приложение

Фрагмент №1.

В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Пройдёт два дня, много три – и весна загудит. В полднях солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то чёрной пылью.

О чём прочитали? Прояснилась ли ситуация? Подтвердились ли предположения? Подберите синонимы к глаголу – СТАЛ ПЛАВИТЬСЯ (таять, растапливаться). Поясните смысл слов – В ПОЛДНЯХ, РАСПАРИВАЕТ (полдень – середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее обычно 12 часам дня; распаривает – пригревает, припекает).

Что вас особенно заинтересовало в этом отрывке. Почему?

Ваши предложения.

Фрагмент №2.

Мы думали, где-то угли жгли. Приблизил я ладонь к грязному снегу, и вдруг – вот те угли! – на сером снегу стало серое пятно: это мельчайшие жучки – прыгунки разлетелись в разные стороны.

В полдневных лучах на какой-нибудь час ли два оживают на снегу разные жучки-паучки, блошки, даже комарики перелетают. Случилось, талая вода проникла вглубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка.

Подтвердились ли ваши предположения? Какие чувства испытали, когда читали отрывок?

Что вас удивило? Почему на снегу образовалось белое пятно?

Как автор называет жучков? Почему?

Что значит ОЖИВАЮТ?

О каких животных рассказывает автор? Как он их называет?

Почему лягушонок проснулся?

Какие чувства испытываете по отношению к лягушонку?

Предположения.

Фрагмент №3.

Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать. Известно, куда путешествуют лягушки: к ручейку, к болотцу.

Случилось, в эту ночь как раз хорошо припорошило, и след путешественника легко было разобрать. След вначале был прямой, лапка за лапкой к ближайшему болотцу… Вдруг почему-то след сбивается, дальше больше и больше. Потом лягушонок мечется туда и сюда, вперёд и назад, след становится похож на запутанный клубок ниток.

Подтвердились ли ваши предположения? Почему лягушонок так поступил? Какие чувства вы испытываете? Какие чувства испытывает автор? Докажите. Подберите синоним к слову ГЛУПЫЙ. (безрассудный, непонятливый, несмышленый, )

Что же случилось?

Почему же так себя вёл лягушонок? Какие чувства он испытывал? Докажите.

Ваши предложения.

Фрагмент №4.

Что случилось? Почему лягушонок вдруг бросил свой прямой путь к болотцу и пытался вернуться назад?

Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идём дальше и вот видим: сам лягушонок, маленький, розовый, лежит, растопырив безжизненные лапки.

Оправдались ли ваши предположения? О каком клубке идёт речь? Какие испытываете чувства?

Ваши предположения.

Фрагмент №5.

Теперь всё понятно. Ночью мороз взялся за вожжи и так стал подхлёстывать, что лягушонок остановился, сунулся туда, сюда и круто повернул к тёплой дырочке, из которой почуял весну.

В этот день мороз ещё крепче натянул свои вожжи, но ведь в нас самих было тепло, и мы стали помогать весне.

Подтвердились ли предположения?

Что такое вожжи? (Вожжи – часть упряжи, ремни, верёвки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью) О каких вожжах говорит автор? В прямом значении употребляется это выражение? Как называется этот приём? (Олицетворение)

Сможет ли лягушонок встретить настоящую весну?

Что интересного заметили в этом фрагменте?

Объясните смысл выражения «мы стали помогать весне». Как будут развиваться события дальше. Как бы вы поступили на месте автора?

Фрагмент №6.

Мы долго грели лягушонка свои горячим дыханием – он всё не оживал. Но мы догадались: налили тёплой воды в кастрюльку и опустили туда розовое тельце с растопыренными лапками.

Крепче, крепче натягивай, мороз, свои вожжи – с нашей весной ты теперь больше не справишься!

Подтвердились ли предположения?

Задания.

Какой урок вынесли из прочитанного произведения?

Какие чувства вы испытываете? Попробуйте их передать при описании лягушонка.

Прочитайте 3-е предложение, что хотел сказать автор читателям? Какие чувства выразил в этом предложении?

Ваши предположения, как будут развиваться события? Какой пословицей вы закончили бы рассказ?

Фрагмент №7.

Не больше часа прошло, как наш лягушонок снова почуял своим тельцем весну и шевельнул лапками. Вскоре и весь он ожил.

Когда грянул гром, и всюду зашевелились лягушки, мы выпустили нашего путешественника в то самое болотце, куда он хотел попасть раньше времени. И сказали ему в напутствие: »Живи, лягушонок, только, не зная броду, не суйся в воду».

Какое чувство испытали читая последний фрагмент текста? Оправдались бы предположения? Какое у вас настроение в данный момент? Давайте вспомним, как оно менялось по мере прочтения текста?

В каком из фрагментов вы испытали самые сильные чувства?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения, 3 класс. М. Пришвин "Лягушонок"

Автор: Макагонова Елена Петровна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Разработка конструктивистского урока литературного чтения на тему: М. Пришвин "Лягушонок" (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_konstruktivistskogho_uroka_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_m_prish"
    ["file_id"] => string(6) "385281"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485708727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства