kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конструктивистского урока литературного чтения на тему: М. Пришвин "Лягушонок" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: ознакомление с новым материалом. На уроке используются технологии: диалоговое обучение, стратегии развития критического мышления, работа в группах, оценивание включая всех

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка конструктивистского урока литературного чтения на тему: М. Пришвин "Лягушонок" (3 класс)»

Краткосрочный план по уроку литературное чтение

Кл.Рук. Шевченко Ольга Петровна

Дата: 19.02.2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 3Б


Тема: «Лягушонок» Михаил Пришвин

Цели урока:

(знать, понимать, размышлять)

Все могут эмоционально воспринять, осознать образное содержание текста и выполнить его анализ.

Развивают мышление, диалогическую речь, читательские навыки.

Воспитывают бережное отношение к природе, понимают ее значимость для человека.

Тип:

Ознакомление с новым материалом

Методы и технологии, модули:

Развитие критического мышления, диалогическое обучение, работа в группах, оценивание, включая всех.

Ожидаемый результат:

  1. Уметь давать оценку героям произведения

  2. Проявлять умение слушать и слышать собеседника

Выделять главную мысль в тексте

Наглядность и оборудование:

ИКТ, учебники, тетради, задания, стикеры, листы бумаги, фломастеры, картинки, листы оценивания, фишки.



Этапы урока

Время

(примерно)

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

(приветствие, эмоциональный настрой, девиз урока)













Стратегия «Разноцветные ленточки»

5 мин.

Учитель приветствует, настраивает детей на работу.

-Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Давайте настроимся на работу.

-Я в школе на уроке

-Сейчас я начну учиться

-Я радуюсь этому

-Внимание мое растет

-Я, как разведчик, все замечу

-Память моя крепка

-Я хочу учиться

-Я готов(-а) к работе

-Работаю!

Девиз урока «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

Успехов вам и удачи! Работа в группах. Правила работы в группе.

Деление на группы 5 групп (две группы по 3 человека и три по 4 человека) «Разноцветный мир»

Учащиеся по строчке повторяют утверждения, концентрируют внимание на уроке


Принимают участие в делении на группы

Выбирают капитана, спикера


Проверка домашнего задания


Шесть шляп, светофоры

12 мин

И так мы начинаем урок литературного чтения с проверки домашнего задания.

-что было задано на дом? – кто назовет автора произведения?

- Сейчас мы с вами поиграем. Сами выберите задание,

По жребию делит мыслительные шляпы.(белая – факты, желтая -позитивные моменты, черная – отрицательные, красная - эмоциональная сторона рассказа, зеленая -творческая)

Синяя – (коллективно)

- основная мысль рассказа? –Зачем автор написал этот рассказ? – что он хотел сказать?

Выполняют задание в группах, заполняют флипчаты, спикер защищает проект у доски.

Готовят ответы на вопросы за правильный ответ получают оценку «Светофоры»


Внимательно относиться к окружающим тебя людям, друзьям, помогать друг другу.

Актуализация опорных знаний


Целеполагание



Секретное письмо

Шифровка

Загадка

10 мин


Ввод ситуации для раскрытия темы и постановки цели урока. Выполнение практических заданий.


- Мы сегодня прочитаем новое произведение, а как оно называется, вы сможете узнать, раскрыв тайну секретного письма


-Ребята, мы получили конверт, в нем секретное письмо, прочесть его помогут волшебные краски


Краса-девица

Петь мастерица

Живет на болоте

В зеленом капоте

Глаза – как плошки,

Берегись, мошки!


Перепонки между пальцев

В воде живет, но нет жабр

Зеленый цвет ей прям к лицу

И мошек ловит на лету


Из икринок вылупляется

В головастика превращается


Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какие поставим цели?

группа «Почемучки»,

«Знайки» и «Звездочки»

«Рассударики» «Умники» отгадывают загадки























Каждая группа выдвигает одну цель на урок.

Подготовка к первичному восприятию текста

Прием ЗХУ

Опережающее задание




Таблица ЗХУ. Пишите в первой колонке все, что знаете о лягушке.

Во второй колонке запишите все, что еще хотите узнать


Два ученика делают сообщение о лягушках

Работают талантливые и одаренные, лидеры в обучении

Спикеры зачитывают




Усвоение новых знаний и способов действий

Вводное слово учителя о писателе




Ребята, сядьте удобно. Закройте глаза. И представьте себе картину. Серебрятся на солнце сугробы, всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве.

Открывайте глаза (фото с изображением зимнего леса, звучит музыка)

- такую картину вы себе представляли?

- Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

   Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.

   Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин.

На экране портрет М. Пришвина (1873-1954)

Прозаик, замечательный писатель, певец русской природы. Все произведения Пришвина проникнуты глубокой любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей. Герои его рассказов любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

На экране выставка книг писателя.

- какие рассказы вы читали самостоятельно?

- в чем отличительная особенность? (короткие, написаны доступным языком. В них раскрываются секреты привычных вещей).

-один рассказ мы читали во 2 классе, кто помнит, как называется рассказ? Я вам помогу. Прочитаю отрывок.

Увидели ребята утят и зашвыряли их шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

«Ребята и утята»










































Работа с выставкой детских книг М. Пришвина.

















Первичное чтение рассказа


.

-ребята, откройте учебники на с. 71

- текст читает учитель

Проверка понимания прочитанного

-какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Удалось ли автору поразить вас?

-что для вас стало открытием?

Следят по тексту отмечают непонятные слова

Физминутка


Создает условия для отдыха Физминутка «На болоте две подружки»

Проводит лидер класса физминутку

Словарная работа

Объяснялки


Какие слова и выражения в тексте были непонятны?

- Припорошить – присыпать снегом

-Взяться за вожжи – взять власть в свои руки

-В полднях – примерно в 12 часов дня (выражение не используется, рассказ написан очень давно)

-Под снежным одеялом – накрыто толстым слоем снега

Объясняют непонятные слова, выражения, как понимают

Анализ рассказа по вопросам

Учебный диалог

Формативное оценивание

15 минут

Организует работу в группах

Организует обсуждение рассказа по вопросам

  1. С чего начинают разворачиваться события в рассказе?

  2. Кто является героями этого рассказа?

  3. Что указывало детям на действия лягушонка? Прочитайте этот отрывок.

  4. Как в доме писателя стали помогать весне?

  5. Почему лягушонок назван розовым? Бывает ли лягушонок розовым и когда? Поищи ответ в энциклопедии.

  6. Найди в тексте пословицу. Объясни ее смысл.

  7. Оцените поступок детей.

  8. А как бы поступили вы?

Самостоятельно читают рассказ, отвечают на вопросы



Презентация работы в группах

Выходят спикеры

Взаимооценивание Светофорами











Закрепление знаний и способов действий


Викторина «Все о лягушках»

-Письменно ответьте на вопросы

1. Родилась в воде, а живет на земле (лягушка)

2. Куда исчезают на зиму лягушки? (зарываются в тину, ил, под мох)

3. В каком произведении мы читали о зимовке лягушки? (Зимний дуб)

4. Кем в будущем станет головастик? (лягушкой)

Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (лягушек, тритонов)

Письменно отвечают на вопросы

Обмениваются тетрадями

Оценивают


Рефлексия


Организует работу с таблицей ЗХУ

Составление синквейна в группах.

1.Понятие.

2.Прилагательное и прилагательное.

3.Глагол, глагол, глагол.

4.Предложение.

5.Эмоциональная оценка.



Например:

«Лягушонок.

Маленький и несчастный

Мечется, ищет, не понимает

И чуть ли не умирает.

Глупышка!»


Листы обратной связи прикрепляют на «Мудрое дерево»

















На листах обратной связи записывают свои впечатления и мысли

Подведение итогов урока


-Какое произведение мы читали сегодня на уроке?

-Кто его автор?

-Что вы можете сказать об авторе как о человеке? –

- С какими словами у вас ассоциируется писатель Михаил Пришвин? (любовь, доброта, солнышко, благородное сердце, спаситель, певец природы)


-О чем же главном хотел сказать нам автор в произведении?


Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока:

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

М.М. Пришвин утверждает:

М.М. Пришвин видит и слышит эти чудеса, раскрывает их перед читателями.


«Мир полон чудес. Это чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши не слышим».

Удалось ли вам увидеть и услышать те чудеса, которые писатель хотел донести до читателя?


Захотелось ли вам прочитать другие произведения Пришвина?

   Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.

На экране слова:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Вот этими словами мы и закончим наш урок.



Этот рассказ не только о лягушонке. О доброте, отзывчивости, неравнодушии, умении прийти на помощь.

Автор хотел сказать: к животным нужно относиться бережно и заботливо.

Домашнее задание


С. 72 пересказ от имени лягушонка






Обсуждение рассказа по вопросам

  1. С чего начинают разворачиваться события в рассказе?

  2. Кто является героями этого рассказа?

  3. Что указывало детям на действия лягушонка? Прочитайте этот отрывок.

  4. Как в доме писателя стали помогать весне?

  5. Почему лягушонок назван розовым? Бывает ли лягушонок розовым и когда? Поищи ответ в энциклопедии.

  6. Найди в тексте пословицу. Объясни ее смысл.

  7. Оцените поступок детей.

  8. А как бы поступили вы?



Обсуждение рассказа по вопросам

  1. С чего начинают разворачиваться события в рассказе?

  2. Кто является героями этого рассказа?

  3. Что указывало детям на действия лягушонка? Прочитайте этот отрывок.

  4. Как в доме писателя стали помогать весне?

  5. Почему лягушонок назван розовым? Бывает ли лягушонок розовым и когда? Поищи ответ в энциклопедии.

  6. Найди в тексте пословицу. Объясни ее смысл.

  7. Оцените поступок детей.

  8. А как бы поступили вы?



Обсуждение рассказа по вопросам

  1. С чего начинают разворачиваться события в рассказе?

  2. Кто является героями этого рассказа?

  3. Что указывало детям на действия лягушонка? Прочитайте этот отрывок.

  4. Как в доме писателя стали помогать весне?

  5. Почему лягушонок назван розовым? Бывает ли лягушонок розовым и когда? Поищи ответ в энциклопедии.

  6. Найди в тексте пословицу. Объясни ее смысл.

  7. Оцените поступок детей.

  8. А как бы поступили вы?



















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Шевченко Ольга Петровна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385281


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства