Кл.Рук. Шевченко Ольга Петровна
Дата: 19.02.2016 | Предмет: литературное чтение | Класс: 3Б |
Тема: «Лягушонок» Михаил Пришвин |
Цели урока: (знать, понимать, размышлять) | Все могут эмоционально воспринять, осознать образное содержание текста и выполнить его анализ. |
Развивают мышление, диалогическую речь, читательские навыки. |
Воспитывают бережное отношение к природе, понимают ее значимость для человека. |
Тип: | Ознакомление с новым материалом |
Методы и технологии, модули: | Развитие критического мышления, диалогическое обучение, работа в группах, оценивание, включая всех. |
Ожидаемый результат: | Уметь давать оценку героям произведения Проявлять умение слушать и слышать собеседника Выделять главную мысль в тексте |
Наглядность и оборудование: | ИКТ, учебники, тетради, задания, стикеры, листы бумаги, фломастеры, картинки, листы оценивания, фишки. |
Этапы урока | Время (примерно) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. Момент (приветствие, эмоциональный настрой, девиз урока) Стратегия «Разноцветные ленточки» | 5 мин. | Учитель приветствует, настраивает детей на работу. -Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Давайте настроимся на работу. -Я в школе на уроке -Сейчас я начну учиться -Я радуюсь этому -Внимание мое растет -Я, как разведчик, все замечу -Память моя крепка -Я хочу учиться -Я готов(-а) к работе -Работаю! Девиз урока «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» Успехов вам и удачи! Работа в группах. Правила работы в группе. Деление на группы 5 групп (две группы по 3 человека и три по 4 человека) «Разноцветный мир» | Учащиеся по строчке повторяют утверждения, концентрируют внимание на уроке Принимают участие в делении на группы Выбирают капитана, спикера |
Проверка домашнего задания Шесть шляп, светофоры | 12 мин | И так мы начинаем урок литературного чтения с проверки домашнего задания. -что было задано на дом? – кто назовет автора произведения? - Сейчас мы с вами поиграем. Сами выберите задание, По жребию делит мыслительные шляпы.(белая – факты, желтая -позитивные моменты, черная – отрицательные, красная - эмоциональная сторона рассказа, зеленая -творческая) Синяя – (коллективно) - основная мысль рассказа? –Зачем автор написал этот рассказ? – что он хотел сказать? | Выполняют задание в группах, заполняют флипчаты, спикер защищает проект у доски. Готовят ответы на вопросы за правильный ответ получают оценку «Светофоры» Внимательно относиться к окружающим тебя людям, друзьям, помогать друг другу. |
Актуализация опорных знаний Целеполагание Секретное письмо Шифровка Загадка | 10 мин | Ввод ситуации для раскрытия темы и постановки цели урока. Выполнение практических заданий. - Мы сегодня прочитаем новое произведение, а как оно называется, вы сможете узнать, раскрыв тайну секретного письма -Ребята, мы получили конверт, в нем секретное письмо, прочесть его помогут волшебные краски Краса-девица Петь мастерица Живет на болоте В зеленом капоте Глаза – как плошки, Берегись, мошки! Перепонки между пальцев В воде живет, но нет жабр Зеленый цвет ей прям к лицу И мошек ловит на лету Из икринок вылупляется В головастика превращается Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какие поставим цели? | группа «Почемучки», «Знайки» и «Звездочки» «Рассударики» «Умники» отгадывают загадки Каждая группа выдвигает одну цель на урок. |
Подготовка к первичному восприятию текста Прием ЗХУ Опережающее задание | | Таблица ЗХУ. Пишите в первой колонке все, что знаете о лягушке. Во второй колонке запишите все, что еще хотите узнать Два ученика делают сообщение о лягушках | Работают талантливые и одаренные, лидеры в обучении Спикеры зачитывают |
Усвоение новых знаний и способов действий Вводное слово учителя о писателе | | Ребята, сядьте удобно. Закройте глаза. И представьте себе картину. Серебрятся на солнце сугробы, всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Открывайте глаза (фото с изображением зимнего леса, звучит музыка) - такую картину вы себе представляли? - Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними. Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим. Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин. На экране портрет М. Пришвина (1873-1954) Прозаик, замечательный писатель, певец русской природы. Все произведения Пришвина проникнуты глубокой любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей. Герои его рассказов любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. На экране выставка книг писателя. - какие рассказы вы читали самостоятельно? - в чем отличительная особенность? (короткие, написаны доступным языком. В них раскрываются секреты привычных вещей). -один рассказ мы читали во 2 классе, кто помнит, как называется рассказ? Я вам помогу. Прочитаю отрывок. Увидели ребята утят и зашвыряли их шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. «Ребята и утята» | Работа с выставкой детских книг М. Пришвина. |
Первичное чтение рассказа | . | -ребята, откройте учебники на с. 71 - текст читает учитель Проверка понимания прочитанного -какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Удалось ли автору поразить вас? -что для вас стало открытием? | Следят по тексту отмечают непонятные слова |
Физминутка | | Создает условия для отдыха Физминутка «На болоте две подружки» | Проводит лидер класса физминутку |
Словарная работа Объяснялки | | Какие слова и выражения в тексте были непонятны? - Припорошить – присыпать снегом -Взяться за вожжи – взять власть в свои руки -В полднях – примерно в 12 часов дня (выражение не используется, рассказ написан очень давно) -Под снежным одеялом – накрыто толстым слоем снега | Объясняют непонятные слова, выражения, как понимают |
Анализ рассказа по вопросам Учебный диалог Формативное оценивание | 15 минут | Организует работу в группах Организует обсуждение рассказа по вопросам С чего начинают разворачиваться события в рассказе? Кто является героями этого рассказа? Что указывало детям на действия лягушонка? Прочитайте этот отрывок. Как в доме писателя стали помогать весне? Почему лягушонок назван розовым? Бывает ли лягушонок розовым и когда? Поищи ответ в энциклопедии. Найди в тексте пословицу. Объясни ее смысл. Оцените поступок детей. А как бы поступили вы? | Самостоятельно читают рассказ, отвечают на вопросы Презентация работы в группах Выходят спикеры Взаимооценивание Светофорами |
Закрепление знаний и способов действий | | Викторина «Все о лягушках» -Письменно ответьте на вопросы 1. Родилась в воде, а живет на земле (лягушка) 2. Куда исчезают на зиму лягушки? (зарываются в тину, ил, под мох) 3. В каком произведении мы читали о зимовке лягушки? (Зимний дуб) 4. Кем в будущем станет головастик? (лягушкой) Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (лягушек, тритонов) | Письменно отвечают на вопросы Обмениваются тетрадями Оценивают |
Рефлексия | | Организует работу с таблицей ЗХУ Составление синквейна в группах. 1.Понятие. 2.Прилагательное и прилагательное. 3.Глагол, глагол, глагол. 4.Предложение. 5.Эмоциональная оценка.
Например: «Лягушонок. Маленький и несчастный Мечется, ищет, не понимает И чуть ли не умирает. Глупышка!» Листы обратной связи прикрепляют на «Мудрое дерево» | На листах обратной связи записывают свои впечатления и мысли |
Подведение итогов урока | | -Какое произведение мы читали сегодня на уроке? -Кто его автор? -Что вы можете сказать об авторе как о человеке? – - С какими словами у вас ассоциируется писатель Михаил Пришвин? (любовь, доброта, солнышко, благородное сердце, спаситель, певец природы) -О чем же главном хотел сказать нам автор в произведении? Давайте еще раз прочитаем девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» М.М. Пришвин утверждает: М.М. Пришвин видит и слышит эти чудеса, раскрывает их перед читателями. «Мир полон чудес. Это чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши не слышим». Удалось ли вам увидеть и услышать те чудеса, которые писатель хотел донести до читателя? Захотелось ли вам прочитать другие произведения Пришвина? Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях. На экране слова: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Вот этими словами мы и закончим наш урок. | Этот рассказ не только о лягушонке. О доброте, отзывчивости, неравнодушии, умении прийти на помощь. Автор хотел сказать: к животным нужно относиться бережно и заботливо. |
Домашнее задание | | С. 72 пересказ от имени лягушонка | |