-познакомить с биографией и особенностями творчества Н. Гумилёва;
-пробудить интерес к уникальной личности поэта, показать её многогранность;
Задачи:
-обучать приёмам анализа стихотворения;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-развивать коммуникативные навыки – умение работать в творческой группе;
-формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста;
-воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также выступать перед аудиторией;
-воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному: изобразительному искусству, музыке;
-материал урока призван способствовать формированию гуманистического сознания.
Оборудование: портреты Н Гумилёва, свечи, опорные конспекты, плакат.
Тип урока: интегрированный с применением мультимедийных форм обучения.
Форма урока: литературная гостиная.
Методы:
-репродуктивные;
-исследовательские;
-проблемные;
-частично – поисковые.
Ожидаемые результаты: урока:
-пробудить интерес к личности Н. Гумилёва, к его поэзии и творчеству;
-дать новые знания по разделу «Серебряный век русской поэзии».
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стёртые карты Америки…
А.Ахматова
Оргмомент.
Целеполагание обучающихся.
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы совершим путешествие во времени: отправимся в начало прошлого века. В нашей литературной гостиной мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче Гумилёве. Яркий представитель поэтов русского «серебряного века», переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма. Он завоевал симпатии читателей не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фантастической любовью к путешествиям и странствиям. Николай Гумилёв многое успел за недолгую жизнь. Он автор нескольких поэтических сборников:
«Путь конквистадоров» (1905)
«Романтические цветы» (1908)
«Жемчуга» (1910)
«Чужое небо» (1912)
«Колчан» (1916)
«Костёр» (1918)
«Фарфоровый павильон» (1918)
«Шатёр» (1921)
«Огненный столп» (1921)
«Стихотворения. Посмертный сборник» (1922).
Каждый из сборников стал заметным событием в литературной жизни. Его поэзия ценилась, была популярной и считалась изысканной и красивой.
-В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А.Ахматовой.
-Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилёва – поэта?
/Любовь к возвышенному («за вечерней пение), экзотическому («белых павлинов»), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий («стёртые карты Америки»)?/
-Знакомясь сегодня с творчеством Н.С. Гумилёва, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.
В работе принимают участие творческие группы, которые заранее изучили литературное наследие поэта, подготовили сообщения и презентации о личности Н.С. Гумилёва - «литературоведы и искусствоведы», «биографы», «чтецы». Представление спикеров. На протяжении всего урока вам в помощь предлагаются опорные конспекты.
А сейчас встречайте: Николай Гумилёв!
III. Новый материал (представление учащимися самостоятельно подготовленных сообщений, чтение наизусть стихов)
Звучит музыка Бетховена «Лунная соната» (1 слайд)
Входит ученик, изображающий Гумилёва с томиком «Илиады».
Стихотв. «Современность» (читает)
Я закрыл Илиаду и сел у окна, На губах трепетало последнее слово, Что-то ярко светило — фонарь иль луна, И медлительно двигалась тень часового.
Я так часто бросал испытующий взор И так много встречал отвечающих взоров, Одиссеев во мгле пароходных контор, Агамемнонов между трактирных маркеров.
Так, в далекой Сибири, где плачет пурга, Застывают в серебряных льдах мастодонты, Их глухая тоска там колышет снега, Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты.
Я печален от книги, томлюсь от луны, Может быть, мне совсем и не надо героя, Вот идут по аллее, так странно нежны, Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
Видеоролик. Основные факты биографии Н.Гумилёва (2 слайд)
-Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни Н.Гумилёва?
Николай Гумилёв - создатель яркого и самобытного течения – акмеизма. Как это повлияло на становление поэта и отразилось на его творчестве?
1 Литературовед
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок «Цех поэтов», во главе которого становится Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. О возникновении же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха».
Акмеизм ( от греч. акме –высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё). Статья «Наследие символизма и акмеизма» (1913г.) Н. Гумилёва считается манифестом новой школы. Автор в ней декларировал, что настоящее произведение поэтического искусства должно быть совершенным, отточенным, как лезвие бритвы. Достижимо ли это? Можно ли превратить теоретические выкладки в реальность стихов? Это достижимо, утверждал Гумилёв, если поэт станет героем, выбирающий трудный и опасный путь. Оставалось только подтвердить это своей жизнью. И Гумилёв это делал. Приходилось ломать свой характер, подчинять всё высокой цели, отказывать себе в покое, любви, обыкновенных земных радостях. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным.
1 Биограф Случай с камнями (кадры из видео «Гумилёв в Африке»)(3 слайд)
Из воспоминаний А.С.Сверчковой, родственницы Гумилева, повествующей о временах экспедиции поэта в Африку:
"В пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну, чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Николай Степанович заинтересовался и повел караван к жилищу пророка... Гуссейн принял европейцев с почетом, остался доволен поднесенными подарками, позволил им все осмотреть... Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте валялось немало черепов и костей. Как ни отговаривал дядю племянник, он все-таки решил сделать опыт — пролезть между камнями... Все кончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал еще какой-нибудь опыт".
2 Биограф Случай с корзиной (кадры из видео «Гумилёв в Африке») (4слайд)
Рассказывают, что однажды Гумилёв переправлялся с одного берега реки на другой в корзине, которая скользила по канату, подвешенном между двумя деревьями. Корни деревьев явно подгнили. В речке было полным полно крокодилов, тем не менее, Гумилёв начал раскачивать корзину, находясь на средине переправы. Как только путешественники вступили на берег, одно из деревьев рухнуло.
2 Литературовед (кадры из видео «Гумилёв в Африке») (5 слайд)
Гумилёву нужны были новые средства, чтоб испытать себя, доказать свою состоятельность. Он приходил в племена, пользующие дурной славой каннибалов. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на свирепых хищников, болел тропической лихорадкой.Муза Дальних странствий, воспетая им во многих странах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в огнедышащих песках Сахары, в верховьях и устье многоводного Нила, в мрачных горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара… Древние города Европы, Ближний Восток, Антильские острова, Средиземное море…
1 Чтец
«Прапамять»
И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши
От сна, я буду снова я, —
Простой индиец, задремавший
В священный вечер у ручья?
3 Литературовед
Мечтательный лирик, он вытравил из своего сердца влюблённость и задумчивость, избавился от грусти и растерянности и в горниле страстей выковал сильный, звенящий, как дамасская сабля голос, уничтожающий человеческий страх и покорность, прокладывающий дорогу человеческой гордости и мужеству. Героями его стихотворений становятся открыватели новых земель и флибустьеры (пираты), скитальцы – арабы и средневековые рыцари, охотники на африканских диких зверей и бесстрашные капитаны. Христофор Колумб, Марко Поло, Гонзальво и Кук, Ганнон Карфагенянин, Сидбад – Мореход, Одиссей… Герои реальные и мифические, жившие много веков тому назад и современники, решившие достичь Северного полюса, - все они становятся помощниками поэта, мечтавшего сделать своих читателей героями «сильной, весёлой и злой планеты».
Звучит песня «Капитаны» на слова Н. Гумилёва (6 слайд)
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так, что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
3 Биограф
Следует отметить, что уже в раннем творчестве поэта наметились основные черты, которые так или иначе составили неповторимый облик его поэтики.
Прежде всего, большинство его произведений пронизывает романтический дух. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев, одухотворённых идеями дерзкими, рискованными, но в основе своей – благородными, охваченными неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующими победу над внешним миром, даже если эта победа достигалась ценой их жизни.
2 Чтец
Конквистадор – это участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку в 15 – 16 веках
«Сонет»
Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном
Растёт туман… но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
3 Чтец
Второй характерной особенностью поэзии Гумилёва является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. В стихотворении «Поэту» (1908) Гумилёв высказал своё отношение к поэтической форме и требования к ремеслу стихотворца:
Пусть будет стих твой гибок, но упруг,
Как тополь зеленеющей долины,
Как грудь земли, куда вонзился плуг,
Как девушка, не знавшая мужчины.
Уверенную строгость береги:
Твой стих не должен ни порхать, ни биться.
Хотя у музы легкие шаги,
Она богиня, а не танцовщица.
Слово учителя
-Работу Гумилёва над поэтической формой можно проиллюстрировать, с помощью лексического и фонетического анализа стихотворения «Мореплаватель Павзаний…»(1906).
Примечание к стихотворению:
Каракалла (186–217) – римский император с 211, из династии Северов, отличавшийся особой жестокостью.
Галера – гребной военный корабль.
Гетера – в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина.
Венера – в римской мифологии богиня любви и красоты.
Понтон – плавсредство, служащее для поддержания на воде тяжестей.
Прослушивание стихотворения в исполнении Алексея Емельянова.
«Мореплаватель Павзаний...» (7 слайд)
Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы.
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний,
Крокодил сверкал у судна
Чешуею изумрудной
На серебряном понтоне.
Анализ стихотворения «Мореплаватель Павзаний»
1. Какова сюжетная картина стихотворения?
/Верный своей избраннице – Музе Дальних Странствий, поэт посвящает своё стихотворение древнегреческому путешественнику Павзанию (2 в.). После опасного плавания его корабль достиг берегов Римской империи. Час заката. Величественно и прекрасно вечно изменяющееся море. Суровы и безмолвны неподвижные скалы. Покачивается на волнах корабль. Император осматривает экзотические подарки, которые привёз из заморской страны мореплаватель./
2.С помощью каких художественных средств автор разукрашивает картину яркими, сочными красками?
/гласный у. Во 2 и 3 строфах, где нарисована картина моря, этот гласный повторяется в общей сложности 9 раз, а в 5 строфе, в которой появляется анималистический рисунок (крокодил), гласный звук у повторяется 7 раз. /
Слово учителя.
-По замыслу поэта, этот звуковой повтор должен наполнить стихотворение зелёным цветом. Достаточно вспомнить его перевод стихотворения Артюра Рембо «Гласные»:
А – чёрно, бело – Е, У – зелено, О – сине,
И – красно…Я хочу открыть рожденье гласных./
Мы сейчас проникли в мастерскую поэта, увидели, как работая со словом и звуками, автор достигает художественной красоты изображаемой картины.
Минута релаксации.
-Предлагаю всем присутствующим тоже немного поэкспериментировать в составлении звуковых ассоциаций. Представьте, что путешествуя вместе с Гумилёвым, мы оказались на чудесной зелёной полянке, где решили немного отдохнуть. Сделайте глубокий вдох и выдох. Закройте глаза, произнесите своё имя. Ничто так не ласкает слух, как собственное имя человека. Но наши имена – это тоже комбинация из гласных и согласных звуков. В каком цвете вы увидели своё имя? Откройте глаза. Достаньте из конверта бабочку, соответствующую этому цвету, подпишите её и разместите на своей лужайке. Работа по группам.
4 Биограф
Третьей характерной чертой творчества поэта является его пристрастие к экзотике, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племён, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным. Вот названия стихотворений, которые с географической точностью сообщают о многочисленных путешествиях поэта: «Озеро Чад», «Абиссинские песни», «Африканская ночь», «Красное море», «Египет», «Суэцкий канал», «Судан», «Самалийский полуостров», «Мадагаскар», «Замбези», «Нигер», «Либерия».
Анималистические стихотворения тоже имеют характерные названия: «Ягуар», «Невеста львов», «Жираф», «Носорог», «Кенгуру», «Гиппопотам», «Укротитель зверей», «Леопард», «Крыса», «Индюк».
Прослушивание песни на слова Н. Гумилёва «Жираф» (8 слайд)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Анализ стихотворения «Жираф».
1.Каково настроение стихотворения?
/оно грустное, почти тревожное/
2.Где происходит действие? Как оно происходит?
/Маленькая комната, дождь за окном. Хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент – Африку./
3.Каким вы себе представляете героя стихотворения?
/Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна сказка… про жирафа…про чёрную деву. И всё это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России/
4.Что можно сказать о героине?
/Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить./
5.Как вы считаете, рассказ героя выдумка?
/Гумилёв казалось бы пишет нереальные картины, но это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные пейзажи. Поэт предлагает взглянуть на мир по-иному, понять, что «много чудесного видит земля», и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от «тяжёлого тумана», который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки./
6.Что можно сказать о композиции стихотворения?
Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны.
7.Какова основная мысль стихотворения?
/В стихотворении выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования./
Искусствовед
Огромное влияние оказали на Гумилёва полотна французского художника – постимпрессиониста Поля Гогена, которые он видел в Салоне в Париже ещё в то время, когда был слушателем всемирно известной Сорбонны. Часами простаивал поэт перед его картинами. Удивительный мир культуры далёкой Океании, как бы существующие вне времени и привычного бытия фигуры таитянских женщин, буйные краски тропической растительности, полусказочные животные – всё это влекло в неведомые заморские страны, будило неуёмную фантазию. Предлагаю полюбоваться репродукциями картин Поля Гогена.
-Показ презентации «Картины Поля Гогена». (9 – 14 слайд)
Картины Поля Гогена
Лучшие свои произведения Поль Гоген (1848 – 1903) создал на островах Тихого океана, где почти безвыездно провел последние годы жизни. В экзотике Таити и Маркизских островов он искал прибежища от угнетавшей его буржуазной цивилизации. Туземцы представлялись художнику прекрасными, гармоничными существами, живущими единой жизнью с окружающей природой. Воспевание «тихоокеанского рая» составляет содержание творчества Гогена.
Свой идеал красоты Гоген обрел в образе молодой таитянки с широкими плечами, сильным торсом. Возможно, моделью послужила первая таитянская жена Гогена, 13-летняя Техура. ( 9 слайд)
Таитянские пасторали – Поль Гоген. 1893.
Празднично-яркий колорит картины усиливает отличие изображаемого мира от тоскливой повседневности «цивилизованной» жизни. (10 слайд) .
Сбор плодов - Поль Гоген. 1899.
Здесь Гоген воплотил символическое изображение судьбы человечества. На горящей золотом левой части холста изображены женские фигуры с цветами и плодами в руках, символизирующие рай до грехопадения. В правой части спящая собака со щенками олицетворяет начало жизни, позади темный всадник - символ смерти. (11 слайд)
Женщины Таити – Поль Гоген.1891.
На картине виден образ двух женщин, которые находятся в гармонии с природой, пребывают в своем раю на земле, просто отдыхают, не думая о чем-то высоком и вечном. (12 слайд)
5.Matamoe (Смерть) Пейзаж с павлинами – Поль Гоген.1892.
Таитянская надпись „Matamoe"в правом нижнем углу самим Гогеном переводилась как „Смерть". Объяснение такому названию для столь великолепного, праздничного пейзажа можно найти в книгах Гогена: он
писал, что зрелище таитян, рубящих деревья, возбуждало в нем ощущение гибели в себе цивилизованного человека и рождение „дикаря". (13 слайд)
6. Горы на Таити – Поль Гоген
…Вы не были на Таити? Я — нет.
Горы, коричневые вулканические холмы. Яркое небо, яркая трава, пальмы на ветру. Тень деревьев, тропа в траве.
Большие массы цвета. Одно огромное дерево — изумрудное, другое — зеленое. Красные и оранжевые деревья пониже. И ни одного зеленого пятнышка на холмах. Жизнь — это наносное, она осыпается с земли. (14 слайд)
Гумилёву не удалось побывать на Таити, где жил и творил не понятый современниками Поль Гоген, но путешествие по заморским странам он сумел превратить из мечты в поэтические строки. Разве не перекликаются его африканские стихотворения и абиссинские песни с сюжетами полотен французского художника?
4 Чтец
Фелуки – небольшое палубное судно с косыми парусами. Эбеновое дерево, или Эбен – чёрная древесина некоторых тропических деревьев.
«Озеро Чад»
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Звучит музыка Бетховена «Мелодия слёз» (15 слайд)
Слово учителя
-Николай Гумилёв знал, что его жизнь трагична. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краёв, пульсирующей мыслью и болью, такой, что её хватило на несколько жизней. Он пытался «создать» и свою смерть.
И умру я не на постели,
При натариусе и враче,
А в какой – нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Чтоб войти не во всём открытый,
Протестанский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Ему казалось, что он умрёт в 53 года. Но судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилёва в 35 лет. Как воскресить его? Оживить? Живой водой может стать наше прикосновение к его стихам, наша память о нём. Только тогда расцветут «сады души» погибшего поэта.
Ученик в образе Н. Гумилёва читает стихотворение
«Сады моей души»
Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И - кто поймет намек старинной тайны?-
В них девушка в венке великой жрицы…
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.
IV.Подведение итогов урока
Слово учителя
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Н.Гумилёва.
-В чём же особенности поэтического творчества Н. Гумилёва?
Составление на доске кластера:
Во – первых, большинству произведениям поэта свойственен романтический дух. Его герои одухотворены идеями дерзкими, рискованными.
Во – вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой растительности экваториального леса, необычным животным.
В-третьих, стихам Гумилёва присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность поэтической интонации.
-Как особенности поэтики Н.Гумилёва перекликаются с характеристикой, которую даёт поэту А.Ахматова (эпиграф урока)?
/Всё творчество Н. Гумилёва созвучно той характеристике, которую даёт ему Ахматова./
V. Рефлексия.
-Какое впечатление произвёл урок?
/Каждой группе раздаются пазлы.
Участники должны написать на предложенных фрагментах своё мнение, а затем на доске сложить общую картинку./ Мозаика сложилась, а значит, и урок удался, об этом свидетельствуют и ваши отзывы. Это радует. Картина Гогена «Горы Таити» выбрана не случайно, пусть она у вас всегда будет перед глазами. Напутствие: выбирайте только правильную дорогу в жизни, стремитесь всегда ввысь и успешно покоряйте свои вершины.
Пустое сердце бьётся ровно, ненасыщенное переживаниями, впечатлениями. Делайте свой мир таким же ярким, романтичным, волнующим, как у Гумилёва. Тогда жизнь станет по-настоящему интересной и полноценной.
Все работали хорошо и отлично, спасибо. (Отметить особо отличившихся)
VI. Д/з Выучить наизусть стихотворение Н.Гумилёва (по выбору)
VII. Заключение.
Звучит романс на слова Н. Гумилёва в исполнении Н. Носкова (16слайд)