Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 5 классе корекционной школы »
Урок чтения в 5 классе ГКОУ РО Грушевской школы-интерната VIII вида.
Тема: Сергей Александрович Есенин. Описание природы на примере стихотворения «Береза».
Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением С. А. Есенина «Береза».
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование навыка выразительного чтения.
2. Обогащение словарного запаса.
Коррекционные:
1. Развитие устной речи.
2. Развитие памяти.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей Родине.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С. А. Есенина.
- С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?
- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.(Слайд № 1).
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Вступительная беседа.
Правильно! Стихотворение называется «Береза» (Слайд № 2, на экране две картинки: одна летняя, другая зимняя).
- Какую картинку мы должны оставить на экране? Почему?
Ребята, береза – это символ России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты воспевали ее в своих стихах. Они сравнивали ее с образом русской девушки. Как вы думаете, почему?
(Слайд № 3) С. А. Есенин посвятил много стихотворений описанию любимых полей и лесов, которые он любил с детства. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок. Стихотворение, с которым мы сегодня будем знакомиться, стало первым опубликованным стихотворением и было напечатано в детском журнале «Мирок». Тогда поэту было 19 лет. Он мало писал для детей. «Писать для детей – надо особый дар иметь»,- говорил поэт. И для детей писал мало.
Работа со стихотворением.
Первичное чтение стихотворения учителем.
Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы, послушав его внимательно, ответите на вопрос.
Ц. в. (слайд № 4): о каком времени года говорится в стихотворении? По каким приметам вы догадались?
Словарная работа (слайд № 5).
Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.
Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.
Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
Чтение стихотворения обучающимися.
- Из скольких строф состоит это стихотворение? (дети читают по строфам).
Анализ стихотворения.
- С чем автор сравнивает снег?
- С чем автор сравнивает снег во второй строфе?
- Как вы понимаете, что значит «горят снежинки»?
- Прочитайте 4-ую строфу. Что значит «заря обсыпает ветки новым серебром»?
- Что такое заря?
-(Слайд № 6) Заря –яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.
- Как вы считаете, в стихотворении о каком времени суток говорится?
- Почему?
- Поэты часто изображают неживые предметы, как живые, наделяют их качествами человека. Постарайтесь найти в стихотворении строчки, где неживые предметы изображены как живые, и зачитайте их.
- Как вы думаете, почему «заря лениво обходит»? (Зимой заря начинается позже, чем летом. Как будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко. Будто ей лень освещать небо.
Работа над выразительным чтением.
- (Слайд № 7) Какое настроение передает это стихотворение:
- радостное, бодрое;
- спокойное, задумчивое;
- грустное, тревожное;
- веселое, шутливое?
- Попробуйте прочитать выразительно это стихотворение, чтобы все увидели нарядную, тихую березку.
Подготовка к заучиванию наизусть (слайд № 8).
Ребята, я вам сейчас раздам карточки, на которых напечатано стихотворение. Но в каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь вспомнить и воспроизвести эти слова (Приложение №1).