Просмотр содержимого документа
«Учебно-методические материалы»
19.11 литература 8 класс
Урок № 20
Тема: Утверждение идеалов гуманности, чести и долга в повести «Капитанская дочка». Гл.13-14 Р.р. Подготовка к сочинению
Методическая цель: показать правду высокой нравственности пушкинских героев,познакомить учащихся с эпохой николаевской реакции в начале 19 столетия, определить причины обостренного интереса автора к проблемам нравственности и морали, формировать умение сравнивать персонажей произведения, характеризовать нравственную суть героев по их поступкам, речи, умение отбирать и обобщать отобранный материал, продолжить работу по теории литературы, развивать связную речь учащихся; воспитывать милосердие, чувство ответственности за свои поступки, чуткое отношение к близким, способность переживать, понимать другого человека. Планируемые предметные результаты: знают содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; владеют различными видами пересказа, приводят док-ва, используя цитатный материал,умеютдавать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному, обобщать и систематизировать материал,развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.
Тип урока:комбинированный. Оборудование: портрет А.С.Пушкина,презентация, экран, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем работу по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Определить тему и ход нашего урока поможет разминка.
III. Актуализация опорных знаний.
Литературная разминка:
-Для чего нужно изучать исторические произведения?
- Признаки романтического в «Капитанской дочке»
-Признаки реалистического в «Капитанской дочке»
-Как называется построение произведения?(композиция)
- Какой приём лежит в основе композиции?(Противопоставление)
- Каков эпиграф к повести?
- Что выражает народная пословица? (народную мудрость, народную мораль).
- А что такое мораль?(прав.повед.)
-Как вы понимаете слово «нравственность»?(НРАВСТВЕННОСТЬ- внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами).
-Какие нравственные идеалы утверждает А.С.Пушкин в своей повести?
(идеалы гуманности, чести и долга).
-Определите тему и цели.
IV. Тема и целеполагание.
1.Аналитическая беседа с учащимися (с записью выводов).
-Как вы думаете, почему в 30 годы 19 века Пушкин обращается к событиям полувековой давности, чем объяснить его интерес к вопросам чести?
2.Слово учителя.В эпоху жестокой политики Николая I, в эпоху доносов, глубокой безнравственности А.С.Пушкин обращается к теме чести и достоинства и выбирает неслучайно 18 век: это век, где еще сохранялись законы морали и гуманности.
3.Продолжение беседы.
-Каким образом автор утверждает идеалы гуманности? (прежде всего,через композицию произведения)
-С чего начинается повесть?( С изображения жизни Петруши Гринева в родительском доме)
-Что вы узнаете о жизни дворян в 18 веке?
-Назовите первые слова, с которых начинается повествование? «Отец мой…» (Как в священном писании «Отче наш…») Это свидетельство почтения главного героя к отцу.
-Приведите примеры почитания родителей героями повести.
-Что особо свято чтут семейства Гриневых и Мироновых?
-Верность воинской присяге. Долг дворянина- служба Отечеству.
Это следующий закон нравственности.
–Приведите примеры воинской чести героев. - Почему верный своему Отечеству офицер Гринев просит помощи у врага своего-Пугачева? Что движет этим его поступком? Любовь –основа всего, любовь движет всем. Это еще одна категория нравственности.
-В повести Пушкина любовь повсюду. Какие герои готовы ради любви на великие поступки?
- Прием противопоставления помогает определить внутреннюю суть героев. Кого можно противопоставить Гриневу? Швабрина. Швабрин никого не любит, ничему не верен.
Физминутка (звучит музыка)
--А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.
-Почему Пугачев помогает Гриневу и Маше? (Он помнит о милости его благородия на постоялом дворе)
4.Анализ разговора Гринева и Пугачева на постоялом дворе(стр.115)
-Как обращается к беглому казаку дворянин? («Брат»)
-Как благодарит за оказанную услугу? (заячий тулуп)
-Что в свою очередь говорит Пугачев? «Век не забуду вашей милости»
- Милость, милосердие- это высшая добродетель, на которую способна только духовно развитая личность.
-А кто еще из героев повести проявляет милосердие? (Пугачев, Маша, Савельич, Гриневы)
- Почему мы не отнесли сюда Екатерину II? (Ее поступком движет вовсе не милосердие, а тщеславие)
-Кого из героев повести мы можем еще противопоставить милосердным героям? (Оренбургского генерала)
-Испытывая чувство глубокой привязанности к Пугачеву, Гринев жалеет его и предлагает сдаться властям. Что отвечает Емельян Пугачев?
5.Прослушивание записи сказки старой калмычки «О вороне и орле»(стр.187)
- Как вы понимаете главную мысль этой притчи? (Сказка объясняет жизненную позицию самозванца: орел не может жить по законам ворона. Сказка имеет иносказательный смысл, это разговор о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символика: орел – птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь. Сказка показывает обреченность Пугачева. Так жить долго и счастливо нельзя. Гриневу отвратителен разбой и злодейство, он создан для мирной жизни среди дорогих людей. Поэтому Гринев отвечает Пугачеву: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.»
- Жить свободно, вольно, ни от кого не скрываясь, быть чистым и честным перед людьми, жить достойно - вот еще один нравственный закон.
- Итак, подведем итоги . Какие же нравственные идеалы утверждает А.С.Пушкин в своем произведении?( идеалы гуманности, чести и долга)
- К каким способам утверждения этих идеалов он прибегает? ( использует противопоставление героев(антитеза), композицию произведения, особенности речи персонажей)
6.Знакомство с темами сочинений.
1) Петр Гринев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2)Маша Миронова в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
3)Проблема чести и долга в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
4)Гринёв и Швабрин в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
7. Технология написания сочинения.
1).Самое главное – это вдуматься в формулировку темы, т.е. выбрать «свою», над которой будете работать.
Я напоминаю вам темы:
Петр Гринев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
«Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2).В дальнейшей работе необходимо помнить об основной мысли сочинения, в противном случае можно уйти от темы. Отклониться от нее или подменить другой. Чтобы этого избежать, необходимо тщательно отобрать материал.
3).Определите, какой тип текста вы будете использовать. (в основном рассуждение)
4_. А каков стиль речи? (художественный)
5_. Помните слова из песенки Алисы:
Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться –
Начерти на карте план.
План нам нужен для любой темы. Вспомним, из чего он состоит.
Как известно, едва ли не самое трудное – это начать, т.е. написать введение.
- Что сюда можно включить и каким оно может быть?
По объему введение может быть не более половины страницы.
- Например, вы можете воспользоваться введением «Связь с современностью» и начать его такими словами:
«В наше время ощущается дефицит милосердия, когда основной ценностью стали деньги, а не желание придти на помощь из чувства сострадания. Для нашего поколения ярким примером милосердия и человечности являются герои произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
- И далее вы перейдете к основной части.
Формулировка основной части не должна совпадать с темой сочинения. Эту часть необходимо расширить 3-4 подпунктами, где вы, используя доказательства, факты, цитаты, эпиграфы, будете раскрывать мысль сочинения.
Например, «Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
а) портрет героини
б) характер героини
в) испытания, выпавшие на долю Маши
6)Эпиграф к сочинению поможет вам настроиться га то, о чем пойдет речь.
Как вы думаете, к какой теме подойдут данные эпиграфы?
«… нельзя было ее узнать и не полюбить» «Береги честь смолоду»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Пословица
(«Маша Миронова в произведении ( «Становление личности Петра Гринева»)
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
- Заключение строится по тому же принципу, что и введение. Вы можете взять любой из видов и закончить сочинение.
Например, «Из неопытного юноши Петр Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь»
7)Далее ваша работа заключается в следующем:
- написать черновик сочинения
- проверить его, сделав необходимые пометки
- прочитать для себя вслух и к следующему уроку сдать готовое сочинение.
Следите за своими словами, чтоб ваша речь была выразительной, точной, яркой.
VI.Итог урока. Рефлексия.
Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?
VII.Домашнее задание:написать сочинение на черновике.