kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методические материалы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует требованиям ФГОС. Используются раличные формы и методы работы.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методические материалы»

19.11 литература 8 класс

Урок № 20

Тема: Утверждение идеалов гуманности, чести и долга в повести «Капитанская дочка». Гл.13-14 Р.р. Подготовка к сочинению

Методическая цель: показать правду высокой нравственности пушкинских героев,познакомить учащихся с эпохой николаевской реакции в начале 19 столетия, определить причины обостренного интереса автора к проблемам нравственности и морали, формировать умение сравнивать персонажей произведения, характеризовать нравственную суть героев по их поступкам, речи, умение отбирать и обобщать отобранный материал, продолжить работу по теории литературы, развивать связную речь учащихся; воспитывать милосердие, чувство ответственности за свои поступки, чуткое отношение к близким, способность переживать, понимать другого человека. Планируемые предметные результаты: знают содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; владеют различными видами пересказа, приводят док-ва, используя цитатный материал, умеют давать характеристику героям, выражать свое отношение к прочитанному, обобщать и систематизировать материал,развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Тип урока:комбинированный. Оборудование: портрет А.С.Пушкина,презентация, экран, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работу по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Определить тему и ход нашего урока поможет разминка.

III. Актуализация опорных знаний.

Литературная разминка:

-Для чего нужно изучать исторические произведения?

- Признаки романтического в «Капитанской дочке»

-Признаки реалистического в «Капитанской дочке»

-Как называется построение произведения?(композиция)

- Какой приём лежит в основе композиции?(Противопоставление)

- Каков эпиграф к повести?

- Что выражает народная пословица? (народную мудрость, народную мораль).

- А что такое мораль?(прав.повед.)

-Как вы понимаете слово «нравственность»?(НРАВСТВЕННОСТЬ- внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами).

-Какие нравственные идеалы утверждает А.С.Пушкин в своей повести?

(идеалы гуманности, чести и долга).

-Определите тему и цели.

IV. Тема и целеполагание.

1.Аналитическая беседа с учащимися (с записью выводов).

-Как вы думаете, почему в 30 годы 19 века Пушкин обращается к событиям полувековой давности, чем объяснить его интерес к вопросам чести?

2.Слово учителя.В эпоху жестокой политики Николая I, в эпоху доносов, глубокой безнравственности А.С.Пушкин обращается к теме чести и достоинства и выбирает неслучайно 18 век: это век, где еще сохранялись законы морали и гуманности.

3.Продолжение беседы.

-Каким образом автор утверждает идеалы гуманности? (прежде всего,через композицию произведения)

-С чего начинается повесть?( С изображения жизни Петруши Гринева в родительском доме)

-Что вы узнаете о жизни дворян в 18 веке?

-Назовите первые слова, с которых начинается повествование? «Отец мой…» (Как в священном писании «Отче наш…») Это свидетельство почтения главного героя к отцу.

-Приведите примеры почитания родителей героями повести.

-Что особо свято чтут семейства Гриневых и Мироновых?

-Верность воинской присяге. Долг дворянина- служба Отечеству.

Это следующий закон нравственности.

–Приведите примеры воинской чести героев. - Почему верный своему Отечеству офицер Гринев просит помощи у врага своего-Пугачева? Что движет этим его поступком? Любовь –основа всего, любовь движет всем. Это еще одна категория нравственности.

-В повести Пушкина любовь повсюду. Какие герои готовы ради любви на великие поступки?

- Прием противопоставления помогает определить внутреннюю суть героев. Кого можно противопоставить Гриневу? Швабрина. Швабрин никого не любит, ничему не верен.

Физминутка (звучит музыка)

--А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

-Почему Пугачев помогает Гриневу и Маше? (Он помнит о милости его благородия на постоялом дворе)

4.Анализ разговора Гринева и Пугачева на постоялом дворе(стр.115)

-Как обращается к беглому казаку дворянин? («Брат»)

-Как благодарит за оказанную услугу? (заячий тулуп)

-Что в свою очередь говорит Пугачев? «Век не забуду вашей милости»

- Милость, милосердие- это высшая добродетель, на которую способна только духовно развитая личность.

-А кто еще из героев повести проявляет милосердие? (Пугачев, Маша, Савельич, Гриневы)

- Почему мы не отнесли сюда Екатерину II? (Ее поступком движет вовсе не милосердие, а тщеславие)

-Кого из героев повести мы можем еще противопоставить милосердным героям? (Оренбургского генерала)

-Испытывая чувство глубокой привязанности к Пугачеву, Гринев жалеет его и предлагает сдаться властям. Что отвечает Емельян Пугачев?

5.Прослушивание записи сказки старой калмычки «О вороне и орле»(стр.187)

- Как вы понимаете главную мысль этой притчи? (Сказка объясняет жизненную позицию самозванца: орел не может жить по законам ворона.  Сказка имеет иносказательный смысл, это разговор о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого.
Символика: орел – птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная.
Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь. Сказка показывает обреченность Пугачева. Так жить долго и счастливо нельзя.
Гриневу отвратителен разбой и злодейство, он создан для мирной жизни среди дорогих людей. 
Поэтому Гринев отвечает Пугачеву: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.»

- Жить свободно, вольно, ни от кого не скрываясь, быть чистым и честным перед людьми, жить достойно - вот еще один нравственный закон.

- Итак, подведем итоги . Какие же нравственные идеалы утверждает А.С.Пушкин в своем произведении?( идеалы гуманности, чести и долга)

- К каким способам утверждения этих идеалов он прибегает? ( использует противопоставление героев(антитеза), композицию произведения, особенности речи персонажей)

6.Знакомство с темами сочинений.

1) Петр Гринев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2)Маша Миронова в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

3)Проблема чести и долга в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

4)Гринёв и Швабрин в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

7. Технология написания сочинения.

1).Самое главное – это вдуматься в формулировку темы, т.е. выбрать «свою», над которой будете работать.

Я напоминаю вам темы:

       Петр Гринев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

«Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

«Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2).В дальнейшей работе необходимо помнить об основной мысли сочинения, в противном случае можно уйти от темы. Отклониться от нее или подменить другой. Чтобы этого избежать, необходимо тщательно отобрать материал.

3).Определите, какой тип текста вы будете использовать.  (в основном рассуждение)

4_. А каков стиль речи? (художественный)

5_. Помните слова из песенки Алисы:

Чтобы не попасть в капкан,

Чтобы в темноте не заблудиться,

Чтобы никогда с пути не сбиться,

Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться –

Начерти на карте план.

План нам нужен для любой темы. Вспомним, из чего он состоит.

Как известно, едва ли не самое трудное – это начать, т.е. написать введение.

- Что сюда можно включить и каким оно может быть?

По объему введение может быть не более половины страницы.

- Например, вы можете воспользоваться введением «Связь с современностью» и  начать его такими словами:

«В наше время  ощущается дефицит милосердия, когда основной ценностью стали деньги, а не желание придти на помощь из чувства сострадания. Для нашего поколения ярким примером милосердия и человечности являются герои произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

- И далее вы перейдете  к основной части.

Формулировка основной части не должна совпадать с темой сочинения. Эту часть необходимо расширить 3-4 подпунктами, где вы, используя доказательства, факты, цитаты, эпиграфы, будете раскрывать мысль сочинения.

Например, «Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

                       а) портрет героини

                      б) характер героини

                      в) испытания, выпавшие на долю Маши

6)Эпиграф к сочинению поможет вам настроиться га то, о чем пойдет речь.

Как вы думаете, к какой теме подойдут данные эпиграфы?

«… нельзя было ее узнать и не полюбить»                               «Береги честь смолоду»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»                                                              Пословица

(«Маша Миронова в произведении                      ( «Становление личности Петра Гринева»)

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

- Заключение строится  по тому же принципу, что и введение. Вы можете взять любой из видов и закончить сочинение.

Например, «Из неопытного юноши Петр Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь»

7)Далее ваша работа заключается в следующем:

- написать черновик сочинения

- проверить его, сделав необходимые пометки

- прочитать для себя вслух и к следующему уроку сдать готовое сочинение.

Следите за своими словами, чтоб ваша речь была выразительной, точной, яркой.

VI.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?

VII.Домашнее задание:написать сочинение на черновике.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Учебно-методические материалы

Автор: Полякова Валентина Алексеевна

Дата: 29.01.2019

Номер свидетельства: 497725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по технологии (мальчики) 6 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_tiekhnologhii_mal_chiki_6_klass_v_sootvietstvii_s_triebo"
    ["file_id"] => string(6) "363972"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480438924"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства