kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая история создания романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отражение в романе "Мастер и Маргарита" эпохи 30-х годов XX века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая история создания романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова»

Конспект учебного занятия (литература)


Класс: 11

Тема учебного занятия: Творческая история романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Отражение в романе «Мастер и Маргарита» эпохи 30-х годов XX века.


Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок


Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1. Ввести учащихся в атмосферу 30-х годов XX века; познакомить с творческой историей романа М.А.Булгакова.

2. Совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала, работы с источниками дополнительной информации по предмету (БЭНП «Литература», ЭУИ «Культурология», ЭУИ «МХК»); совершенствовать ИКТ- компетентность.

3. Воспитывать культуру чтения, эстетические чувства, патриотизм.


Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): БЭНП «Литература», ЭУИ «Культурология», «МХК», презентации, подготовленные учителем и учащимися.


Дидактические материалы к учебному занятию: текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».


Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться, быстро включится в деловой ритм

словесный

фронтальный


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей к уроку

Подготовка к работе, включение в деловой ритм





2. Проверка выполнения домашнего задания 8 мин.

Цель этапа: Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Основные исторические события изучаемого периода; содержание материала докладов конкретными учащимися

Использовать при проверке знаний ЦОРы, правильно и лаконично излагать материал, выделять главное, сопоставлять, делать выводы

словесный, взаимоконтроль, наглядный

коллективная, индивидуальная

1.Презентация, подготовленная учителем «Важнейшие события сер.20-н.30г.г.» (Приложение 1)

2.ЭУИ «МХК». Путь: Главное меню/ Выбор альбома/ Администратор/ Советское искусство 30-х г.г.

3. ЭУИ «Культурология». Путь: Главное меню/ Закладка/ стр.7

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Перед вами на экране перечень важнейших событий в жизни СССР. Ваша задача за 2-3 минуты выписать только те события, которые относятся к изучаемому сегодня периоду. Сначала вы выполните эту работу в тетрадях, а затем проверите, опираясь на правильные ответы, представленные на экране.

  • Предлагает учащимся обменяться тетрадями и представляет на экран правильные варианты ответов с целью проверки, выставляет оценки, поставленные учащимися друг другом.


2.

Сегодня мы попытаемся войти в атмосферу эпохи, в которой жил и творил М.А.Булгаков.

  • На дом двум учащимся было дано задание подготовить по ЭУИ сообщения по теме: «Развитие литературы и искусства в 30-е годы XX века».

Путь: ЭУИ «Культурология»/ Главное меню/ Закладки/ стр.7;

Путь: ЭУИ МХК»/ Альбомы/ Выбор альбома/ Советское искусство 30-х годов.

Слово учителя перед выступлениями учащихся:

  • Итак, что же это было за время, в которое жил и творил М.А.Булгаков? Чем жили советские люди? Какие темы разрабатывало советское искусство? Послушайте сообщения ваших одноклассников, попытайтесь войти в атмосферу той эпохи и письменно ответьте на вопрос: как развивалось искусство в 30-е годы XX века?

3. Просит некоторых учащихся зачитать ответ на поставленный вопрос, предлагает дополнить (если нужно).

1.

  • Учащиеся самостоятельно выбирают правильные варианты ответов, опираясь на экран, где представлен перечень исторических событий.




  • Обмениваются тетрадями и оценивают работы друг друга.





2. Два ученика делают сообщения по полученному на дом электронному заданию. Остальные слушают их выступления, рассматривают на экране иллюстрации, слушают музыку, формулируют ответ на поставленный вопрос и записывают его в тетрадях.

  • Предполагаемый ответ:

30- годы XX века – это эпоха глобальных экономических преобразований в Советской стране (индустриализация, коллективизация). Вместе с тем это время жестокой политической диктатуры, расцвет культа личности И.В.Сталина. Время, когда за инакомыслие расстреливали, отправляли в ГУЛАГ без суда и следствия. Во всех областях культуры и искусства – утверждение «единственно правильного направления» - социалистического реализма.




3. Зачитывают ответ на вопрос, дополняют ответы друг друга.



3. Изучение нового материала: 15 мин.

Цель этапа: Познакомить с историей создания романа «Мастер и Маргарита» в историко-культурном аспекте эпохи, в которой жил и работал М.А.Булгаков.


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Иметь представление о том, как менялся замысел Булгакова в работе над романом, о причинах этих изменений; знать особенности сталинской эпохи

Уметь использовать ИКТ- технологии при подготовке индивидуального задания, выбирать главное, делать выводы, своевременно вести записи в тетрадях

Словесный (рассказ), иллюстративный

Коллективная, индивидуальна

1. Самостоятельно подготовленная учащимся презентация по теме «История создания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Слово учителя:

Итак, 30-е годы XX века – время массовых репрессий, эпоха, когда любое проявление свободы мысли и слова жестоко каралось. Но именно тогда М.А.Булгаков начал работать над главным произведением своей жизни. О том, как это происходило, вы узнаете из рассказа вашего одноклассника. Ваша задача – прослушать сообщение, выделить главное и записать выводы в тетрадь.

2.Предоставляет слово заранее подготовленному учащемуся.

1. Слушают слово учителя.











2.Заранее получивший задание по ЭУИ ученик делает сообщение об истории создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Примерный ответ:

«Мастер и Маргарита» - главное произведение в творчестве М.А.Булгакова. История создания романа была драматичной так же, как и судьба его автора. К работе над книгой Булгаков приступил в 1928 году; зимой 1929 г. Были написаны отдельные главы романа, которые, по утверждению критиков, отличались большой политической остротой.

В 30- годы Булгаков пишет пьесы, в том числе комедию «Иван Васильевич», которая была снята накануне премьеры. Сталин все больше склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожавшей страх. Милославский у Булгакова произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты». И это накануне 1937 года.

В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили.

Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: «Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор…

Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо…»

Булгаков по личному распоряжению Сталина все-таки был принят во МХАТ ассистентом режиссера. Ему не грозили нищета и голод. Но писатель не мог публиковать свои произведения и был обречен «на пожизненное молчание»

Но он упорно работал «в стол» над новым романом. Писатель задумал создать роман о дьяволе, скорее сатирический роман, в первых двух редакциях не было Мастера и Маргариты, не было параллельного развития действия двух романов – античного и современного. Да и сам Воланд выступал в привычном облике искусителя и провокатора.

Первую редакцию романа писатель в отчаянии сжег. Он писал: «Ныне я уничтожен…Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе… Все мои вещи безнадежны…»

Спустя некоторое время Булгаков вернулся к работе над романом. Много раз он менял заглавие произведения: «Черный маг», «Великий канцлер», «Сатана», «Черный богослов», «Он появился», «Происшествие», «Копыто консультанта».

В ноябре 1937 года была начата и в 1938 году набело перепечатана последняя редакция романа (всего их насчитывают 6), получившего название «Мастер и Маргарита».

По свидетельству мемуаристов, Булгаков последний раз работал над романом 13 февраля 1940 года (умер писатель 10 марта 1940). Елена Сергеевна Булгакова вспоминала: «Когда в конце болезни он уже потерял речь, у него выходили только концы или начала слов. …я сидела около него,… он дал мне понять, что ему что-то нужно. Я прелагала ему лекарство, питье, но поняла…, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Мастер и Маргарита?» Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».

Исполнить эту предсмертную волю автора было нелегко. В период с 1946 по 1966 год Е.С.Булгакова несколько раз пыталась опубликовать роман, но безуспешно. Напечатан он был в журнале «Москва» в 1966 и 1967 годах с многочисленными цензурными купюрами. Было сделано в общей сложности 159 купюр (примерно 12% текста). В основном пострадали страницы, относящиеся к русской и советской тайной полиции, а также указывающие на сходство древнего с современного мира; ослаблялась роль и нравственная сила «истины» Иешуа.

Если кратко попытаться обозначить путь, который прошел М.А.Булгаков в своей работе над романом, то его можно обозначить как путь от злободневной сатиры к философии, к общечеловеческим, «вечным» проблемам».






4. Первичная проверка понимания изученного: 3 мин.

Цель: установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание нового материала, устранить обнаружившиеся пробелы.


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Знать, как менялся замысел М.А.Булгакова в работе над романом «Мастер и Маргарита», понимать причины этих изменений.

Правильно и лаконично строить ответ; выделять главное, сопоставлять, делать выводы

словесный (объяснение)

коллективная


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задает вопросы:

1. Каков был первоначальный замысел романа «Мастер и Маргарита»?

2. Почему и как с течением времени замысел романа менялся?

Отвечают на вопросы:

1. Примерный ответ: Первоначально произведение задумывалось как роман о дьяволе.

2. Из замысла сатирического роман превратился в произведение философское, раскрывающее общечеловеческие, «вечные» проблемы. Связано это было с ситуацией в стране и с изменениями в жизни самого писателя.


5. Применение знаний и способов действия: 10 мин.

Цель этапа: Определить, как практическими примерами учащиеся могут подтвердить полученные теоретические знания.


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Реальные исторически факты и события 20-30-х годов XX века, сюжет романа «Мастер и Маргарита», отражение эпохи в нем.

Сопоставлять факты, делать выводы, работать в группе, анализировать ответы.

проблемный, частично-поисковый



групповая


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Создание проблемной ситуации:

1. Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 30-х годов?

Это вы определите сами, работая с текстом романа.

Предлагает для работы в группах.

Варианты заданий: соотнести знания о реальной атмосфере 30-х годов с содержанием романа –

1 группа – глава 7 «Нехорошая квартира»

2 группа – глава 13 «Явление героя» (причины попадания в психиатрическую клинику)

3 группа – глава 5 «Было дело в Грибоедове» (оценка состояния литературы и литературные кадры)

2. Прослушивает ответы групповых заданий, корректирует их, оценивает.


1. Работают в группах.











Озвучивают результаты групповой работы, делают выводы, дополняют друг друга.


6. Обобщение и систематизация знаний: 5 мин.

Цель этапа: Обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания.


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Понятие о сатире и сатирических приемах («эзопов язык», гротеск), использовании элементов фантастики

Сопоставлять, делать выводы


словесный


коллективная




Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, мы убедились в том, что Булгакову удалось отразить в романе атмосферу эпохи – атмосферу террора, страха, показать состояние развития литературы на данном этапе.

Задает вопросы:

1. Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х годов XX века?



2. М.А.Булгаков назвал свое произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?








1. Отвечают на вопрос.

Ответ: Булгаков использовал средства сатиры: иронию (дают определение), гротеск (дают определение), «эзопов язык». Также ввел в роман элементы фантастики.


2. Роман можно назвать не только фантастическим, но и авантюрным, сатирическим.








7. Итоги. Информация о домашнем задании: 2 мин.

Цель этапа: Подвести итоги урока, сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения


Внимательно слушать, своевременно записывать в дневнике, делать пометки (если нужно)


словесный


фронтальная




Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, сегодня на уроке мы доказали, что в романе Булгакова в сатирической форме нашла отражение реальная жизнь страны в 30-е годы XX века, дали жанровое определение произведению. Но «Мастер и Маргарита» - роман многоплановый, необычный, и в рамки традиционных или фантастических романов не укладывается. Но нам еще предстоит это увидеть. На следующем уроке мы остановимся на других проблемах романа: философско-этических, рассмотрим роль библейских глав.

Домашнее задание:

1. Отдельным ученикам – подготовить рассказ о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея, гл.27, 28).

2. Остальным: перечитать ершалаимские главы (гл.2, 16, 25, 26), подумать над вопросами:

  • Какова основная тема этих глав?

  • Кто главный герой романа Мастера и почему?

  • Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в понимании его идеи?












Слушают, записывают домашнее задание.





*** К конспекту прилагается электронный вариант разработки урока и электронные материалы, созданные на основе ЦОР.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческая история создания романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова

Автор: Исакова Елена Викторовна

Дата: 10.03.2018

Номер свидетельства: 461223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "М.Булгаков. Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита» "
    ["seo_title"] => string(78) "m-bulghakov-lichnost-pisatielia-istoriia-sozdaniia-romana-mastier-i-margharita"
    ["file_id"] => string(6) "132153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416300356"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок — обобщение по теме "М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Составление web-сайта" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-m-bulghakov-mastier-i-margharita-sostavlieniie-web-saita"
    ["file_id"] => string(6) "210159"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431369031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства