kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий путь Н.М. Карамзина. Повесть "Бедная Лиза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал даёт учащимся общее представление о жизненном и творческом пути писателя, о понятии «сентиментализм», обратить внимание на роль Карамзина в реформе русского литературного языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий путь Н.М. Карамзина. Повесть "Бедная Лиза"»


Тема: Творческий путь Н. М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза»

Цели: дать учащимся общее представление о жизненном и творческом пути писателя, о понятии «сентиментализм», обратить внимание на роль Карамзина в реформе русского литературного языка.

Ход урока

Чистая высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один истинно ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности.

А. С. Пушкин

I. Сообщения учащихся о жизни и творчестве Н. М. Карамзина.

Родился 1 (12) декабря 1766 г. в Симбирской губернии в небогатой дворянской семье.

Обучение в пансионе профессора И. М. Шадена в 1779–1781 годах.

В 1781 г. определяется в Преображенский полк. В 1783 г. – первая публикация.

В 1784 г. выходит в отставку и уезжает в Симбирск. Знакомство с И. П. Тургеневым.

Москва и масонское общество. Разочарование в масонстве. В 1789–1790 годах путешествует по Западной Европе.

В 1801 г. женится на Е. И. Протасовой, в марте 1802 г. у него рождается дочь Софья. Весной Е. И. Карамзина умирает.

В 1791–1793 годах издает «Московский журнал». Печатает «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза» и др. С 1802 г. издает «Вестник Европы».

В 1803 г. получает звание придворного историографа, в 1803–1825 пишет труд «История государства Российского».

В 1804 г. женится на Е. А. Колывановой. В 1806 г. рождается дочь Екатерина, а в 1813 и 1815 годах рождаются сыновья Андрей и Александр.

В 1811 г. подает «Записку о древней и новой России» Александру I, отчего ухудшается отношение императора к своему историографу.

В 1816 г. посещает лицей, где знакомится с А. С. Пушкиным.

В 1818 г. выходят в свет 8 томов «Истории…».

В 1825 г. становится свидетелем восстания декабристов.

22 мая (3 июня) 1826 г. скончался после тяжелой болезни, не завершив работу над 12-м томом «Истории государства Российского». Похоронен в Санкт-Петербурге.

II. Лекция с элементами беседы.

1. Русский сентиментализм как часть общеевропейского литературного движения.

1) запись в тетради определения понятия.

Сентиментализм – непродуктивный творческий метод и литературное направление эпохи Просвещения (XVIII – начало XIX века), в котором вместо классицистического культа разума утверждался культ чувства. Сентиментализм исходил из положения об изначальной доброте человека и призывал развивать эту доброту с помощью обращения к природе и гуманного воспитания.

2) Выразительное чтение заранее подготовленным учеником отрывка из романа И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера».

(Герой произведения: чувствительный человек, погруженный в сферу сугубо личных, «частных» переживаний. Демократизм героя, идеализация патриархального деревенского уклада, естественной жизни на лоне природы, в кругу родных и близких.)

2. Н. М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Языковая реформа Карамзина. Борьба «арзамасцев» с «шишковистами» за преобразование литературного языка.

На доске – таблица, которую ученики переписывают в тетради.

Взгляды «карамзинистов»

Взгляды «шишковистов»

1

2

1. Выступали за освобождение литературного языка от церковнославянизмов. Для обозначения отвлеченных понятий предлагали использовать обрусевшие славянизмы, расширив их значения

1. Выступали за активное использование церковнославянской лексики

2. Предлагали активно использовать прямые иностранные заимствования – варваризмы (гармония, эпоха и др.)

2. Осуждали излишнюю перегруженность русского языка варваризмами и неологизмами

3. Считали возможным вводить в литературный язык кальки – лексические единицы,

3. Отстаивали лексические новообразования, основанные на русских корнях

1

2

образованные посредством буквального перевода «европеизмов» (то есть русские морфемы были буквальным переводом иноязычного слова)

(например, мокроступы вместо калоши)

Окончание табл.

III. Работа с повестью Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

1. Выявление общего впечатления учащихся от повести «Бедная Лиза».

2. Основные проблемы психологической повести Н. М. Карамзина.

3. Изображение «жизни сердца» героев. Столкновение мечты и действительности, идеального и реального, «естественного» и «цивилизованного» человека в повести «Бедная Лиза».

4. Выразительное чтение фрагментов повести, аналитическая беседа.

– Какая мысль заключена во фразе «и крестьянки любить умеют»?

– Дайте устный словесный портрет главной героини. Каково отношение к Лизе писателя?– Как трансформируются чувства Лизы к Эрасту? (от робкой привязанности до пылкой страсти.)


– Каково ваше отношение к Эрасту? Можно ли его понять, простить? Почему?

– Оправдываете ли вы поступок Лизы? А как к этому относится автор повести?

IV. Итог урока.

– В чем вы видите причины трагической развязки сюжета? (Трагедия заключается не в социальном неравенстве героев, а в отсутствии нравственных устоев у одного из них.)

– Какова роль пейзажа в произведении? (Пейзаж несет определенную символическую нагрузку (например гроза), подчеркивая тесную связь «естественного человека» и природы.)

– Какие языковые особенности повести вы отметили? (В повести широко используется просторечная лексика, язык несколько архаичен, но прост и понятен читателю; отмечаются лиризм и поэтичность.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Творческий путь Н.М. Карамзина. Повесть "Бедная Лиза"

Автор: Винникова Яна Андреевна

Дата: 26.06.2020

Номер свидетельства: 554146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Новаторство Н. М. Карамзина в создании характеров (По повести "Бедная Лиза") "
    ["seo_title"] => string(75) "novatorstvo-n-m-karamzina-v-sozdanii-kharaktierov-po-poviesti-biednaia-liza"
    ["file_id"] => string(6) "141780"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418164349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства