Творческий проект «Герб литературного героя»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ "СЭЛ № 45" г.Ижевска
Удмуртской Республики
Ефремова Ирина Юрьевна
Литература как учебный предмет – замечательная, плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя-словесники, часто сталкиваемся с проблемой снижения читательского интереса среди учащихся, кроме того, наблюдается отсутствие навыка анализа и обобщения, узкий кругозор, скудный словарный запас. Интересная работа в группе по созданию совместного творческого продукта даёт возможность учащимся «почувствовать» предмет, получить новые знания, опыт. А знания по смежным дисциплинам, например, по истории, помогут в разработке и презентации литературного проекта.
Проектная деятельность – одна из основных технологий современного образования. Проект – это самостоятельная, творчески завершенная работа обучающихся. Участие в создании проекта для обучающегося – это возможность почувствовать себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Всё это позволяет развивать творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
При этом реализуются метапредметные умения:
Умение строить свою деятельность;
Умение результативно мыслить и работать с информацией;
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, планировать общие способы взаимодействия;
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнёров;
Умение самостоятельно ставить цели, определять задачи и прогнозировать результат деятельности;
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение и сделать выбор;
Личностные результаты:
Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор;
Ориентация в системе моральных норм и ценностей;
Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
Реализация потребности в самовыражении, социальном признании;
Уважение к ценностям семьи, к истории России;
Уважение к личности, её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.
Паспорт проекта
1.Название проекта | Герб литературного героя |
2.Руководитель проекта | Учитель русского языка и литературы Ефремова И.Ю. |
3.Цель проекта | 1.Узнать, что такое герб и что обозначают геральдические символы и цветовая палитра; 2.Выяснить, как можно представить героя литературного произведения посредством определенного символа; 3.Изучить характеры героев и особенности семейных традиций в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; 4.Исследовать возможность использования определенного символа для отражения внутреннего состояния литературного героя и его морально-нравственного содержания. |
4.Задачи проекта | 1. Изучить литературу о геральдике; 2. Проанализировать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; 3.Создать эскиз герба семьи литературного героя; 4.Подготовить презентацию-защиту готового продукта. |
5.Педагогические цели | 1.Развитие у обучающихся познавательных творческих навыков, умение ориентироваться в информационном пространстве; 2.Развитие умения планировать свою деятельность, дать возможность использовать собственный опыт и знания; 3.Развивать умение аргументировать мысль, принимать решение, создавать конечный продукт; 4.Совершенствование навыка работы в команде; |
6.Воспитательные задачи | 1.Формировать у обучающихся систему компетенций, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности; 2.Повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов; 3.Обеспечить условия для развития у обучающихся вдохновения и творчества; 4.Создавать условия для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения. |
7.Сроки реализации | Ноябрь-декабрь: 7 часов 1 урок – изучение символических образов геральдики; 4 урока – изучение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; 1 урок – создание эскиза герба литературного героя; 1 урок – презентация продукта |
8.Этапы работы над проектом. | 1 этап. Погружение в проект. 1. Постановка общей задачи; 2. Определение этапов работы; 3. Работа в группах; решение конкретно-практических заданий; 4. Рефлексия (заполнение оценочного листа): самооценка и взаимооценка. 2 этап. Организация деятельности. 1.Определение источников, способов сбора и анализа информации; 2.Работа в группах; рассмотрение способов и форм решения учебной задачи; 3.Рефлексия (заполнение оценочного листа): самооценка и взаимооценка. 3 этап. Осуществление деятельности. 1. Разбор и анализ выполненных заданий; 2. Выбор формы конечного результата; 3. Работа в группах; взаимодействие и распределение заданий для реализации конечного результата; 4. Рефлексия (работа с оценочным листом). 4 этап. Презентация результатов. 1. Презентация проекта; 2. Обоснование группы выбора практического решения и применения продукта; 3. Работа с оценочным листом: самооценка, взаимооценка и оценка компетентного человека. |
9.Проблемный вопрос | Как посредством герба представить нравственный облик литературного героя? |
10. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа над проектом | Литература |
11.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | История, ИЗО |
12.Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | 14-15 лет |
13.Состав проектной группы | Обучающиеся 8 класса. Групповая работа. |
14.Тип проекта | Творческий |
15.Актуальность проекта | Создание герба – форма работы, которая требует глубокого знания литературного материала, особого внимания к деталям. Кроме того, она даёт возможность заострить внимание на главном, типичном, трансформировать текст в образную форму. Данная форма творческого проекта даёт возможность проявить творчество, воображение, креативность. |
16.Предполагаемый продукт проекта | Эскиз герба литературного героя; составление текста-презентации проекта |
Список литературы
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005;
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М. Аркти, 2005;
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. – Волгоград. Учитель, 2008;
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. М., 2000;
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. М., 2005
1 группа: Мы представили герб семьи Гринёвых, на котором изобразили щит, разделённый на четыре части. Символика герба говорит о том, что в этом дворянском роду храбрость и отвага являлась нравственным началом – это символ кинжал; звезда – символизирует веру, веру в добро, веру в будущее, веру в победу добра над злом. Цветовая символика – это красный цвет, что означает смелость, зелёный – вечная молодость духа, жёлтый – благородство помыслов и поступков. Кроме того, шлем, представленный в гербе, - это символ рыцарства и преклонение перед женственностью. А девиз этого рода восходит к народной пословице: «Береги честь смолоду».
Работа над созданием герба семьи Гринёвых нам помогла лучше разобраться в исторической ситуации России 18 века, посмотреть на героев повести с разных точек зрения.
2 группа: Мы представляем герб семьи Мироновых. В центре герба мы изобразили солнце как символ мудрости и готовности защищать свою семью и Родину. Символические образы герба распределены на четырех частях. Звезда – это символ благородства и чистоты. Топор как созидательность и трудолюбие семьи. Знак вопроса – это загадочность и таинственность души героев. Рука как искренность и справедливость.
Цвет, который представлен на нашем гербе, тоже имеет определённую символику. Например, красный – это готовность вступить в бой и защищать близких и страну; жёлтый – мудрость; зелёный – плодородие и богатство; синий – знатность и благородство.
3 группа: Мы создали эскиз герба семьи Гринёвых. Наш выбор остановился именно на семье этого героя, потому что Пётр Андреевич Гринёв показан в повести, как настоящий дворянин, человек слова и дела, заслуживающий уважения.
На гербе в самом верху изображено солнце, что символизирует справедливость. А орёл в центре гербового щита – это символ силы и власти, так как благодаря силе духа героям удалось преодолеть все жизненные трудности; и именно власть в лице императрицы Екатерины II помогла главному герою избежать жестокого наказания. Дуб в центре композиции указывает на стойкость и непреклонность по отношению к жизненным принципам, на основе которых воспитывался Петр Андреевич Гринёв. Цветовое оформление тоже имеет свою символику: зелёный – цвет надежды, свободы, радости; коричневый – цвет земли, цвет скромности; голубой – правдивость, вера; красный – цвет храбрости, мужества, смелости, и, конечно, цвет любви; белый – символ чистоты, правдивости, невинности.
Нашей группе было интересно работать над составлением эскиза герба литературного героя. Каждый из нас проявил себя в творчестве и в знании произведения А.С. Пушкина.