Просмотр содержимого документа
«Тургенев: "Бежин луг"»
Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ»
Цели: познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, богатство красот; мастерство портретной характеристики; любовь к людям, к природе.
— Почему книга, в которую входят рассказы, названа «Записки охотника»? (В каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик.)
— Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливоговзгляда!
Рассказы, события, которые произошли в Орловской губернии, познакомят нас с миром русской деревни середины ХIХ века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» — спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, — словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика, были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателем путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.
Попытаемся восстановить композицию рассказа.
I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):
1) «кроткая заря»;
2) знойный полдень;
3) спокойный закат.
II. Скитания охотника:
1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);
2) теперь путь найден («... нужно вправо взять»);
3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);
4) Бежин луг.
III. У костра в ночном:
1) костер в ночи;
2) пять деревенских мальчиков;
3) рассказ Илюши о случае в рольне;
4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;
5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне;
б) неожиданная тревога;
7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;
8) рассказ Павлуши о «предвидении»;
9—10) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);
11) разговоры о бучиле, о лешем, о водяном;
12) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).
IV. Наступило утро:
1) рассвет;
2) мальчики возвращаются с табуном.
V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.
2. Работа с текстом.
1) Чтение учителем описания природы.
2) 3адание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).
Утро — назвать эпитеты, объяснить значение («кротким — застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце — «приветно-лучезарное», облака «лазурны»).
Вывод. Каждое слово дышит любовью к Родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой...»)
Задание: зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление — «эге!», испуг — «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул... ногу»). Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.
— Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла — «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», камни «сползлись».)
Задание: зачитать описание наступления ночи. Найти метафоры («ночь... росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь... как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула, громадными клубами», «побледневшее небо»).
IV. Подведение итогов урока.
— Вы прочли еще одно произведение И. С. Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление?
— Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи?
Домашнее задание: близко к тексту пересказать картины природы, истории мальчиков.