kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тургенев: "Бежин луг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ была 

Просмотр содержимого документа
«Тургенев: "Бежин луг"»

Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ»


Цели: познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, богатство красот; мастерство портретной характеристики; любовь к людям, к природе.

Методические приемы: комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа, чтение наизусть.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Сообщение темы и целей урока.


III. Изучение новой теме.

1. Вступительное слово учителя

— Почему книга, в которую входят рассказы, названа «Записки охотника»? (В каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик.)

— Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливоговзгляда!

Рассказы, события, которые произошли в Орловской губернии, познакомят нас с миром русской деревни середины ХIХ века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» — спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, — словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика, были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателем путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.

Попытаемся восстановить композицию рассказа.

I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):

1) «кроткая заря»;

2) знойный полдень;

3) спокойный закат.

II. Скитания охотника:

1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);

2) теперь путь найден («... нужно вправо взять»);

3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);

4) Бежин луг.

III. У костра в ночном:

1) костер в ночи;

2) пять деревенских мальчиков;

3) рассказ Илюши о случае в рольне;

4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;

5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне;

б) неожиданная тревога;

7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;

8) рассказ Павлуши о «предвидении»;

9—10) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);

11) разговоры о бучиле, о лешем, о водяном;

12) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).

IV. Наступило утро:

1) рассвет;

2) мальчики возвращаются с табуном.

V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.


2. Работа с текстом.

1) Чтение учителем описания природы.

2) 3адание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).

Утро — назвать эпитеты, объяснить значение («кротким — застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце — «приветно-лучезарное», облака «лазурны»).

Сравнения «метафоры» («пылает пожаром» — чуть розовая, алая, солнце «всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом и теплотой», «засверкает змейками», блеск — блеску кованого серебра, облака — «острова». Полдень (облака, «как дым», звезда — «свечка»солнце «закатилось», звезда «затеплится»; ветер — «разгоняет, раздвигает накопившийся зной», вихри — «гуляют; трогательной кротости»).

Вывод. Каждое слово дышит любовью к Родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой...»)

Задание: зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление — «эге!», испуг — «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул... ногу»). Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.

— Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла — «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», камни «сползлись».)

Задание: зачитать описание наступления ночи. Найти метафоры («ночь... росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь... как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула, громадными клубами», «побледневшее небо»).


IV. Подведение итогов урока.

— Вы прочли еще одно произведение И. С. Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление?

— Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи?


Домашнее задание: близко к тексту пересказать картины природы, истории мальчиков.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тургенев: "Бежин луг"

Автор: Исрапова Калимат Магомедовна

Дата: 03.09.2019

Номер свидетельства: 519006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир "
    ["seo_title"] => string(99) "i-s-turghieniev-biezhin-lugh-obrazy-kriest-ianskikh-mal-chikov-ikh-portriety-rasskazy-dukhovnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "140196"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417890381"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ : И.С. ТУРГЕНЕВ "БЕЖИН ЛУГ". ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ"
    ["seo_title"] => string(58) "uroklitieraturynatiemuisturgienievbiezhinlugobrazygieroiev"
    ["file_id"] => string(6) "332128"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464845492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок литературы в 6 классе по ФГОС. И.С.Тургенев "Бежин луг":образы крестьянских мальчиков,их портреты,рассказы,духовный мир."
    ["seo_title"] => string(136) "urok-litieratury-v-6-klassie-po-fgos-i-s-turghieniev-biezhin-lugh-obrazy-kriest-ianskikh-mal-chikov-ikh-portriety-rasskazy-dukhovnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "265169"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449853116"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Технологическая карта к уроку "И.С.Тургенев «Бежин луг». «Духовный мир крестьянских детей»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_i_s_turghieniev_biezhin_lugh_dukhovnyi_mir_k"
    ["file_id"] => string(6) "432225"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507896855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Русский язык. "Бежин луг" "
    ["seo_title"] => string(26) "russkii-iazyk-biezhin-lugh"
    ["file_id"] => string(6) "200294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428771038"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства