Иркутская земля богата не только природными ресурсами, в нашем регионе жили и живут великие мастера слова. В 5 классе учащиеся изучают предмет "Литература Восточной Сибири". Знакомятся с литературным творчеством сибиряков на широком отрезке времени: от фольклора разных народов, проживавших в Приангарье 300-400 лет назад, до произведений современных литераторов.
Данный план урока и презентация по теме "Тофаларские народные сказки" расскажут ребятам о народности тофалар, познакомят с образом жизни тофаларов, их историей, о месте их проживания,об увлечениях, о природе Тофаларии, о лесных жителях тех мест и, наконец, познакомят со сказками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тофаларские народные сказки »
Дата: 31.10.14
№ урока
Предмет: ЛВС
Учитель: М. Г. Исакова
Класс: 5 а,б
ТЕМА УРОКА:Тофаларские народные сказки
ЦЕЛЬ урока: создать условия для получения новых знаний учащихся о тофаларских народных сказках.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1 образовательные – познакомить с образом жизни тофаларов, их историей; продолжать работу по формированию представления об особенностях мировоззрения коренных жителей Сибири;
2 развивающие – развитие умений работать с художественным текстом, выделять главное, развитие интереса к чтению, отработка навыков выразительного чтения, устной и письменной речи учащихся, творческих способностей, навыков сотрудничества, коммуникативных и социально-личностных компетенций.
3 воспитательные – воспитывать уважительное отношение к истории и культуре народов и народностей Восточной Сибири.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
-Мы продолжаем с вами путешествовать по Восточной Сибири, знакомиться с народами и народностями, живущими здесь, их историей, традициями, сказками.
Вы сейчас увидели на экране маленькую горную страну. Туда мы сегодня отправимся за новыми сказками.
III. Этап усвоения новых знаний
Тема нашего урока: «Тофаларские народные сказки». Кто такие тофалары? Что вы знаете о них?
Запишите 3 вопроса, на которые бы вы хотели узнать ответ.
Проговаривание цели и задач.
Рассказ учителя.
Слай 2. Жёлтым цветом обозначена граница Нижнеудинского района.
Слай 3. Тофалария — регион в России, расположен в центральной части Восточного Саяна (Саяны разделяются на две горные системы: Западные Саяны и Восточные Саяны), на территории Нижнеудинского района на западе Иркутской области. Регион населяет малочисленный народ — тофалары (тофы).
Площадь 21,4 тыс. км². Население по данным переписи 2002 г. составляет 1020 человек.
Реки:Бирюса, Уда, Казыр, Ия, Агул, Гутара.
Населённые пункты: посёлки Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха.
Слайд 4, 5, 6. Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни.
Слайд 7Символом Тофаларии всегда был и остаётся олень. Тофаларов иногда называют - оленный народ. Судьба, образ жизни, культура и обычаи тофов неразрывно связывались с оленем.
ПРАКТИКУМ.
Знакомство со статьей в учебнике (стр. 23)
Чтение статьи учащимся. Вывод. (Среднегорные таежные ландшафты и горная тундра создают благоприятные условия для развития охотничьего промысла. В Тофаларии много соболя, белки, горностая, колонка, северного оленя и т.д. В кедровниках много кедрового ореха, который служит кормом для белки, соболя и т.д. Большое количество лекарственно–технического сырья (травы, камедь).
Проблемный вопрос: как вы думаете, о чем могут быть сказки тофаларов?
Ответы учащихся.
Слайд 8. Знакомство со сказкой «Сохатый и кабарга». Чтение. Анализ.
Слайд 9. Лось, или соха́тый — парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых.
Слайд 10. Кабарга́, или сиби́рская кабарга́ — небольшое парнокопытное оленевидное животное
Что интересного вы узнали?
Понравились ли вам произведения?
Физ.минутка. Слайд 11.
Слайд 17. Следующая сказка «Изюбрь и сохатый».
Изю́брь или изю́бр — Восточноазиатский настоящий олень. Подвид благородного оленя.
Впервые описан в 1869 году в окрестностях Пекина. Обитает в Российской Федерации (Иркутская область, Забайкалье,Дальний Восток) и в Китае (Северная Маньчжурия), встречается в Корее и Северном Китае до Жёлтой реки. Изюбри живут в горах на крутых, часто каменистых склонах
IV. Этап закрепления новых знаний
Самостоятельная работа.
Чтение сказки «Как был наказан медведь».
Вопросы по прочитанному.
О чем говориться в сказке? Что интересного вы узнали? К какому випу сказку можно её отнести? Почему? Как вы думаете, почему сказки о животных преобладают о тофаларов?
V. Этап подведения итогов урока
Молодцы! Вы замечательно поработали. Расскажите, что нового вы узнали? Могут ли в жизни вам пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке? Наш урок подошел к концу. Спасибо вам, ребята, за активность на уроке, мне было приятно и комфортно работать с вами. Я попрошу вас оценить свое состояние на уроке: если вам было интересно и комфортно на уроке – поднимите две руки. Если урок вам не понравился – одну руку.
VI. Этап информации учащихся о дом. задании и инструктаж к его выполнению
Слайд 18. Придумать и записать сказку о животном (например, почему у зайца уши длинные)