Умение выделять в тексте главное, создавать таблицу с помощью учителя, делать вывод.
1.Нравственно-этическая ориентация.
2.Основы личностной рефлексии.
Задачи урока:
· создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений Ф.М. Достоевского
· настраивать учащихся на то или иное переживание, на возникновение эмоционального импульса;
· развитие критического мышления и творческих способностей учащихся;
· развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, выражать свое отношение к тому или иному человеку, явлению в развернутой словесной форме;
. Добрый день, я рада вас приветствовать. Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Я хочу пригласить вас стать исследователями, литературоведами.
- Опорными словами нашего урока будут: думать, анализировать, обобщать, наблюдать, делать выводы.
Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что ребёнок погибает.
Сегодня мы познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»
Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»
11.Мотивация к учебной деятельности
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения.
– Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?
– Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами.
-А что за праздник Рождество? (В этот день мы празднуем рождение Иисуса Христа)
Действительно, Рождество – это светлый, теплый, самый домашний праздник, когда хочется думать лишь о хорошем, быть в кругу близких людей и дарить им радость. В
святочные вечера, под мерцающей елкой приятно собраться всей семье, чтобы возродить одну старую – старую традицию – чтение вслух удивительных историй. В Рождество, человек останавливает свой бесконечный бег по кругу и задумывается о самом важном в жизни: о вере, о жалости и любви, о преодолении себя.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ф.М. Достоевского: «Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка».
Немногие писатели сумели так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как это сделал Ф.М. Достоевский. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
-Как вы думаете, о чем это произведения? (О Рождестве, о детстве, о детях, о празднике, о чуде)
III. Актуализация и углубление изученного
Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; . преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; Отвечать на вопросы.
Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» относится к жанру святочных рассказов.
Сообщение учащегося. Жанр «Святочный рассказ»,
Святочные рассказы – это особый жанр литературы. В них обязательно есть место чуду, милосердию и мужеству. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья. В сюжете рассказа всегда есть какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший.
Работа в тетради. Запишем определение. Святочный рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие. В них обязательно есть место чуду, милосердию и мужеству; финал хороший
Я предлагаю вам послушать истории создания рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Ученик. 26 декабря 1875 года Федор Михайлович Достоевский вместе с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на детском балу в честь Рождества. На следующий день с юристом А.Ф. Кони писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города. В те же дни его внимание на улице привлек нищий мальчик, просивший милостыню. Под впечатлением от увиденного Достоевский написал несколько статей на тему «русских теперешних детей», которые включил в январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Впоследствии Федор Михайлович неоднократно читал это произведение в рождественские и пасхальные дни на литературных вечерах для детей.
IV. Работа с текстом. Осмысление содержания
Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения: разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию.
Коммуникативные УУД: Формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности
Рассказ Ф.М. Достоевского называется «Мальчик у Христа на елке». Как вы думаете, о чем он? (о мальчике, о Христе, о Рождестве).
А вот почему символом Рождества является ел мы узнаем из книги Е.В. Душечкиной «Русская ёлка: История, мифология, литература»
Чтение отрывка. 1.ученик В Германии в старину бытовала легенда о том, как семья лесника приютила голодного, измученного ребенка, которым оказался Иисус Христос. В благодарность за доброту мальчик-Христос подарил домочадцам ветку ели, воткнул ее в землю, сказав, что дерево принесет людям счастье и достаток.
2 ученик. Считается, что ель своей геометрической формой с устремленной ввысь острой верхушкой напоминает храм, и функция у нее сходная – собирать вокруг себя людей. Даже крестовина, к которой крепили ёлку, стала символизировать крестную ношу Христа: кто на крест опирается, тот крепко стоит, и никакие невзгоды его не сокрушат.
Теперь мы можем приступить к чтению рассказа. Обратит внимание, он состоит из 2х частей. 1ч. – «Мальчик с ручкой», а 2 ч- «Мальчик у Христа на елке»
Учитель читает рассказ, используя приём “прогнозируемого чтения”: рассказ читается без финала.)
— Как вы думаете, чем заканчивается рассказ? (После ответов детей читается финал рассказа
Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
- А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал. В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла).
— Какова главная мысль рассказа? Что хотел донести до нас автор?
Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.
Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.
Работа в парах. Задание, направленное на развитие личностного УУД «нравственно – этическая ориентация» Заполнить таблицу, сделать вывод.
(на листочках написаны предложения, из них учащиеся составляют план)
1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик в городе.
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.
10."Христова ёлка".
11.Маленький трупик.
- Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.
- Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
(Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)
-Какой эпизод в данном рассказе служит завязкой? (Знакомство с героем рассказа)
-Развитие действия (Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)
- Самым ярким эпизодом в рассказе является какой эпизод? (Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)
- Это кульминация рассказа. А развязка? (Мальчик умирает.)
- Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение".
- Работа с текстом. Что нам становится известно о герое из начала рассказа?
("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
— Почему Ф.М. Достоевский не даёт конкретного портретного описания мальчика, а его внешность рисует лишь штрихами?
(У героя рассказа нет даже имени. Ф.М. Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
(Мальчик спокоен, несуетлив, нетребователен.)
- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.
Где и как встречает предрождественское утро герой рассказа?
Найдем описание места, где живет герой. ("…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
-Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? (Чувство безысходности)
-Кто еще находится в это время в подвале?
Обитатели подвала «разбрелись» кто куда (даже приближение великого праздника не объединяет их), «халатник» «мертво пьян», в дальнем углу мается страдающая от ревматизма восьмидесятилетняя старушка.
- Почему мама не сможет помочь мальчику? (Мать ребенка умерла)
- Куда отправился мальчик? (Мальчик выбрался из подвала на улицу)
- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город
улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик.
("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…").
А прекрасная зала за большим стеклом ("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
Описания подвала и города разные
- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?
(Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)
— Какой художественный приём использует автор, чтобы подчеркнуть главную мысль произведения?
- Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.
Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).
- Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)
Слово «халатик» употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно.
Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".
- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
(Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)
Я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
— Для чего писатель показывает взрослых, отталкивающих от себя бедного ребёнка? (Сердца людей закрыты, они очерствели)
- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
(Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.
- Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил, заплакал, побежал".)
Почему побежал? (Он убегал не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни).
Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".
— Что нового для себя увидел мальчик в другом мире?
Предсмертные видения героя – полная противоположность тому, что выпало ему на долю в условиях земного бытия. Только что он корчился от голода, холода и страха, задыхался от бега – «… и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки перестали болеть, и стало так тепло…» Здесь иной световой и температурный «режим» и в прямом, и в переносном смысле: «так тепло, как на печке…», «все сияет и блестит», «всё мальчики и девочки, только такие светлые», - и это тепло и свет подлинной христианской любви. На райской елке царит атмосфера человечности и добра: «Все… кружатся около него… все они целуют его».
- Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? Чей голос услышал мальчик во сне?
. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики
были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)
- Кого увидел мальчик на елке у Христа? (детей и плачущих мам)
- Почему плакали матери? (Они не смогли спасти своих детей от голода и бедности)
Вы уже знакомы со словом "милосердие". Объясните, как вы это слово понимаете, исходя из всего того, что вы уже знаете? (Милосердие - это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.
- Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду?
(Да. Дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)
- Почему дети простили своих матерей?
Дети поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)
-Сбылось ли в рассказе чудо Рождества?
(Чудо произошло: мальчик обрёл счастье, успокоение. Он встретился с мамой, попал в атмосферу любви и праздника. Но чудо это страшное, так как мальчик и другие дети, которых он встретил на Христовой ёлке, прежде чем попасть сюда претерпели страшные мучения на земле).
- Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.
Закрепление полученных знаний
— В чём ценность рассказа писателя? Чему учит рассказ Достоевского?
- Действительно, для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
- В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
- А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте
(Все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами. Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет. Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.
· Люди разучились понимать друг друга. В их душах поселилось равнодушие.)
· Пожелание-напутствие. Ф.М. Достоевский считал, что человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире, он ответственен не только за свои собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Как гражданин ребёнок начинается с сострадания, с жалости к слабому и угнетённому. Святочные истории повествуют о Чуде, о любви и о милосердии. О том, что все это очень-очень близко, рядом, нужно лишь не бояться, верить и уметь дарить людям частичку тепла, что всегда живет в душе человека.
Итог урока. Работа с таблицей.
Задание, направленное на развитие личностного УУД: «основы личностной рефлексии»: заполнить таблицу.
Рефлексивная оценка хода результатов урока.
меня удивило
меня взволновало
мне запомнились строки
закончите фразу: "Автор ходом повествования приводит нас к мысли,
что человек не должен …..
Домашнее задание. «И зачем же я сочинил такую историю?» - спрашивает себя и нас, читателей, Ф.М. Достоевский, завершая рассказ?
-Как бы вы ответили на этот вопрос? Это и будет вашим домашним заданием.