kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучаемая тема для 8 класса не трудна,доступна и для учащихся данной возрастной категории актуальна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»»

Учитель русского языка и литературы: Малахова Нина Михайловна.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №190, Санкт-Петербург

Класс: 8

Тема: Тема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Педагогическая технология: креативная интерпретация текста.

На формирование каких универсальных учебных действий (УУД) направлен урок:

Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД.

Умение выделять в тексте главное, создавать таблицу с помощью учителя, делать вывод.

1.Нравственно-этическая ориентация.

2.Основы личностной рефлексии.

Задачи урока:

· создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений Ф.М. Достоевского

· настраивать учащихся на то или иное переживание, на возникновение эмоционального импульса;

· развитие критического мышления и творческих способностей учащихся;

· развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, выражать свое отношение к тому или иному человеку, явлению в развернутой словесной форме;

· сравнивать, обобщать, систематизировать;

· развивать познавательную сферу, стимулировать фантазию учащихся.

Материалы к уроку: рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»,

Е.В. Душечкиной «Русская ёлка: История, мифология, литература»

Ход урока.

I. Орг. момент. Постановка цели.

. Добрый день, я рада вас приветствовать. Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Я хочу пригласить вас стать исследователями, литературоведами.

- Опорными словами нашего урока будут: думать, анализировать, обобщать, наблюдать, делать выводы.

Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что ребёнок погибает.

Сегодня мы познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»

Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»

11.Мотивация к учебной деятельности

Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения.

– Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?

– Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами.

-А что за праздник Рождество? (В этот день мы празднуем рождение Иисуса Христа)

Действительно, Рождество – это светлый, теплый, самый домашний праздник, когда хочется думать лишь о хорошем, быть в кругу близких людей и дарить им радость. В

святочные вечера, под мерцающей елкой приятно собраться всей семье, чтобы возродить одну старую – старую традицию – чтение вслух удивительных историй. В Рождество, человек останавливает свой бесконечный бег по кругу и задумывается о самом важном в жизни: о вере, о жалости и любви, о преодолении себя.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ф.М. Достоевского: «Ни одна мировая гармония не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка».

Немногие писатели сумели так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как это сделал Ф.М. Достоевский. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

-Как вы думаете, о чем это произведения? (О Рождестве, о детстве, о детях, о празднике, о чуде)

III. Актуализация и углубление изученного

Познавательные УУД: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; . преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; Отвечать на вопросы.

Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» относится к жанру святочных рассказов.

Сообщение учащегося. Жанр «Святочный рассказ»,

Святочные рассказы – это особый жанр литературы. В них обязательно есть место чуду, милосердию и мужеству. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья. В сюжете рассказа всегда есть какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший.

Работа в тетради. Запишем определение. Святочный рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие. В них обязательно есть место чуду, милосердию и мужеству; финал хороший

Я предлагаю вам послушать истории создания рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Ученик. 26 декабря 1875 года Федор Михайлович Достоевский вместе с дочерью Любой присутствовал в Петербургском клубе художников на детском балу в честь Рождества. На следующий день с юристом А.Ф. Кони писатель посетил колонию для малолетних преступников на окраине города. В те же дни его внимание на улице привлек нищий мальчик, просивший милостыню. Под впечатлением от увиденного Достоевский написал несколько статей на тему «русских теперешних детей», которые включил в январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке». Впоследствии Федор Михайлович неоднократно читал это произведение в рождественские и пасхальные дни на литературных вечерах для детей.

IV. Работа с текстом. Осмысление содержания

Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения: разграничивать основную и дополнительную информацию; преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные УУД: Формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

Рассказ Ф.М. Достоевского называется «Мальчик у Христа на елке». Как вы думаете, о чем он? (о мальчике, о Христе, о Рождестве).

А вот почему символом Рождества является ел мы узнаем из книги Е.В. Душечкиной «Русская ёлка: История, мифология, литература»

Чтение отрывка. 1.ученик В Германии в старину бытовала легенда о том, как семья лесника приютила голодного, измученного ребенка, которым оказался Иисус Христос. В благодарность за доброту мальчик-Христос подарил домочадцам ветку ели, воткнул ее в землю, сказав, что дерево принесет людям счастье и достаток.

2 ученик. Считается, что ель своей геометрической формой с устремленной ввысь острой верхушкой напоминает храм, и функция у нее сходная – собирать вокруг себя людей. Даже крестовина, к которой крепили ёлку, стала символизировать крестную ношу Христа: кто на крест опирается, тот крепко стоит, и никакие невзгоды его не сокрушат.

Теперь мы можем приступить к чтению рассказа. Обратит внимание, он состоит из 2х частей. 1ч. – «Мальчик с ручкой», а 2 ч- «Мальчик у Христа на елке»

Учитель читает рассказ, используя приём “прогнозируемого чтения”: рассказ читается без финала.)

— Как вы думаете, чем заканчивается рассказ? (После ответов детей читается финал рассказа

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".

- А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях? (Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал. В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла).

— Какова главная мысль рассказа? Что хотел донести до нас автор?

Анализ композиции, ее изобразительно - выразительных средств.

Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

Работа в парах. Задание, направленное на развитие личностного УУД «нравственно – этическая ориентация» Заполнить таблицу, сделать вывод.

(на листочках написаны предложения, из них учащиеся составляют план)

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.

10."Христова ёлка".

11.Маленький трупик.

- Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

- Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

(Композиция - это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа - завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

-Какой эпизод в данном рассказе служит завязкой? (Знакомство с героем рассказа)

-Развитие действия (Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

- Самым ярким эпизодом в рассказе является какой эпизод? (Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

- Это кульминация рассказа. А развязка? (Мальчик умирает.)

- Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его "эмоциональное движение".

- Работа с текстом. Что нам становится известно о герое из начала рассказа?

("…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

— Почему Ф.М. Достоевский не даёт конкретного портретного описания мальчика, а его внешность рисует лишь штрихами?

(У героя рассказа нет даже имени. Ф.М. Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и "маленький" рост, и возраст- "лет семь", и одежда - "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать". Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Мальчик спокоен, несуетлив, нетребователен.)

- Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.

Где и как встречает предрождественское утро герой рассказа?

Найдем описание места, где живет герой. ("…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

-Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала? (Чувство безысходности)

-Кто еще находится в это время в подвале?

Обитатели подвала «разбрелись» кто куда (даже приближение великого праздника не объединяет их), «халатник» «мертво пьян», в дальнем углу мается страдающая от ревматизма восьмидесятилетняя старушка.

- Почему мама не сможет помочь мальчику? (Мать ребенка умерла)

- Куда отправился мальчик? (Мальчик выбрался из подвала на улицу)

- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город

улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик.

Назовите слова, словосочетания, характеризующие Петербург?

("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…").

А прекрасная зала за большим стеклом ("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").

Описания подвала и города разные

- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

(Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

— Какой художественный приём использует автор, чтобы подчеркнуть главную мысль произведения?

- Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь - изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

- Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик.)

Слово «халатик» употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно.

Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".

- Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

(Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

Я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

— Для чего писатель показывает взрослых, отталкивающих от себя бедного ребёнка? (Сердца людей закрыты, они очерствели)

- Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

(Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он - изгой.

- Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ("Вспомнил, заплакал, побежал".)

Почему побежал? (Он убегал не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни).

Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".

— Что нового для себя увидел мальчик в другом мире?

Предсмертные видения героя – полная противоположность тому, что выпало ему на долю в условиях земного бытия. Только что он корчился от голода, холода и страха, задыхался от бега – «… и вдруг, совсем вдруг, стало ему так хорошо: ручки и ножки перестали болеть, и стало так тепло…» Здесь иной световой и температурный «режим» и в прямом, и в переносном смысле: «так тепло, как на печке…», «все сияет и блестит», «всё мальчики и девочки, только такие светлые», - и это тепло и свет подлинной христианской любви. На райской елке царит атмосфера человечности и добра: «Все… кружатся около него… все они целуют его».

- Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? Чей голос услышал мальчик во сне?

. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики

были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

- Кого увидел мальчик на елке у Христа? (детей и плачущих мам)

- Почему плакали матери? (Они не смогли спасти своих детей от голода и бедности)

Вы уже знакомы со словом "милосердие". Объясните, как вы это слово понимаете, исходя из всего того, что вы уже знаете? (Милосердие - это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

- Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду?

(Да. Дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)

- Почему дети простили своих матерей?

Дети поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)

-Сбылось ли в рассказе чудо Рождества?

(Чудо произошло: мальчик обрёл счастье, успокоение. Он встретился с мамой, попал в атмосферу любви и праздника. Но чудо это страшное, так как мальчик и другие дети, которых он встретил на Христовой ёлке, прежде чем попасть сюда претерпели страшные мучения на земле).

- Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

Закрепление полученных знаний

— В чём ценность рассказа писателя? Чему учит рассказ Достоевского?

- Действительно, для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

- В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

- А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте

(Все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами. Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет. Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

- Чем заканчивается рассказ? Прочитайте.

(А на утро дворники……..)

Кто виноват в смерти мальчика? Варианты решения:

1.Голод, нищета.

2.Богатые дамы, не пустившие его в дом.

3.Мальчик, сорвавший с него картуз.

4.Сильный мороз.

5.Социальное неравенство.

6.Равнодушие людей.

· (Социальное неравенство породили голод, нищету, страдания, унижения, злобу.

· Люди разучились понимать друг друга. В их душах поселилось равнодушие.)

· Пожелание-напутствие. Ф.М. Достоевский считал, что человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире, он ответственен не только за свои собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Как гражданин ребёнок начинается с сострадания, с жалости к слабому и угнетённому. Святочные истории повествуют о Чуде, о любви и о милосердии. О том, что все это очень-очень близко, рядом, нужно лишь не бояться, верить и уметь дарить людям частичку тепла, что всегда живет в душе человека.

Итог урока. Работа с таблицей.

Задание, направленное на развитие личностного УУД: «основы личностной рефлексии»: заполнить таблицу.

Рефлексивная оценка хода результатов урока.

меня удивило

меня взволновало

мне запомнились строки

закончите фразу: "Автор ходом повествования приводит нас к мысли,

что человек не должен …..

Домашнее задание. «И зачем же я сочинил такую историю?» - спрашивает себя и нас, читателей, Ф.М. Достоевский, завершая рассказ?

-Как бы вы ответили на этот вопрос? Это и будет вашим домашним заданием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Автор: Малахова Нина Михайловна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком» "
    ["seo_title"] => string(48) "khochu-chtob-kazhdyi-iz-liudiei-byl-chieloviekom"
    ["file_id"] => string(6) "198305"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428393225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства