Тема родины в творчестве С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского.
Тема родины в творчестве С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского.
Тема урока: Тема родины в творчестве С.Есенина, А. Блока, В.Маяковского.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок с применением групповой формы работы.
Цели урока:
Образовательная:
Повторение и обобщение полученных знаний о поэзии Серебряного века на примере патриотической лирики А.Блока, С. Есенина и В. Маяковского.
Показать различное выражение глубокого патриотического чувства, влияние времени, революции на своеобразие образа Родины в творчестве этих поэтов.
Развивающая:
Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся, коммуникативных навыков при работе в группах.
Развитие у школьников устной и письменной монологической речи, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Воспитательная:
Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
Особенность урока: Межпредметные связи: связь литературы с другими предметами (историей и информатикой). Закрепление технологий создания мультимедийного проекта.
Форма урока: классно-урочная.
Класс – 11
Предмет – литература.
Применяемая технология: проектный метод обучение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Пояснение: Предварительно класс был разбит на три группы, и каждой было дано задание. Первая группа работала по творчеству С. Есенина, вторая – А. Блока, третья - В. Маяковского.
Группы готовились по плану:
-Вступительное слово. Тема Родины в творчестве поэта.
-Выбор и выразительное чтение стихотворения, соответствующего теме. Аргументация выбора.
-Презентация проекта и защита.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема родины в творчестве С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского. »
Торопова Ирина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 г. Шарья
Тема урока: Тема родины в творчестве С.Есенина, А. Блока, В.Маяковского.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок с применением групповой формы работы.
Цели урока:
Образовательная:
Повторение и обобщение полученных знаний о поэзии Серебряного века на примере патриотической лирики А.Блока, С. Есенина и В. Маяковского.
Показать различное выражение глубокого патриотического чувства, влияние времени, революции на своеобразие образа Родины в творчестве этих поэтов.
Развивающая:
Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся, коммуникативных навыков при работе в группах.
Развитие у школьников устной и письменной монологической речи, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Воспитательная:
Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
Особенность урока: Межпредметные связи: связь литературы с другими предметами (историей и информатикой). Закрепление технологий создания мультимедийного проекта.
Форма урока: классно-урочная.
Класс – 11
Предмет – литература.
Применяемая технология: проектный метод обучение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Пояснение: Предварительно класс был разбит на три группы, и каждой было дано задание. Первая группа работала по творчеству С. Есенина, вторая – А. Блока, третья - В. Маяковского.
Группы готовились по плану:
-Вступительное слово. Тема Родины в творчестве поэта.
-Выбор и выразительное чтение стихотворения, соответствующего теме. Аргументация выбора.
-Презентация проекта и защита.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Звучит музыка Бетховена) Слайд 1
1-й ученик. "О светло светлая и украсно украшенная земля Русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладезями месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы велкими, селы дивными... Всего еси исполнена земля Русская".
2-й ученик. Это строки древнего летописца. "За светло светлую и украсно украшенную" Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово "Родина" стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, слове поэтов. С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев.
2. Сообщение темы урока. Слайд 2.
Учитель: Родина... Слайд 3. С какими понятиями и образами ассоциируется в вашем сознании это слово? (Учащиеся зачитывают ассоциативные ряды, отмечают наиболее значимые, по их мнению, слова.).
— Давайте сравним наши представления с мнением Д. С. Лихачева, который писал, что в слове Родина слышится отзвук слов "родник", "родня", "народ", "родной", "природа".
Слайд 4. Россия! Родина! Многострадальная наша земля. Какой русский поэт обошел стороной эту поистине вечную тему? Да, никто не остался равнодушным к теме родины в своем творчестве.
Россия… Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!
Слайд 5. Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского. Что их объединяет?
3. Выступление групп.
Выступление 1 группы.
Родина и С.А.Есенин
«Чувство Родины — основное в моем творчестве»,- писал С. Есенин
Тезисы:
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины — основное в моем творчестве», — писал поэт Сергей Александрович Есенин.
И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви Родине.
И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание…
Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое.
Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни.
«Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» - писал Блок Станиславскому.
Тезисы:
Александр Блок испытывал к Родине не только нежность, любовь. Он относился к ней с должным уважением и в то же самое время с таинственностью, трепетом. Он преклонялся перед ней….
Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая. Блоковская Русь – вечная незнакомка, одинокая в густо населенном мире. Она то Прекрасная Дама, то нищенка. Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока.
Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет В.Маяковский
Тезисы:
Маяковский твердо знал, каким будет будущее страны — оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения
Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине
— Какие пожелания вы хотели бы высказать своим одноклассникам?
6. Заключительное слово учителя. Слайд 8.
Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они помогают нам постичь великое чувство Родины.