kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема природы и человека в балладе М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Природа и человек в балладе М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"

Цель урока: Познакомиться с балладой М. Лермонтова "Три пальмы" Выявить художественное своеобразие поэмы. Развивать навыки работы с текстом, умение находить изобразительно- выразительные средства.

В процессе работы с художественным текстом учащиеся работают с понятием жанр, сюжет,размер. стопа, рифмовка. Находят аллитерацию, антитезу и другие изобразительно- выразительные средства, помогающие нам увидеть красоту природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема природы и человека в балладе М.Ю. Лермонтова "Три пальмы" »

Тема природы и человека в балладе М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Цель урока:

1)Познакомиться с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

2)Выявить художественное своеобразие баллады.

3) Развивать навыки работы с текстом художественного произведения.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Объявление цели и темы урока.

  3. Чтение учителем стихотворения.

  4. Вопросы к классу:

Есть ли сюжет в стихотворении  « Три пальмы»?

Что лежит в его основе? Почему  Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное сказание»?

К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?

 

Задание: Определите, каким размером написана баллада?

Сколько раз повторяется стопа?

 

В песчаных\степях а\равийской\ земли

 

Дактиль( - - - )

Амфибрахий( - - - )

Анапест( - - - )

 

Задание: Определите способ рифмовки в стихотворении.

Смежная(АА ББ)

Перекрёстная (АБ АБ)

Кольцевая (А  ББ  А)

 

В песчаных степях аравийской земли (А)

Три гордые пальмы высоко росли. (А)

Родник между ними из почвы бесплодной, (Б)

Журча, пробивался волною холодной, (Б)

Хранимый под сенью зелёных листов, (А)

От знойных лучей и летучих песков. (А)

 

Задание: разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом.

Сколько картин вы представили? (3)

 

Какие?

 

Какую роль играет в стихотворении олицетворение?

О чём мечтали пальмы до прихода каравана?

 

Вывод (делают учащиеся): Олицетворение показывает, что  речь в стихотворении идёт не просто о  пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой.

 

Как  отнеслись пальмы к приходу гостей?

Как  поступили люди с пальмами?

 

КАРТИНА  ГИБЕЛИ ОАЗИСА ПРОНИКНУТА ГОРЬКИМ ЧУВСТВОМ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ВОЗМУЩЕНИЯ ТЕМ, ЧТО КАРАВАН ЗАБОТИТСЯ ТОЛЬКО СЕЙЧАС И ТОЛЬКО О СЕБЕ, ЧТО ЛЮДИ НЕ ДУМАЛИ О ТОМ, ЧТО  ОАЗИС МОЖЕТ ДАТЬ ВОДУ И ПРОХЛАДУ ЕЩЁ И ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

 

Аллитерация (звукопись) – повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую выразительность.

Задание: Найдите в тексте пример аллитерации.

Для чего она нужна?

Задание: СРАВНИТЕ ПЕРВУЮ И ПОСЛЕДНЮЮ СТРОФЫ БАЛЛАДЫ.

-ДЛЯ ЧЕГО АВТОР СКРЕПЛЯЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТИТЕЗОЙ?


Антитеза служит выражению мысли и чувства писателя.

Прекрасный оазис в начале произведения и картина гибели его в конце. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПОЭТ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАС:                    

НЕЛЬЗЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ  ТЕМ, ЧТО  КОПИЛОСЬ В ПРИРОДЕ СТОЛЕТИЯМИ, ДУМАЯ ТОЛЬКО О СВОЁМ СОБСТВЕННОМ СЕГОДНЯШНЕМ БЛАГОПОЛУЧИИ.

ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О ТЕХКТО ПРИДЁТ ПОСЛЕ НЕГО, И БЕРЕЧЬ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА.


ВЫВОД. ПОЭТ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ КРАСОТУ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ОАЗИСА ДО ПРИХОДА КАРАВАНА ТОМУ РАЗОРЕНИЮ, КОТОРОЕ ОСТАВИЛИ ПОСЛЕ СВОЕГО УХОДА ЛЮДИ. АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ ОСТРЕЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕЧАЛЬ О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНОГО УГОЛКА ЗЕМЛИ.


«Пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных  красок сливают в этой пьесе поэзию с живописью: это картина Брюллова, смотря на которую хочешь ещё и ещё осязать её.

Нечего хвалить такие стихи – они говорят сами за себя и выше всяких похвал …»

В.Г.Белинский «Стихотворения М. Лермонтова»



Лермонтовские баллады всегда насыщены художественными средствами, язык их красив и выразителен.

Задание: Найдите все средства художественной выразительности  (тропы) в балладе. Запишите в тетрадь.

 

О чём болела душа поэта?

5. Вывод по уроку.

6. Домашнее задание. Сочинение «Человек и природа в поэзии




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема природы и человека в балладе М.Ю. Лермонтова "Три пальмы"

Автор: Варламова Татьяна Анатольевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по литературе на тему: "Баллада М. Лермонтова «Три пальмы». Тема природы и человека»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_literature_na_temu_ballada_m_lermontova_tri_palmy_tema_prirody_i_chelove"
    ["file_id"] => string(6) "645732"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1708058488"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства