Тема любви в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго".
Тема любви в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго".
Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней. Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней. Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней. Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней. Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема любви в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго". »
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака. Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл. Развитие речи. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем. Анализ интертекстуальных связей стихотворения «Гамлет». Доклад по творчеству Б. Л. Пастернака. Внеклассное чтение. Б. Л. Пастернак. «Нобелевская премия».
Антиромантической
в повседневном, обыкновенном выражении
в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок
облик Лары глазами Юрия Живаго
“Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это
не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку”
“И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда”
Какой показана любовь?
— Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:
1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).
2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).
3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).
4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).
С чем связана любовь для Юрия Живаго?
— С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).
Каково отношение Живаго к дому?
— Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).
Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?
— Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:
Жизнь ведь тоже только миг,Только раствореньеНас самих во всех других,Как бы им в даренье .
Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?
— Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).
Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?
1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время... Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.
После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».
2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой [5. С. 107].
3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” [6].
4) В.Шаламов: “...Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.
5) “И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).
“…заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот,
за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более,
чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал,
ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках,
в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках”
С жизнью дома, семьи, брачного союза и с Тоней, и с Ларой
Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни
“Первым истинным событием после долгого перерыва было
это головокружительное приближение в поезде к дому,
который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек.
Вот что было жизнью, вот что было переживанием,
вот за чем гонялись искатели приключений,
вот что имело в виду искусство — приезд к родным,
возвращение к себе,
возобновление существования”
С чем связана любовь для Юрия Живаго?
— С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).
Каково отношение Живаго к дому?
— Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).
Жизнь ведь тоже только миг,Только раствореньеНас самих во всех других,Как бы им в даренье.
Ю.Живаго (из стих-я № 11)
Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?
— Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:
Жизнь ведь тоже только миг,Только раствореньеНас самих во всех других,Как бы им в даренье .
Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?
— Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).
Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?
1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время... Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.
Ольга Ивинская и Борис Пастернак
После возвращения Ольги Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились
её личные и деловые отношения с Пастернаком.
Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли,
развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».
После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».
2
) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой [5. С. 107].
3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” [6].
4) В.Шаламов: “...Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.
5) “И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).