kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Тема блудных детей в литературе и искусстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Тема блудных детей в литературе и искусстве».

Цель: обобщить и расширить  знания учащихся по изученным произведениям (К.Паустовский «Телеграмма», А.С. Пушкин «Станционный смотритель»), раскрыть связь произведений литературы и искусства с библейскими мифами и сказаниями  («Притча о блудном сыне»)

Задачи:

- учить высказывать свое мнение по проблеме, понимать истинные жизненные ценности;  

- подготовить учащихся к составлению  советов настоящему сыну (дочери),

выполнению творческой работы;

- вызвать интерес к проблеме блудных детей.    

Форма урока: комбинированный (элементы педагогической мастерской, работа в группах, дифференцированного обучения)

Методы: словесный, наглядный, проблемный, поисковый, эмпирический, репродуктивный, ИКТ.

 

Оборудование: интерактивная доска, репродукция картины Рембранта «Возвращение блудного сына», рисунки учащихся к фрагменту повести «Станционный смотритель», эпизод программы «Жди меня», слайды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Тема блудных детей в литературе и искусстве». »


Управление образования города Астаны

ГУ «Средняя школа № 36»










УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 6 классе


«ТЕМА БЛУДНЫХ ДЕТЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ»



Учитель: Безус Н.А.









2014 год, Казахстан, г.Астана




Тема: «Тема блудных детей в литературе и искусстве».

Цель: обобщить и расширить знания учащихся по изученным произведениям (К.Паустовский «Телеграмма», А.С. Пушкин «Станционный смотритель»), раскрыть связь произведений литературы и искусства с библейскими мифами и сказаниями («Притча о блудном сыне»)

Задачи:

- учить высказывать свое мнение по проблеме, понимать истинные жизненные ценности;

- подготовить учащихся к составлению советов настоящему сыну (дочери),

выполнению творческой работы;

- вызвать интерес к проблеме блудных детей.

Форма урока: комбинированный (элементы педагогической мастерской, работа в группах, дифференцированного обучения)

Методы: словесный, наглядный, проблемный, поисковый, эмпирический, репродуктивный, ИКТ.


Оборудование: интерактивная доска, репродукция картины Рембранта «Возвращение блудного сына», рисунки учащихся к фрагменту повести «Станционный смотритель», эпизод программы «Жди меня», слайды.




Блудный сын – ранняя могила отцу.

В.И.Даль. Толковый словарь…


Хорошие дети - радость, плохие - горе

Казахская пословица

Ход урока

1. Мотивация

Звучит музыка.

Просмотр фрагмента передачи «Жди меня».

Обсуждение с учащимися

- Какие мысли и чувства вызвал сюжет?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(По сюжету «Жди меня» - о тех, кто ушел из дома, кого ищут родители.)

- Как их можно назвать?

- Какие произведения нам в этом помогут?

- Какова, по-вашему, цель нашего урока?

- Кто такой блудный сын?

Учитель:

- Сегодня на уроке постараемся выяснить, блудные дети – это хорошо или плохо?

2. Работа по теме урока

1.Анализ «Притчи о блудном сыне».

Притча - рассказ, заключающий в себе в иносказательном виде моральное или религиозное поучение.

2.Обсуждение притчи по вопросам (учащиеся работают в 6 группах и вывод записывают в тетрадь).

1.Почему отец отдал младшему сыну его долю наследства?

2.Что мог бы почувствовать сын, если бы отец отказал ему в наследстве и настоял на том, чтобы тот остался дома и работал вместе со своим бра­том, так как покидать дом было безрассудным поступком?

3.Какого рода друзей нашел себе сын в дальней стороне?

4.Как вы думаете, жалел ли он о том, что не послушался отца?

5.Как изменился младший сын благодаря тому, что ему пришлось

пере­жить?

6.Могут ли, с вашей точки зрения, страдания иметь какой-то смысл?

7.Что чувствовал и о чем думал отец, пока его сын скитался на чужбине?

8.Почему отец был так счастлив видеть своего сына, несмотря на то, что он растратил все свои деньги?

9.Что, по-вашему, в конце концов, обладает большим влиянием на чело­века - сила или любовь?

10.Почему старший сын был так разгневан?

11.Как вы думаете, старший сын в течение всех этих лет трудился с радостью или с нежеланием?

12.Любил ли он своего младшего брата? Что он чувствовал по отношению к нему?

13.Как старший брат мог по-иному воспринять возвращение брата?

Учитель:

- Каковы нравственные уроки притчи?

- Что помогает нам понять притчу?

3.Обобщение учителя

Блудный сын был плохим сыном. Он порвал семейные узы и ушел из дома. Его поступок сделал несчастным отца. Как говорит пословица: «Хорошие дети – радость, плохие – горе». Но отец любил его, беспокоился о нем, ждал возвращения. Испив горькую чашу страданий на чужбине, сын вернулся домой и покаялся, а отец, не перестав его любить, простил.

4.Подготовка учащихся к работе по картине Рембранта «Возвращение блудного сына» (выразительное чтение учеником стихотворения Городницкого «Рембрант», стих. на интерактивной доске)

В доме холодно, пусто и сыро. Дождь и ветер стучат в порог. Возвращение блудного сына

Пишет Рембрант, кончается срок. Сын стоит на коленях, калека, Изможденных не чувствует ног. Голова - как у бритого «Зэка»,

-Ты откуда вернулся, сынок? Затерялись дороги во мраке,

За спиною не видно ни зги.

Что оставил ты сзади- бараки? Непролазные дебри тайги?

Кто глаза твои сделал пустыми -Развратители или война?

Или зной Иудейской пустыни

Все лицо твое сжег дочерна?

Не слышны приглушенные звуки, На холсте и в округе темно, -Лишь отца освещенные руки,

Да лица световое пятно.



5.Сообщение ученика о жизни и творчестве художника.

6.Работа по картине

- Рассмотрите репродукцию картины Рембранта «Возвращение блудного сына»

- Кого изобразил художник?

7.Сообщение ученика, получившего опережающее задание

Картину «Возвращение блудного сына» написал голландский худож­ник Хармен Ван Рейн Рембрант в конце жизненного и творческого пути, в 1668-1669 году.

На переднем плане картины - полуслепой старик. К нему прильнул стоящий на коленях молодой человек в грязном рубище.

Стертые ступени и развалившиеся башмаки несчастного скитальца рас­сказывают о его долгом и трудном пути. Это путь возвращения к дому, к раскаянию. Опущенное долу лицо, покорность и смирение свидетельствуют о том, что он искренне и глубоко раскаивается.

Свои слабые руки отец положил на плечи измученному бродяге. Лицо старика выражает бесконечную доброту. Теплые, грустные глаза наполнены любовью к сыну. Глаза отца, выражение лица, поза - все говорит о проще­нии.

Отец и сын молчат, даже не смотрят друг на друга, но они близки безмер­но. Близки благодаря всепрощающей любви отца и силе раскаяния сына.


Учитель: обратите внимание на характерную особенность картины: ху­дожник поместил фигуры отца и сына на стыке реального и живописного по­лотна. Создается впечатление, что они одновременно и на картине и в реаль­ной жизни. Так художник подчеркнул: тема блудных детей будет волновать не одно поколение людей.

7.Работа по рисункам учащихся к фрагменту повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

- Посмотрите на эти картинки. О чем они?

- Иллюстрациями к какому произведению они являются? Когда оно

написано?

- Что изображено на картинках?

- Как вы думаете, почему Пушкин включил описание этих картинок в повесть «Станционный смотритель»? (сюжет картинок связан с судьбой героев - Дуни и Самсона Вырина).

- Вспомните, какое впечатление произвела на вас Дуня во время первого зна­комства?

- Изменилось ли у вас отношение к ней потом? Почему?

- Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль записал в словаре такое выражение: «Блудный сын – ранняя могила отцу». Согласны ли вы с этим мнением? (дискуссия с учащимися)

(С этим мнением можно согласиться. Самсон Верин был свежим и бодрым мужчиной лет 50, но после похище­ния Дуни, которое произошло не без ее согласия, он превратился за 3-4 года в хилого старика. Горе сломило его: он заболел, потом стал пить и умер. Дуня - причина его ранней смерти).

-Когда вернулась Дуня, блудная дочь, к отцу?

(Когда его уже не было в живых.)

8. Просмотр слайдов

Учитель:

- Печальное кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное де­ревянными крестами, не осененными единым деревцем. Груда песка, и в нее врыт черный крест с медным образом. Слезы Дуни - это ее раскаяние. Но прощения она получить уже не могла. Она опоздала.

Не о таких ли детях написал стихотворение Н. Шумаков?

Я снова, как в детстве, в родном краю,

И вот у печальной ограды.

На холмик зеленый ромашки кладу.

А сердце, а сердце со мной не в ладу.

Я будто бы вечность тебя не видал,

Прости меня, мама, прости меня, мама,

Прости, прости, опоздал.

9.Инсценировка фрагмента из произведения К.Г.Паустовского «Телеграмма» и его обсуждение

-Можно ли Настю назвать блудной дочерью? (Высказывания по группам) Ваша задача убедить в своем мнении оппонентов.

-Конечно, Настю можно назвать блудной дочерью. Она плохая дочь. Катерина Петровна, ее мама, была стара и ничего от дочери не требовала. Хотела только увидеть ее, а потом тихо умереть. Но Настя не только не по­ехала в деревню, но даже письма не написала. Чужие люди заботились о ней и прово­дили в последний путь.

9.Обобщение учителя

-Кто такие блудные дети? Блудные дети - это хорошо или плохо? (Ответить письменно, потом зачитать.)

-А какие советы можно дать, по вашему мнению, блудному сыну или дочери? Запишите на интерактивной доске.

Учитель:

-Блудные дети - это те, кто ушел из дома и забыл о своих родителях, забыл о своем долге. Не пишут, не звонят, не сообщают о себе. По-разному складыва­ются их судьбы: одни скитаются, бедствуют, страдают; другие живут хорошо (как Дуня и Настя).

Раскаявшись, они возвращаются, чтобы попросить прощение. Иногда слишком поздно.

«Кто любит - тот прощает, в ком жива любовь - тот покается».

Время, в котором мы живем сегодня, прекрасное, но не лишенное противоречий. Разве не встречали вы детей, живущих вне дома и семьи? В мире много таких детей. А так хочется, чтобы все дети жили в семьях, были любимы, счастливы, чтобы их детство было радостным и беззаботным.

-А какие вы, ребята?

-Вам пришли письма от ваших родителей. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

10. Чтение писем родителей детям.

3.Рефлексия.

-Какие мысли и чувства подарил мне сегодняшний урок? (Письменный ответ, одно-два предложения.)

4.Домашнее задание (дифференцированное):

1.Написать письмо блудному сыну (для учащихся с повышенной мотивацией, 1 группа)

2.Ответить на вопрос «Почему родители прощают детям совершенные ими ошибки, нанесенные взрослым обиды?» (для учащихся с уровнем обучения на «3» и «4», 2 группа )

3.Написать советы блудному сыну (для учащихся с низкой мотивацией, 3 группа).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Тема блудных детей в литературе и искусстве».

Автор: Безус Надежда Александровна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Презентация на тему "Чем больше скупость, тем больше жестокость" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-na-tiemu-chiem-bol-shie-skupost-tiem-bol-shie-zhiestokost"
    ["file_id"] => string(6) "129073"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415633125"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Реферат на тему: Философская и поэтическая сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц""
    ["seo_title"] => string(80) "riefierat_na_tiemu_filosofskaia_i_poetichieskaia_skazka_antuana_die_sient_ekziup"
    ["file_id"] => string(6) "445161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513631099"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: "Я человек, и я имею право"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obshchiestvoznaniia_v_8_klassie_po_tiemie_ia_chieloviek_i_ia_imi"
    ["file_id"] => string(6) "427923"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505197790"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства