- "Чем больше скупость, тем больше жестокость" Петрарка
- ( по произведениям Ж.-Б. Мольера "Скупой" и А. С. Пушкина "Скупой рыцарь")
- Цель:
- - развивать навыки сопоставления текстов;
- - воспитывать духовно-нравственную личность.
- Задачи:
- - научить детей наблюдать над языком текстов;
- - связать комедию Мольера с ранее изученной комедией А. С. Пушкина;
- - сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных эпох.
- Эпиграфы:
- "Всё в деньгах! Ни шагу без денег." "Ужасный век, (Гарпагон "Скупой") ужасные сердца!"
- (Герцог "Скупой рыцарь")
- Х О Д У Р О К А
- 1. Организационный момент.
- 2. Вступительное слово учителя.
- Тему урока дети формулируют сами на основе слайдов ,оформления и эпиграфов.
- Учитель обобщает сказанное.
- (Сегодня на уроке мы будем сопоставлять два художественных образа-персонажа: Гарпагона из комедии Мольера "Скупой" и Барона из трагедии Пушкина "Скупой рыцарь". Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во Франции, Пушкин свою трагедию - в 19 веке в Болдине. Французский драматург Мольер был классицистом, а Пушкин реалистом.)
- - Давайте вспомним, что такое классицизм и реализм, комедия и трагедия.
- Классицизм – (от лат. Classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17 начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.
- Реализм – ( от лат. Realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
- Комедия- один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
- Трагедия – один из основных видов драмы; такие произведения, в которых изображаются непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью героя.
- 3. Анализ образов.
- - При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и Бароном? Но сначала объясним, почему такое имя Гарпагон?
- ( Гарпагон - имеет своим корнем латинское слово "harpago" - гарпун. Так назывались якори, которыми во время морского боя подтягивали вражеские корабли. В переносном смысле это слово означает "хапун", "загребущие руки". С этим героем сначала мы знакомимся со слов Валера (д.1, я.1)
- "Чрезмерной скупостью,
- суровым обращеньем он мог бы вас и брата вашего толкнуть на крайности. Милая
- Элиза, простите, что я так говорю. Но вы же сами знаете: ничего хорошего о
- нем сказать нельзя."
- С центральным же персонажем трагедии Бароном знакомимся со слов сына.
- "Геройству что виною было? - скупость -
- Да! заразиться здесь не трудно ею
- Под кровлею одной с моим отцом".
- - Каково отношение "скупердяев" к собственным деТЯМ?
- - У Пушкина:
- "Государь, я не устал;// Но вы меня смутили. Перед вами// Я б не хотел сознаться, но меня// Вы принуждаете сказать о сыне// то, что желал от вас бы утаить.// Он, государь, к несчастью недостоин// Ни милостей, ни вашего вниманья.// Он молодость свою проводит в буйстве,// В пороках низких..."
- - Как Альбер характеризует своего отца? Найти в в тексте.
- ("О! мой отец не слуг и не друзей// В них видит,а господ; и сам им служит.// И как же служит?как алжирский раб,//Как пёс цепной.В нетопленой конуре// Живёт, пьёт воду, ест сухие корки,// Всю ночь не спит,всё бегает да лает. - // А золото спокойно в сундуках//Лежит себе. Молчи!когда-нибудь// Оно послужит мне,лежать забудет.")
- - Скажите,а как окружающие относятся к скупым?
- Мольер:
- Жак. Ну, коли вам желательно узнать, скажу по правде: все вас на смех
- поднимают, потешаются, всяк норовит щипнуть или стегнуть покрепче. Самая у
- всех любимая забава - сплетать быль с небылицами про вашу скупость. Один
- придумал, будто по вашему заказу для вас отпечатали особый календарь, и в
- нем число больших постов и постных дней указано вдвойне, чтобы ваши
- домочадцы поменьше ели, по хозяйскому указу. Другой присочинил, что в Новый
- год или когда наши слуги от вас уходят, вы нарочно заводите ссору, чтобы
- придраться и никаких подарков им не дарить. Третий говорит, что вы на
- соседнюю кошку в суд подали за то, что кошка-блудня утащила у вас из
- кладовой объедки со стола. А четвертый всем твердит, что как-то ночью вы
- забрались в конюшню, хотели своровать овес у своих собственных лошадок. А
- кучер, - тот, что до меня служил, - вас впотьмах не узнал и отдубасил
- палкой, а вы от стыда смолчали. И если уж на то пошло, напрямик скажу: мне
- на люди стыдно показаться - везде-то вас срамят, ругательски ругают. Вы
- стали посмешищем. Такие басни про вас рассказывают - слушать тошно. А как
- честят-то вас - скаред, жмот, сквалыга, жадина и лихоимец!
- Пушкин:
- "Старик же видит в них друзей надёжных
- И бережёт их как зеницу ока".
- - Скупость возобладала над всеми другими чувствами. Мольер показывает, как опасен порок Гарпагона, как страшна власть денег. Ведь нравственные устои молодых героев комедии тоже расшатались.
- - В чём ещё схожесть произведений Пушкина и Мольера?
- (ждут смерти)
- ( Мольер: Мариана готова стать женой Гарпагона, потому что рассчитывает на скорую смерть старика. Клеант ждёт смерти отца и участвует в похищении у него шкатулки с деньгами.
- Пушкин: Втайне ожидая смерти отца, Альбер кк истинный рыцарь возмущён гнусным предложением ростовщика отравить барона, Зачитать: "Как!отравить отца!и смел ты сыну...//Иван!держи его.И смел ты мне!..// Да знаешь ли, жидовская душа,// Собака, змей! что я тебя сейчас же // На воротах повешу".
- "Вот до чего меня доводит // Отца родного скупость!")
- - И в том, в другом произведении представлены монологи: монолог Барона и монолог Гарпагона.
- Монолог Гарпагона нам прочитает Макаревич Георгий.
- ( После прочтения ученик говорит: "В этом монологе Мольер беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги")
- -Посмотрите на эпиграф: "Всё в деньгах! Ни шагу без денег".
- - Монолог Барона послушаем в исполнении мастера слова.
- ( Каждая золотая монета символизирует драматическую судьбу реальных людей. Барон осознаёт, что сокровища представляют собой "слёзы, кровь и пот, пролитые за всё, что здесь хранится". В своём монологе Барон поэтизирует золото, то могущество, ту безграничную власть над миром, которую оно приносит хозяину).
- 4. Работа с картинками к произведениям.
- - Какие эпизоды из произведений иллюстрирует художник?
- 5. Обобщение урока.
- - Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день? Как вы относитесь к скупым людям?
- ( В обоих произведениях затрагиваются проблемы добра и зла, несправедливости, богатства,нищеты.Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые есть и в наше время. Возрастает интерес к деньгам, чем к человеческим чувствам.)
- 6. Синквейн.
- Скупость
- бережливая, экономная
- копить, собирать, хранить
- стремление избегать расходов
- прижимистость