kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Чем больше скупость, тем больше жестокость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1.                  "Чем больше скупость, тем больше жестокость"                  Петрарка
  2. ( по произведениям Ж.-Б. Мольера "Скупой" и А. С. Пушкина "Скупой рыцарь")
  3. Цель:
  4. - развивать навыки сопоставления текстов;
  5. - воспитывать духовно-нравственную личность.
  6. Задачи:
  7. - научить детей наблюдать над языком текстов;
  8. - связать комедию Мольера с ранее изученной комедией А. С. Пушкина;
  9. - сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных эпох.
  10. Эпиграфы:
  11. "Всё в деньгах! Ни шагу без денег."                                             "Ужасный век,                                                                                                                                             (Гарпагон "Скупой")                                                                             ужасные сердца!"
  12.                                                                                                                 (Герцог "Скупой рыцарь")
  13.                                     
  14.                                         Х   О   Д      У   Р   О   К   А
  15. 1. Организационный момент.
  16. 2. Вступительное слово учителя.
  17.    Тему урока дети формулируют сами на основе слайдов ,оформления и эпиграфов.
  18. Учитель обобщает сказанное.
  19.      (Сегодня на уроке мы будем  сопоставлять два художественных образа-персонажа: Гарпагона из комедии Мольера "Скупой" и Барона из трагедии Пушкина "Скупой рыцарь". Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во Франции, Пушкин свою трагедию - в 19 веке в Болдине. Французский драматург Мольер был классицистом, а Пушкин реалистом.)
  20. - Давайте вспомним, что такое классицизм и реализм, комедия и трагедия.
  21. Классицизм – (от  лат. Classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17 начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.
  22. Реализм – ( от лат. Realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  23. Комедия- один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
  24.  
  25. Трагедия – один из основных видов драмы; такие произведения, в которых изображаются непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью героя.
  26. 3. Анализ образов.
  27. - При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и Бароном? Но сначала объясним, почему такое имя Гарпагон?
  28. ( Гарпагон - имеет своим корнем латинское слово "harpago" - гарпун. Так назывались якори, которыми во время морского боя подтягивали вражеские корабли. В переносном смысле это слово означает "хапун", "загребущие руки". С этим героем сначала мы знакомимся со слов Валера (д.1, я.1)
  29. "Чрезмерной  скупостью,
  30. суровым обращеньем он мог бы вас и брата вашего толкнуть на крайности. Милая
  31. Элиза, простите, что я так говорю. Но вы же сами знаете: ничего  хорошего  о
  32. нем сказать нельзя."
  33. С центральным же персонажем трагедии Бароном  знакомимся со слов сына.
  34. "Геройству что виною было? - скупость -
  35. Да! заразиться здесь не трудно ею
  36. Под кровлею одной с моим отцом".
  37. - Каково отношение "скупердяев" к собственным деТЯМ?
  38.  
  39. - У Пушкина:
  40. "Государь, я не устал;// Но вы меня смутили. Перед вами// Я б не хотел сознаться, но меня// Вы принуждаете сказать о сыне// то, что желал от вас бы утаить.// Он, государь, к несчастью недостоин// Ни милостей, ни вашего вниманья.// Он молодость свою проводит в буйстве,// В пороках низких..."
  41.  
  42. - Как Альбер характеризует своего отца? Найти в в тексте.
  43. ("О! мой отец не слуг и не друзей// В них видит,а господ; и сам им служит.// И как же служит?как алжирский раб,//Как пёс цепной.В нетопленой конуре// Живёт, пьёт воду, ест сухие корки,// Всю ночь не спит,всё бегает да лает. - // А золото спокойно в сундуках//Лежит себе. Молчи!когда-нибудь// Оно послужит мне,лежать забудет.")
  44.  
  45. - Скажите,а как окружающие относятся к скупым?
  46. Мольер:
  47. Жак. Ну, коли вам желательно узнать, скажу по правде: все вас  на  смех
  48. поднимают, потешаются, всяк норовит щипнуть или стегнуть покрепче.  Самая  у
  49. всех любимая забава - сплетать быль с небылицами  про  вашу  скупость.  Один
  50. придумал, будто по вашему заказу для вас отпечатали особый  календарь,  и  в
  51. нем число  больших  постов  и  постных  дней  указано  вдвойне,  чтобы  ваши
  52. домочадцы поменьше ели, по хозяйскому указу. Другой присочинил, что в  Новый
  53. год или когда наши слуги от вас уходят, вы  нарочно  заводите  ссору,  чтобы
  54. придраться и никаких подарков им  не  дарить.  Третий  говорит,  что  вы  на
  55. соседнюю кошку в суд подали  за  то,  что  кошка-блудня  утащила  у  вас  из
  56. кладовой объедки со стола. А четвертый всем твердит,  что  как-то  ночью  вы
  57. забрались в конюшню, хотели своровать овес у своих  собственных  лошадок.  А
  58. кучер, - тот, что до меня служил,  -  вас  впотьмах  не  узнал  и  отдубасил
  59. палкой, а вы от стыда смолчали. И если уж на то пошло, напрямик  скажу:  мне
  60. на люди стыдно показаться - везде-то  вас  срамят,  ругательски  ругают.  Вы
  61. стали посмешищем. Такие басни про вас рассказывают - слушать  тошно.  А  как
  62. честят-то вас - скаред, жмот, сквалыга, жадина и лихоимец!
  63. Пушкин:
  64. "Старик же видит в них друзей надёжных
  65. И бережёт их как зеницу ока".
  66.  
  67. - Скупость возобладала над всеми другими чувствами. Мольер показывает, как опасен порок Гарпагона, как страшна власть денег. Ведь нравственные устои молодых героев комедии тоже расшатались.
  68. - В чём ещё схожесть произведений Пушкина и Мольера?
  69. (ждут смерти)
  70. ( Мольер: Мариана готова стать женой Гарпагона, потому что рассчитывает на скорую смерть старика. Клеант ждёт смерти отца и участвует в похищении у него шкатулки с деньгами.
  71. Пушкин: Втайне ожидая смерти отца, Альбер кк истинный рыцарь возмущён гнусным предложением ростовщика отравить барона, Зачитать: "Как!отравить отца!и смел ты сыну...//Иван!держи его.И смел ты мне!..// Да знаешь ли, жидовская душа,// Собака, змей! что я тебя сейчас же // На воротах повешу".
  72. "Вот до чего меня доводит // Отца родного скупость!")
  73.  
  74. - И в том, в другом произведении представлены монологи: монолог Барона и монолог Гарпагона.  
  75. Монолог Гарпагона нам прочитает Макаревич Георгий.
  76. ( После прочтения ученик говорит: "В этом монологе Мольер беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги")
  77. -Посмотрите на эпиграф: "Всё в деньгах! Ни шагу без денег".
  78.  
  79. - Монолог Барона послушаем в исполнении мастера слова.
  80. ( Каждая золотая монета символизирует драматическую судьбу реальных людей. Барон осознаёт, что сокровища представляют собой "слёзы, кровь и пот, пролитые за всё, что здесь хранится". В своём монологе Барон поэтизирует золото, то могущество, ту безграничную власть над миром, которую оно приносит хозяину).
  81.  
  82. 4. Работа с картинками к произведениям.
  83. - Какие эпизоды из произведений иллюстрирует художник?
  84.  
  85. 5. Обобщение урока. 
  86. - Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день?   Как вы относитесь к скупым людям?
  87. ( В обоих произведениях затрагиваются проблемы добра и зла, несправедливости, богатства,нищеты.Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые есть и в наше время. Возрастает интерес к деньгам, чем к человеческим чувствам.)
  88.  
  89. 6. Синквейн.
  90.                    Скупость
  91.             бережливая, экономная
  92.           копить, собирать, хранить
  93.          стремление избегать расходов
  94.                  прижимистость

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Чем больше скупость, тем больше жестокость" »

19 век реализм «Скупой рыцарь» трагедия 17век  классицизм  «Скупой»  комедия

19 век

реализм

«Скупой рыцарь»

трагедия

17век классицизм «Скупой» комедия

Скупость - это

Скупость - это

  • моральное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради которой забывается его полезное назначение в качестве предмета потребления и приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей)
синквейн  Скупость  Бережливая, экономная  Копить, собирать, хранить  Стремление избегать расходов  прижимистость

синквейн

Скупость

Бережливая, экономная

Копить, собирать, хранить

Стремление избегать расходов

прижимистость

Выводы Каковы основные конфликты произведений? Внешний Отцы - дети Внутренний Скупость материальная духовная

Выводы

Каковы основные конфликты произведений?

Внешний

Отцы - дети

Внутренний

Скупость

материальная

духовная


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация на тему "Чем больше скупость, тем больше жестокость"

Автор: Сидорова Лариса Анатольевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства