kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Чем больше скупость, тем больше жестокость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1.                  "Чем больше скупость, тем больше жестокость"                  Петрарка
  2. ( по произведениям Ж.-Б. Мольера "Скупой" и А. С. Пушкина "Скупой рыцарь")
  3. Цель:
  4. - развивать навыки сопоставления текстов;
  5. - воспитывать духовно-нравственную личность.
  6. Задачи:
  7. - научить детей наблюдать над языком текстов;
  8. - связать комедию Мольера с ранее изученной комедией А. С. Пушкина;
  9. - сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных эпох.
  10. Эпиграфы:
  11. "Всё в деньгах! Ни шагу без денег."                                             "Ужасный век,                                                                                                                                             (Гарпагон "Скупой")                                                                             ужасные сердца!"
  12.                                                                                                                 (Герцог "Скупой рыцарь")
  13.                                     
  14.                                         Х   О   Д      У   Р   О   К   А
  15. 1. Организационный момент.
  16. 2. Вступительное слово учителя.
  17.    Тему урока дети формулируют сами на основе слайдов ,оформления и эпиграфов.
  18. Учитель обобщает сказанное.
  19.      (Сегодня на уроке мы будем  сопоставлять два художественных образа-персонажа: Гарпагона из комедии Мольера "Скупой" и Барона из трагедии Пушкина "Скупой рыцарь". Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во Франции, Пушкин свою трагедию - в 19 веке в Болдине. Французский драматург Мольер был классицистом, а Пушкин реалистом.)
  20. - Давайте вспомним, что такое классицизм и реализм, комедия и трагедия.
  21. Классицизм – (от  лат. Classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17 начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил.
  22. Реализм – ( от лат. Realis – вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  23. Комедия- один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
  24.  
  25. Трагедия – один из основных видов драмы; такие произведения, в которых изображаются непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершаются гибелью героя.
  26. 3. Анализ образов.
  27. - При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и Бароном? Но сначала объясним, почему такое имя Гарпагон?
  28. ( Гарпагон - имеет своим корнем латинское слово "harpago" - гарпун. Так назывались якори, которыми во время морского боя подтягивали вражеские корабли. В переносном смысле это слово означает "хапун", "загребущие руки". С этим героем сначала мы знакомимся со слов Валера (д.1, я.1)
  29. "Чрезмерной  скупостью,
  30. суровым обращеньем он мог бы вас и брата вашего толкнуть на крайности. Милая
  31. Элиза, простите, что я так говорю. Но вы же сами знаете: ничего  хорошего  о
  32. нем сказать нельзя."
  33. С центральным же персонажем трагедии Бароном  знакомимся со слов сына.
  34. "Геройству что виною было? - скупость -
  35. Да! заразиться здесь не трудно ею
  36. Под кровлею одной с моим отцом".
  37. - Каково отношение "скупердяев" к собственным деТЯМ?
  38.  
  39. - У Пушкина:
  40. "Государь, я не устал;// Но вы меня смутили. Перед вами// Я б не хотел сознаться, но меня// Вы принуждаете сказать о сыне// то, что желал от вас бы утаить.// Он, государь, к несчастью недостоин// Ни милостей, ни вашего вниманья.// Он молодость свою проводит в буйстве,// В пороках низких..."
  41.  
  42. - Как Альбер характеризует своего отца? Найти в в тексте.
  43. ("О! мой отец не слуг и не друзей// В них видит,а господ; и сам им служит.// И как же служит?как алжирский раб,//Как пёс цепной.В нетопленой конуре// Живёт, пьёт воду, ест сухие корки,// Всю ночь не спит,всё бегает да лает. - // А золото спокойно в сундуках//Лежит себе. Молчи!когда-нибудь// Оно послужит мне,лежать забудет.")
  44.  
  45. - Скажите,а как окружающие относятся к скупым?
  46. Мольер:
  47. Жак. Ну, коли вам желательно узнать, скажу по правде: все вас  на  смех
  48. поднимают, потешаются, всяк норовит щипнуть или стегнуть покрепче.  Самая  у
  49. всех любимая забава - сплетать быль с небылицами  про  вашу  скупость.  Один
  50. придумал, будто по вашему заказу для вас отпечатали особый  календарь,  и  в
  51. нем число  больших  постов  и  постных  дней  указано  вдвойне,  чтобы  ваши
  52. домочадцы поменьше ели, по хозяйскому указу. Другой присочинил, что в  Новый
  53. год или когда наши слуги от вас уходят, вы  нарочно  заводите  ссору,  чтобы
  54. придраться и никаких подарков им  не  дарить.  Третий  говорит,  что  вы  на
  55. соседнюю кошку в суд подали  за  то,  что  кошка-блудня  утащила  у  вас  из
  56. кладовой объедки со стола. А четвертый всем твердит,  что  как-то  ночью  вы
  57. забрались в конюшню, хотели своровать овес у своих  собственных  лошадок.  А
  58. кучер, - тот, что до меня служил,  -  вас  впотьмах  не  узнал  и  отдубасил
  59. палкой, а вы от стыда смолчали. И если уж на то пошло, напрямик  скажу:  мне
  60. на люди стыдно показаться - везде-то  вас  срамят,  ругательски  ругают.  Вы
  61. стали посмешищем. Такие басни про вас рассказывают - слушать  тошно.  А  как
  62. честят-то вас - скаред, жмот, сквалыга, жадина и лихоимец!
  63. Пушкин:
  64. "Старик же видит в них друзей надёжных
  65. И бережёт их как зеницу ока".
  66.  
  67. - Скупость возобладала над всеми другими чувствами. Мольер показывает, как опасен порок Гарпагона, как страшна власть денег. Ведь нравственные устои молодых героев комедии тоже расшатались.
  68. - В чём ещё схожесть произведений Пушкина и Мольера?
  69. (ждут смерти)
  70. ( Мольер: Мариана готова стать женой Гарпагона, потому что рассчитывает на скорую смерть старика. Клеант ждёт смерти отца и участвует в похищении у него шкатулки с деньгами.
  71. Пушкин: Втайне ожидая смерти отца, Альбер кк истинный рыцарь возмущён гнусным предложением ростовщика отравить барона, Зачитать: "Как!отравить отца!и смел ты сыну...//Иван!держи его.И смел ты мне!..// Да знаешь ли, жидовская душа,// Собака, змей! что я тебя сейчас же // На воротах повешу".
  72. "Вот до чего меня доводит // Отца родного скупость!")
  73.  
  74. - И в том, в другом произведении представлены монологи: монолог Барона и монолог Гарпагона.  
  75. Монолог Гарпагона нам прочитает Макаревич Георгий.
  76. ( После прочтения ученик говорит: "В этом монологе Мольер беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги")
  77. -Посмотрите на эпиграф: "Всё в деньгах! Ни шагу без денег".
  78.  
  79. - Монолог Барона послушаем в исполнении мастера слова.
  80. ( Каждая золотая монета символизирует драматическую судьбу реальных людей. Барон осознаёт, что сокровища представляют собой "слёзы, кровь и пот, пролитые за всё, что здесь хранится". В своём монологе Барон поэтизирует золото, то могущество, ту безграничную власть над миром, которую оно приносит хозяину).
  81.  
  82. 4. Работа с картинками к произведениям.
  83. - Какие эпизоды из произведений иллюстрирует художник?
  84.  
  85. 5. Обобщение урока. 
  86. - Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день?   Как вы относитесь к скупым людям?
  87. ( В обоих произведениях затрагиваются проблемы добра и зла, несправедливости, богатства,нищеты.Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые есть и в наше время. Возрастает интерес к деньгам, чем к человеческим чувствам.)
  88.  
  89. 6. Синквейн.
  90.                    Скупость
  91.             бережливая, экономная
  92.           копить, собирать, хранить
  93.          стремление избегать расходов
  94.                  прижимистость

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Чем больше скупость, тем больше жестокость" »

19 век реализм «Скупой рыцарь» трагедия 17век  классицизм  «Скупой»  комедия

19 век

реализм

«Скупой рыцарь»

трагедия

17век классицизм «Скупой» комедия

Скупость - это

Скупость - это

  • моральное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради которой забывается его полезное назначение в качестве предмета потребления и приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей)
синквейн  Скупость  Бережливая, экономная  Копить, собирать, хранить  Стремление избегать расходов  прижимистость

синквейн

Скупость

Бережливая, экономная

Копить, собирать, хранить

Стремление избегать расходов

прижимистость

Выводы Каковы основные конфликты произведений? Внешний Отцы - дети Внутренний Скупость материальная духовная

Выводы

Каковы основные конфликты произведений?

Внешний

Отцы - дети

Внутренний

Скупость

материальная

духовная


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация на тему "Чем больше скупость, тем больше жестокость"

Автор: Сидорова Лариса Анатольевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства