Технология работы в парах и группе в условиях КСО на уроках литературы
Технология работы в парах и группе в условиях КСО на уроках литературы
В процессе работы в группах ученики овладевают способностью к обобщению, анализу, восприятию и обмену полученной информацией. Развивается культура мышления применительно к восприятию литературного произведения. Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику на занятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология работы в парах и группе в условиях КСО на уроках литературы»
Колотушкина Е.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Пушнинская СОШ» Беломорского района
Технология работы в парах и группе в условиях КСО на уроках литературы
Немаловажным фактором изучения технологии работы в группе в условиях коллективного способа обучения (КСО) на уроках литературы является огромная подготовка и самообразование в области организации учебных занятий по системе КСО.
Преподавателю необходимо, прежде всего, организовать самостоятельную познавательную деятельность обучаемых, вооружить их методами и способами познания, применять знания, умения и навыки на практике1.
При подготовке заданий для работы в группах на уроках литературы учитываются индивидуальные особенности каждого учащихся. В процессе работы в группах ученики овладевают способностью к обобщению, анализу, восприятию и обмену полученной информацией. Развивается культура мышления применительно к восприятию литературного произведения. Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику на занятии.
Современный урок литературы имеет свою специфику:
- во-первых, это всегда опора на художественный текст;
- содержание и форма урока определяется жанром и особенностями художественного произведения, а также художественным миром писателя (автора);
- ученики находятся в постоянном диалоге друг с другом. В парной или работе малой группы чаще всего применяем формы дискуссий, обсуждений и в итоге учащиеся находят ответы на поставленные вопросы учителем.
Познакомившись с технологией коллективных учебных занятий в МОУ «Пушнинская СОШ», которая является Региональной инновационной площадкой «Применение технологии коллективного способа обучения в рамках Федеральнгого государственного образовательного стандарта» в Республике Карелия, приступила к обучению детей русского языка и литературы в 5 классе 2016-2017 учебный год. Представлю опыт организации учебных занятий по литературе в 5 классе, в котором обучается 5 человек, из которых 4 мальчика и 1 девочка.
Для организации учебных занятий по литературе использую технологию работы в парах и группе. Материал разбиваю на части, объединяю серию уроков по одной теме. Например, тема «Сказки» изучается на протяжении 4 часов, что соответствует Рабочей программе по литературе в 5 классе для основных школ (автор - составитель Г. С. Меркин): Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2014 г.
Лента занятий длится 90 минут, соответственно за это время мы изучаем две темы: 1 час «Устное народное творчество, его основные виды». 1 час «Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Ход занятий ленты по литературе:
Работа с учителем. Проверка домашнего задания и изучение нового материала. Совместно с учителем выводится тема и учебная задача урока. – 18-20 минут.
Освоение материала происходит в 5 этапов:
Работа в парах. Поабзацное изучение материала. Составление краткого плана прочитанной статьи. Контроль и оценивание друг друга. Время - 15 минут
Самостоятельная работа. Время - 15 минут
Работа в группе. Литературная игра. Контроль и оценивание друг друга. Время – 20 минут
Самостоятельная работа. Время – 15 минут
Рефлексия. Время – 5 минут
Алгоритм работы ленты занятий по литературе в 5 классе:
Карточки поэтапной работы
Комментарий
Результат
5 г.о. Литература. Карт.№1. В паре.
Поприветствуйте друг друга:
1.Прочитайте совместно статью учебника стр. 24-25 до загадок.
2. Составьте краткий план статьи в 5-6 пунктах.
3. Прочитайте предложенные загадки на стр. 25 и отгадайте
Поблагодарите друг друга за работу.
Домашнее задание: прочитать стр. 37-48 «Царевна-лягушка» и подготовить художественный пересказ отдельного эпизода сказки.
После этапа работы с учителем учащиеся приступают к работе в парах.
- Знакомятся со статьей учебника, делая попутно её план.
- Предлагается отгадать загадки.
- Задается домашнее задание.
- Отрабатывается умение работать в паре. Вести диалог для принятия решения поставленной учебной задачи.
- Развивается интерес к своей познавательной деятельности.
- Учатся логически строить рассуждение.
- Используют осознанно речевые средства для выражения своих мыслей.
5г.о. Литература Карт. №2. Самостоятельная работа.
1. Прочитайте статью на стр.27-29.
2. Составьте краткий план статьи:
- дать определение пословицы,
- какой русский учёный записал 30 тысяч пословиц и поговорок,
- что такое притча?
Второй этап – самостоятельная работа.
Ученик самостоятельно знакомится со статьей учебника и делает краткие записи по заданному плану.
Отвечает на вопросы.
- Учатся смысловому чтению.
- Самостоятельно определяют цели и задачи своего обучения.
- Овладевают основами самоконтроля в учебной и познавательной деятельности.
5г.о. Литература Карт. №3. Работа в группе. Литературная игра.
1.Поприветствуйте друг друга.
2. Выберите спикера.
3.Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и книге (время 5 минут). Выиграет тот, кто вспомнит больше пословиц.
4. Оцените друг друга.
Поблагодарите друг друга за работу.
Этап работы в группе (5 чел.)
Предлагается литературная игра.
Для начала работы в группе, учащиеся выбирают спикера, который будет контролировать ход игры.
В конце этапа учащиеся оценивают работу друг друга. Спикер сдает листок с оценками Технологу.
- Отрабатывается умение работы в малой группе.
- Осуществляется контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- Овладевают основами самоконтроля и самооценки.
- Формируется уважительное и доброжелательное отношение к напарникам.
5 г.о. Литература. Карт. .№ 4 Самостоятельная работа.
1. Прочитай статью на стр. 34-36
2. Запиши определение «сказка» стр.34
4. Вспомни, какие русские народные сказки ты читал(а) и запиши их название.
- Развивается детское творчество, эстетическое восприятие литературного произведения.
5 г.о. Литература Карт. № 5 Самостоятельная работа.
Рефлексия.
1. Подчеркни слова и фразы:
«Для меня сегодняшний урок…»
Интересно
Скучно
Безразлично
Работал(а)
Отдыхал(а)
Помогал(а) другим
Понял(а) материал
Узнал(а) больше, чем знал(а)
Не понял(а)
Этап рефлексии.
Каждый учащийся получает карточку, в которой нужно подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу ученика на уроке литературы.
При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат: что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал
После окончания работы в парах, учащиеся собирались в группу для проведения литературной игры по теме «Устное народное творчество». Перед ними ставилась задача вспомнить и записать несколько пословиц об учении и книге. Учащиеся заинтересованно и с удовольствием выполнили задания, так как присутствовал элемент игры.
Результаты работы ленты занятий:
- у каждого учащегося в тетради записана тема урока и учебная задача в виде озаглавленных абзацев текста изучаемой главы;
- у каждого опорный конспект по теме;
- каждый учащийся оценивается напарником за работу в паре и группе;
- каждый обучающийся проводит самостоятельно рефлексию, заполнив карточку.
Освоение материала учащимися по карточкам проверяется с помощью небольшой проверочной работы (ответы на вопросы, тест, кроссворд) на следующей ленте занятий по литературе.
Формирование умений анализировать тексты происходит посредством общения в работе группы. Учащиеся получают навыки логично выстраивать текст пересказа, умение строить собственные тексты по заданной теме.
Отмечу, что в первой карточке заданий лучше обозначить и домашнее задание. Заметим, что почти в каждой карточке имеется дополнительное задание - это для тех, кто справится раньше отведенного времени. Этапы коллективной работы контролируется технологом учителя. Этап самостоятельной работы контролируется ассистентом учителя.
После окончания работы ленты занятий по литературе также проводится рефлексия учителя, технолога, ассистента и дежурного. Подводятся итоги работы.
Список литературы:
Бариева Г.Р. Дидактический материал по теме «Развитие речи» для коллективных учебных занятий // Коллективный способ обучения. Научно-методический журнал. 2015. - № 15.
Дьяченко В.К. Дидактика. Т.1, 2. М.: Народное образование, 2006.
Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2014 г.
Организация образовательного процесса в неклассно-урочной системе обучения: дидактические материалы: учебное пособие / сост. Е.С. Казько; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «ПетрГУ». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. – 128 с.
Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образовании: сб. науч. ст. регион. межвуз. Науч.-практ. Конф. С международным участием, 25 апреля 2014 года / отв. Ред. Л.А. Корожнева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «ПетрГУ». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 166 с.
1 Власова Л.П., Гольдфельд И.Л., Шельшакова Н.Н. Актуальные проблемы подготовки и переподготовки педагогов к условиям безбарьерной среды. //Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования: сб. науч. ст. регион. межвуз. науч.-практ. конф. с международным участием, 25 апреля 2014 года / отв. Ред. Л.А. Корожнева; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «ПетрГУ». - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – С. 34.