kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока в 5 классе «Р. Стивенсон баллада «Вересковый мёд»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по балладе Р.Стивенсона "Вересковый мёд"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока в 5 классе «Р. Стивенсон баллада «Вересковый мёд»»

Тема урока в 5 классе

«Р. СТИВЕНСОН. БАЛЛАДА «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД»


Цели: познакомить с писателем – представителем зарубежной литературы; углубить знания о балладе – как жанре литературного произведения; показать на примере баллады бережное отношение к традициям предков, изображение мужества, смелости, стойкости, верности стране; обсудить смысл названия произведения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ:

Предметные : знать основные сведения о жизни и творчестве Р.Стивенсона, владеть навыками анализа поэтического произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные: понимает нравственный подвиг героя, его мужество и смелость, проникается чувством патриотизма.

Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой, планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: усваивает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Коммуникативные УУД:

формирование умений работать в группах;

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

Коммуникативные УУД:

формирование умений работать в группах;

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

Технология: проблемного обучения

Методы обучения: эвристическая беседа, наблюдения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, видеоурок «Инфоурок», портреты писателей, карта, аудиозапись


Ход урока.

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- Посмотрите, перед вами портретная галерея, на которой вы видите писателей, чьи произведения мы изучали в этом году.

- Кто сможет назвать имена этих писателей?

(Иван Александрович Бунин, Валентин Галактионович Короленко, Самуил Яковлевич Маршак, Павел Петрович Бажов, Виктор Петрович Астафьев)

- А вот писатель, чей портрет вы не узнали, родился, жил и писал свои произведения не в России, а за границей, за рубежом нашей родины – это зарубежный писатель. Роберт Льюис Стивенсон. Кто из вас, ребята, сможет определить тему урока?

Ученик: познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона.

Мотивация к изучению нового материала

- Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, это общая тема всех наших последующих уроков. И, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона. Какие цели мы поставим перед собой?

Ученик: узнать сведения о жизни писателя, изучить его произведения

- Серьёзно изучив биографию и творчество Стивенсона, вы сможете на отлично выполнить самостоятельную работу по теме.

Изучение нового материала.

1.Просмотр видеоурока «Инфоурок» о Р. Стивенсоне.

Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в.

Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Об этом позже он написал в своих книгах.

Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за болезни – туберкулеза.

По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.

Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.

Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.

2. Вопросы к учащимся после просмотра видеоурока :


Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон? ( В Шотландии в ноябре 1850 г.)

Учитель:- Давайте посмотрим на карту. Вот она – Шотландия – совсем небольшая страна, которая входит в состав Великобритании и Северной Ирландии. Столица Шотландии – Эдинбург.

2. Что вы узнали о родителях поэта?

3. Где учился будущий писатель?

4. Где прошла большая часть жизни Стивенсона?

5.Что вас заинтересовало в биографии писателя?

3.Работа над понятием «баллада»

Чтение определения «баллада» по учебнику

Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

4.Слушаем аудиозапись баллады «Вересковый мед».

5.Первичное восприятие баллады.

- Понравилась ли вам баллада Стивенсона?

- А что вас поразило, удивило, что произвело на вас наибольшее впечатление?

- Вот я всё время называла это произведение балладой. - Пользуясь определением баллады, докажите, что произведение, с которым мы познакомились, является балладой.

Ученик: Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт мёда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка

Физкультминутка

Закрепление изученного материала.

1.Словарная работа.

Пикты – народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.

Учёные полагают, что первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад. Самыми большими племенами были пикты.

Вельможа – здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.

Пучина – водоворот.

- Ребята, определите тему и основную мысль произведения.

Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров.

Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.

2.Беседа по тексту:

- Скажите, что произошло давным – давно в стране пиктов?

- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля?

Ученик: Безжалостный.

- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?

Ученик: Автор сочувствует, так как называет их «бедными».

- Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев?

Ученик: Боялся, что сын не выдержит пыток, желая для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

- Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?

Ученик: Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

Учитель: К этому уроку Кристина подготовила небольшое сообщение, которое поможет нам понять балладу.

3.Сообщение учащегося:

Когда вереск цветёт, вокруг него вьются шмели и пчёлы. Из вереска получают мёд. Лечебные свойства мёда восхвалялись в легендах и песнях. Из верескового мёда пикты делали напиток. Пикты верили, что этот напиток делает людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они, пикты. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет изготовления этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.

Учитель: Да, ребята, именно эта легенда и легла в основу баллады, которую написал Роберт Льюис Стивенсон, поэтому она так и называется «Вересковый мёд».

4.Продолжение беседы:

- Во имя чего совершает свой подвиг старик?

Ученик: Во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине.

- «Вересковый мед» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?

Ученик: Он писал о легендарных исторических временах Шотландии. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада.

.-Как вы считаете, прав ли герой баллады, пожертвовавший сыном?

-Что вызывает у вас в душе поступок героя: возмущение или восхищение?

5. Работа над выразительным чтением :

1 ряд- найти и прочитать описание короля

2 ряд- выбрать и прочитать описание старика

6.Составление кластера ( в группах) :

пикты

мёд

Шотландия

мужество баллада

король вереск

тайна

V. Домашнее задание: на выбор 1) подготовить выразительное чтение отрывка баллады наизусть 2) написать сочинение на тему:

Мое восприятие баллады Стивенсона «Вересковый мед»

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите фразу:

- Прочитав балладу, я пришел (пришла) к выводу …

- Самое интересное в балладе – это …

- На месте старого пикта я бы …

- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?

Ученик: О мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны.

Учитель: Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад, чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.

Всем спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока в 5 классе «Р. Стивенсон баллада «Вересковый мёд»

Автор: Мавлютова Розалия Сабитовна

Дата: 08.05.2020

Номер свидетельства: 549034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности понимания литературных произведений, написанных в жанре баллады" "
    ["seo_title"] => string(139) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieratury-po-tiemie-osobiennosti-ponimaniia-litieraturnykh-proizviedienii-napisannykh-v-zhanrie-ballady"
    ["file_id"] => string(6) "100341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402377802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства