kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»

ЛИТЕРАТУРА, 10 КЛАСС

Тема: Идея счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает осознание понятия “счастья” человеком;

  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать свое мнение о счастье, его значении для героев поэмы;

  • через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

2Цель развития

  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;

  • развитие умения вести дискуссию;

  • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;

  • продолжить формирование навыков работы в группе;

  • умения отстаивать собственную точку зрения;

  • систематизировать и обобщать знания обучающихся по теме.

3. Цель воспитания:

  • поддерживать интерес к дисциплинам через содержание учебного материала;

  • на примере образов героев воспитывать лучшие человеческие качества;

  • способствовать воспитанию "культуры ".

Учащийся должен

знать:

  • содержание поэмы- Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

уметь:

  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;

  • получать и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;

  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;

  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Задачи: формирование и развитие компетенций

  • коммуникативной компетенции через совместную деятельность в группе;

  • учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • социокультурной компетенции через определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;

  • информационной компетенции через работу с учебным материалом: поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебной задачи информации.

Оборудование:

презентация  с записью урока; - бумага для коллективного сочинения;

- записки с вопросами; - кроссенс;

- «заморочки из бочки» (вопросы для актуализации знаний учащихся);

Формы урочной работы:

- коллективное сочинение; - групповая работа; - «вопросы из  коробки».

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Элегия. Н.А.Некрасов


ХОД УРОКА

І. Орг. Момент

ІІ. Вступительное слово учителя:

Добрый день, уважаемые учащиеся и гости нашего урока. Рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке литературы, посвященном завершению изучения поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Подготовка к определению темы и целей урока.

  1. Кроссенс.


?

Ответ: Счастье


ІІІ. Актуализация знаний учащихся.

  1. Составить маршрут путешествия мужиков.

Составляют двое учащихся на ватмане.

  1. «Заморочки из бочки»

  1. Как вы считаете, в чем заключается смысл названий деревень?

  2. В чём сходство некрасовского пролога к поэме и русских народных сказок?

  3. Почему в названии поэмы не стоит знак вопроса?

Потому что это не вопрос, а констатация факта. он не спрашивает, а сообщает... Он писал эту поэму половину жизни-у нее много продолжении и думал что в конце сможет ответить на вопрос, как и Гоголь думал что ответит на это во втором томе Мертвых душ.. Но ответа нет и сегодня.

  1. Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать?

  2. В каких ещё произведениях литературы 19 века вам встречались крестьяне как главные герои? (Крылов басни, Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», Тургенев «Записки охотника», Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», Гоголь «Мёртвые души»)


  1. Смысл названия поэмы. Смысл названия «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что оно заранее настраивает читателя на размышление над проблемами поэмы. На протяжении всего сюжета Некрасов будет исследовать жизнь русского общества в переломное время – после отмены крепостничества. От этого события многого ожидали, но появилось ли на самом деле счастье у народа? И как понимать само понятие счастья, которое можно рассматривать как в практичном, материальном, так и в философско-нравственном ключе? В названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо» уже звучат все эти вопросы, ответ на которые призвано дать само произведение.

  2. В чём новаторство поэмы Некрасова? Новаторство Н.А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в Поэме «Кому на Руси жить хорошо».

  3. Какую клятву дают правдоискатели? «В домишки не воротимся, покуда делу спорному Решенья не найдём…»

ІV. Подготовка к определению темы и целей урока.

  1. Кроссенс.


Ответ: Счастье

  1. Поэтическая минутка (чтение мной стихотворения наизусть)

Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна! Грязь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,
Чашу народного горя
Всю расплещи!.. (Н. А.Некрасов)


4. Мотивационный этап (Эту схему, скорее всего, лучше будет нарисовать перед началом урока на доске и заполнить в ходе занятия вместе с детьми)

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

- Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и  в тетрадях).

- Какие вопросы мы должны будем с вами задать друг другу сегодня на уроке? Каковы цели урока?


Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

   Мы поговорим о счастье в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

 Гюстав Флобер, французский  писатель утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель урока: рассмотреть, как же Н.А. Некрасов, великий русский поэт, пытался раскрыть проблему счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

5. Актуализация опорных знаний

- Как вы думаете, какое высказывание мы можем взять в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Слово учителя:

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - центральный в поэме.

6. Работа по теме урока

Эта проблема стоит уже в самом начале произведения- в «Прологе»

Выразительное чтение и анализ начала «Пролога»

И уже в первой строфе «Пролога» ставится основная проблема поэмы — проблема народного счастья.

Поработаем в группах и определим, что такое счастье в понимании каждого героя.

Вы уже познакомились с главными персонажами поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сегодня каждая группа представит нам своего героя. (Было бы интересно ещё, на мой взгляд, если бы дети предположили, что каждый персонаж обрёл счастье, попробовали бы составить их портрет и порассуждали над тем, возможно ли вообще обретение этого счастья в поэме для героев, но, опять же, это всё замет время…)

Работа в группах:

Каждая группа работала над одним образом поэмы. Предлагаю краткий план ответа, на который вы можете опираться, характеризуя своего героя.

  1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?

  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?

  3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?

  4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?

  5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?

  6. Почему странники не признали героя счастливым?

  7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?

Каждое высказывание должно подкрепляться цитатами из текста. Принимайте участие в разговоре, ведите записи сообщений в тетради.

Понимание счастья разными героями поэмы:

      Поп

      Помещик

      Матрёна Тимофеевна

      Персонажи из главы «Счастливые»

      Сами мужики

      Автор поэмы.

1 группа.

Поспорив, 7 крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с вами. И первым, кто встречается им на пути – это поп.

Поп.

      Почему именно с ним первым встречаются странники?

      Как происходит встреча со священником?

      Счастлив ли поп?

      В чём его понимание счастья?

«В чём счастие,  по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так…

Помещик.

      Смысл фамилии Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева? 

      О чём жалеет помещик?

      Если определять тип героя, положительный или отрицательный персонаж перед нами?

      В чём его счастье?

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон - моё желание!

Кулак – моя полиция!

------------------------------

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...

2 группа

Матрёна Тимофеевна

      Почему в ряду  персонажей, рассказывающих о своём понимании счастья, появляется  только одна женщина?

      Почему в главе «Крестьянка»  так много фольклорных элементов?

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

------------------------------

Пока мы торговалися,

Должно быть, так я думаю,

Тогда и было счастьице…

------------------------------

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Матрена Тимофеевна Корчагина

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье, крестьянка, у которой трудная судьба, но есть чувство собственного достоинства, гордость. Какой её изображает автор поэмы? Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости:

Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

3 группа

Глава «Счастливые».

      Дьячок уволенный.

      Рябая, одноглазая   старуха.

      Солдат с медалями.

      Каменотёс с тяжёлым молотом.

      Мужик с одышкою.

      Дворовый графа Переметьева.

      Крестьянин-белорус.

      Мужик с скулой свороченной.

      Оборванные  нищие.

4 группа

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

--------------------------------------------------------------

…и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

Гриша Добросклонов

Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, — это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша — сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.

Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников, и остальной народ жить по совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.

- К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье?

(Рассказы об их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, - воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.)

5 группа.

Составить символ счастья. Написать формулу счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Выступление группы. Представление работ. Составление ментальной карты.

Таблица заполняется по мере выступления групп

Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Поп

поп

Покой, почет, богатство

Помещик

Оболт - Оболдуев

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые

мужики

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

Крестьянка

 

Матрена Корчагина

Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе время…

Гриша Добросклонов

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

Вопросы для дискуссии

В поэме указаны 2 возможные дороги к счастью:

  • дорога, по которой “громадная, к соблазну жадная идёт толпа”;

  • другая - тесная, дорога “честная” - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

В чем смысл и особенность каждой дороги?

Назовите два вида, составляющих культуру.

ответы (2 – ДУХОВНАЯ, 1 - МАТЕРИАЛЬНАЯ).

Подведение итогов урока

- Что же такое счастье в понимание героев Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? (Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех. Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен.)

К чему пришли в финале?

… Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошёной волости,

Избыткова села!... 

 Кого же на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?

 Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?  (Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.)

 А что такое счастье для современного человека?

Коллективное сочинение «Счастье – это…».

   Гюстав Флобер, французский  писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Но счастье – это всё-таки что-то доброе, родное, красивое.

   Счастливый человек – радостен, беззаботен, свободен…

  Счастье – состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости (из словаря).

  Мне кажется, поистине счастливый человек способен на многое, жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить многое потом.

 Счастье – понятие субъективное, для меня лично счастье – это исполнение желаний.

 Но если все желания человека будут исполнены, то человек не будет к чему-то стремиться, жизнь его станет совсем не интересной.

 Так или иначе, именно исполнение самых заветных желаний – мечта любого. Но человек – такое существо, что никогда не удовлетворит своих желаний полностью.

 Главное – стремиться к нему, идти к своему счастью, знать, чего ты хочешь, благодаря чему, ты можешь стать счастливым человеком.

 В современном мире успехов добиваются лишь те люди, у которых есть стремление к воплощению мечты.  

Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

Рефлексия.

Д\З. Дописать сочинение.

 

Завершение урока притчей о счастье (видеофрагмент)

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Автор: Мирзоян Алина Вачагановна

Дата: 24.01.2023

Номер свидетельства: 623972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Сочинение по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" "
    ["seo_title"] => string(60) "sochinieniie-po-poemie-niekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho"
    ["file_id"] => string(6) "134645"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416765266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства