kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. 

Цель урока:  воспитание у подрастающего поколения лучших нравственных качеств, чувства ответственности за свои поступки. Помнить прошлое, чтоб не совершать ошибок в будущем;

Помочь учащимся  постичь смысл рассказа: утверждение добра, сострадания,  гуманизма в душе юного героя.

Задачи:

Образовательные –  провести анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать художественную литературу.

Развивающие –    формировать умение логически строить свой ответ, используя текст изучаемого произведения;                                                                                             способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала.

Воспитательные – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»»

Тема памяти

в рассказе В. П. Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»


Цель урока: воспитание у подрастающего поколения лучших нравственных качеств, чувства ответственности за свои поступки. Помнить прошлое, чтоб не совершать ошибок в будущем;

Помочь учащимся постичь смысл рассказа: утверждение добра, сострадания, гуманизма в душе юного героя.

Задачи:

Образовательные – провести анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать художественную литературу.

Развивающие формировать умение логически строить свой ответ, используя текст изучаемого произведения; способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала.

Воспитательные – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание гражданской позиции через литературное произведение.


Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями, карточка «Рефлексия», текст, фотоаппарат, фотографии из семейного альбома, запись песни «Семейный альбом» (исп. Э. Пьеха).


Методические приёмы: работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, проблемный вопрос


Ход урока:


1. Оргмомент: 1 мин

2. Этап актуализации знаний: 2 мин.

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:


Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)


Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

- Что поэт считает важным?

Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Слово учителя.

Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в тетрадь. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.


Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

-Значит, о чем мы будем говорить?

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.


Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?


3. Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)

-Обратимся к нашему опыту:

На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи.

  • Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?

  • Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).


Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.


Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)


Эта книга называется «Последний поклон». Эту книгу В. П. Астафьев назвал самой «сокровенной» книгой. Она писалась в течение долгих 20 лет. Повесть Астафьева – последний поклон святому единству жизни во всей её неизъяснимой полноте.

Рассказы – главы из этой повести мы уже читали. Давайте вспомним имена главных героев и названия рассказов.


Викторина по произведениям В.П. Астафьева.


А) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе… он обессилеет и пропадет». («Васюткино озеро»)


Б) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место. По которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». (« Конь с розовой гривой»)


В) «По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ничего ещё не поспело, напластали бремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу. И под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал». («Конь с розовой гривой»)


Г) Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. («Васюткино озеро»)


- О чём же эти произведения?

(О том, как маленькие герои взрослеют на глазах, как формируется их характер. Вся повесть «Последний поклон» рассказывает, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А еще эта повесть и о старших, о людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни).

Главная тема «Последнего поклона» - тема взросления человека, становления личности главного героя Виктора Потылицына.

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.


4. Работа по теме урока.


- Как бы вы определили тему рассказа? ( Тема памяти.)

- Определите основную мысль рассказа.

(Последнее предложение текста. «История – это не только войны, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

От заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, автор выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.)


-Сегодня мы поговорим с вами о нравственной памяти. Как раскрывается в этом рассказе тема памяти?  (Фотография – это память).



5. Беседа с элементами комментированного чтения


- Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).       - - В какое время и где происходят события в рассказе? (Из текста мы узнаём, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка).

- Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы? (Мы узнаём о трудной, полной лишений жизни деревни).

-Какие детали указывают на бедность жителей деревни?        ( В деревне единственный, кто может принять постороннего человека у себя в доме  – Илья Иванович Чехов,  у которого гостя  могут хорошо накормить, водочкой городской угостить, книжку из шкафа достанут почитать, да и спать на мягком уложат. Детям, чтобы их сфотографировать, женщины собирают по всему селу у соседей да у родственников шубёнки, телогрейки,  но и в этом случае  дети выглядят бедновато).

- Почему вся деревня решает где поселить фотографа на ночь? («Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал». Астафьев не раз в рассказе скажет о проявлении человеческой заботы как естественном состоянии деревенских людей. Деревня живёт одной дружной семьёй).

- Почему Витька и Санька ведут себя плохо?  Расскажите или прочитайте

  ( Чтение отрывка стр.____ ) « Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Решили садиться следующим образом: хорошие ученики – впереди, средние – в середине, плохие – назад, где их, может быть, будет и не разглядеть. Поняв, что Витя с Санькой явно попадут на задние ряды, они полезли в драку, а затем ушли кататься на обрыв, гикая, ругаясь, почти на погибель несутся они с горы, так захлестнула их обида. Но обида не лучший советчик в таком деле).


- Расскажите, какой оказалась «расплата» за отчаянный поступок?

(Стр.______ «… у меня заболели ноги…» до «Спи, пташка малая…»). Всю ночь провозилась с ним бабушка: сначала ругает, потом же – только жалеет. Среди ночи поднимает она деда – топить баню. К утру боль отступает и Витя засыпает.)


   - Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии?

  (Витька застудил ноги. Санька – друг. Он чувствовал свою вину в том, что Витя заболел и не смог пойти в школу, решил проявить солидарность: «Не последний день на свете живем!- солидно заявил Санька. (И мне почудилось, не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька). - Еще наснимаемся!.. Ништяк! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле заснимемся! Стр.______________)
Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

-Чему научил этот случай героя? (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)


Запишем ключевые слова. (ценит доброту, заботу, совестливый, не допускает падений, ценит красоту)



Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.


Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».


Слово учителя.

В рассказе есть ещё один герой, которому отведено особое место. Это бабушка Вити, которая лечит ноги мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор книги. Самым дорогим для него человеком была бабушка.Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

-Какой вы представляете себе бабушку?

-Какие ассоциации возникают у вас со словом «бабушка»?

Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, вязание, сказка, пирожки, ласковая, справедливая.


- А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Такой ли Астафьев изобразил свою героиню?

(Бабушка соединяет многие качества: хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).


- Почему автор так тщательно воспроизводит речь героини?

(Все очень дорого, это воспоминания детства. Даёт читателю возможность услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).


- Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

(Окна в доме. От «Деревенское окно…» до «Бабушкины окна…».Стр._____,

лечение: натирала, поила, парила в бане;

цветы в доме, стр. «После того как загорались…»,

отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).


 - Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?


Вывод: автору дорого в ней всё. Она научила внука жить по совести.


-Почему писатель говорит о чувстве вины? (Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.)


-Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)


Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»


-Какие предложения вы записали?


Слово учителя

-Вспомним, с какой целью приезжает фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

-Кто был инициатором этого события? (Учителя).


Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Слово учителя.

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.


Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».


-Как относились деревенские жители к учителям?

(Их любили, почитали : «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу; можно пожаловаться на кого угодно; учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам молодежь учили…»)


- В какой школе они начинали работать?

-Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались? (Он стал водить их в лес, рассказывать обо всём, что знал. Но и дети могли научить его многому, ведь они родились в этих местах, а значит, многое знали лучше учителя, приехавшего из города)


Почему главный герой запомнил своего учителя?
(Учитель был очень внимательным, добрым, интеллигентным человеком, много знал, всегда был готов оказать помощь своим односельчанам; он, проявил инициативу, договорился с городским фотографом, привез его в деревню; а когда фотография была готова, он принес ее главному герою, на ней были изображены одноклассники главного героя).

Проанализируйте эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?
(В сцене со змеей мы видим, что учитель готов пожертвовать своей жизнью ради своих учеников, он способен на подвиг: «вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни, учитель уважает и ученика, который заболел и пропустил важное событие).

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню, а ведь они – городские жители, молоды, у них маленький ребенок, нет условий, но они не сдаются.


- Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)


Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»


Вывод: Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына.


- Живя рядом с такими личностями, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

(Отзывчивый, любознательный, Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к свету, солнцу, теплу. Ведь все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение.


- Каким предстаёт перед читателями лирический герой В. Астафьева?

 (Благодарным за светлые мгновения жизни и людскую любовь, человеком, для которого память – способ постижения многотрудной жизни людей).


- Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

-Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию?

-Почему не смеётся?

(Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее.

Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».)

  Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»

(Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в его жизни. В этом прошлом была его бабушка, его учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в его воспоминаниях.   Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своебычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния. А наш герой научился быть внимательным и уважительным.)

6. Итоговая беседа: 5 мин.


Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

-А что эта память дает нам?

Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.



7. Разрыв: 2 мин.

-Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»


Звучит отрывок записи песни в исполнении Э. Пьехи «Семейный альбом».


Ах, чего только не было с нами -
Первый шаг, первый класс, первый вальс.
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас.

Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом.
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните в семейный альбом.



8. Рефлексия


1. О чем рассказ «Фотография, на которой меня нет»?

- как быть добрым,

- о человеческой памяти,

- о способности сохранить благодарность прошлому, людям,

- о ВОВ, о которой Астафьев не говорит, но она присутствует незримо. 

-   о памяти, ведь она является основой совести и нравственности, основой культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».


2. Каков герой рассказа?


(Благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Это счастливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, история народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Петрович Астафьев и Николай Михайлович Рубцов поняли сокровенный смысл фотографии: «и близких всех душа не позабудет…»)


ИТОГ:

И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления. Закончите предложение.


Сегодня на уроке я

открыл…___________________________________________________________________

почувствовал…______________________________________________________________

узнал…_______________________________________________________________________

понял…______________________________________________________________________

задумался…___________________________________________________________________

испытал…____________________________________________________________________



9. Оценочная деятельность: 1 мин.

10. Домашнее задание: 1 мин.

  1. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).



















Приложения.






Мастерская письма


Карточка 1



Продолжите предложение:

Герой:

  1. «Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________








Бабушка:

  1. «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…


____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________






Учитель:


  1. «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Школа:


  1. «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…


_____________________________________________________________________________



Карточка №2


Закончите предложение:


«Сегодня на уроке


я открыл…____________________________________________________________________


___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

почувствовал…________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________

узнал…_______________________________________________________________________


_______________________________________________________________________

понял…_______________________________________________________________________


______________________________________________________________________

задумался…___________________________________________________________________


___________________________________________________________________

испытал…____________________________________________________________________


_____________________________________________________________________

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Автор: Арысланова Дарига Улжабаевна

Дата: 13.03.2021

Номер свидетельства: 575316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока на тему "Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-na-tiemu-probliema-nravstviennoi-pamiati-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "102247"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490524"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока Проблема нравственной памяти в рассказе В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-probliema-nravstviennoi-pamiati-v-rasskazie-v-p-astaf-ieva-fotoghrafiia-na-kotoroi-mienia-niet"
    ["file_id"] => string(6) "102256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402491167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства