Цели: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.м
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «н. а. некрасов. «русские женщины»»
ТЕМА: «Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»
Цели: познакомить с поэмой «Русские женщины», рассказать о декабристах, их роли в жизни страны, в освободительном движении; подчеркнуть патриотизм, стойкость декабристов, мужество, верность долгу их жен, гордость, самоотверженность.
Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции.
«Темная семилетняя ночь пала на Россию», – говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли.
И выразителем ее в поэзии был Николай Алексеевич Некрасов.
Демонстрируется портрет поэта.
2. Работа по учебнику (чтение биографии поэта, с. 227–228).
– Какие картины детства запомнились Н. А. Некрасову на всю жизнь? (Обширный сад в имении Грешнево, цветущие яблони, Волга; Владимирка (Владимирский тракт, дорога, по которой шли в кандалах арестанты в Сибирь на каторгу); ловля птиц, грибы, крепкая дружба с крестьянскими детьми, «безумные забавы» жестокого отца и любезная маменька, любившая своих детей и защищавшая их от отца – деспота-крепостника.)
Начав писать вирши (стихи), он всю жизнь посвятил поэзии. Он был борцом за свободу своего народа от крепостного рабства.
– Когда вышла первая книга стихотворений Некрасова? (1856 г.)
Многие стихи увидели свет много позже, а классическое «Вчерашний день, часу в шестом…» было напечатано лишь после смерти автора.
Неторопливым, привычным слуху ямбом ведет поэт свой на первый взгляд равнодушный рассказ (с. 245 в учебнике):
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную.
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И вдруг повествование прерывается неожиданным обращением к Музе:
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Автор энергичным окликом «Гляди!» заставляет нас перечитать и пережить, передумать все стихотворение.
– В чем главная мысль стихотворения? (Муза – вдохновение, покровительница поэта. Поэт дал клятву быть верным народу, «воспламенять бойцов для битвы. К смелым и честным людям, думающим о судьбах страны и народа были обращены эти строки Некрасова: «иди к униженным, иди к обиженным – там нужен ты».)
Учитель. Не мог Некрасов не отразить в своей поэзии событий 25 декабря 1825 г., когда лучшие люди из дворян на Сенатской площади в Петербурге выступили против монархии, против угнетения и тирании. Восстание было подавлено. Пятеро декабристов повешены, 120 человек отправлены в Сибирь.
Некрасов первым в печати прославил декабристов (поэма «Дедушка»), их самоотверженных жен, пожелавших разделить тяготы жизни со своими мужьями и отправившихся по зову сердца и долга в Сибирь.
4. Анализ глав из поэмы «Русские женщины».
1) Рассматривание портрета (с. 230).
Поэма «Русские женщины» посвящена этим самоотверженным женщинам.
Учебник, с. 229. Зачитать слова Герцена.
2) Чтение поэмы «Княгина Трубицкая» учителем.
3) Беседа по вопросам.
– Что мы узнали из первых строк поэмы? (Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.) У крыльца прочный, легкий, удобный («покоен») возок (сани с пологом – кибитка). Граф-отец проверил его прочность, затем «фонарь внутри его зажгли», впрягли шесть лошадей. Граф – подушки поправлял, чтобы было удобно, для тепла ногам постелил покрывало из медвежьей шкуры. Молясь («творя, читая, говоря молитву»), повесил маленькую иконку, чтобы она оберегала в пути. Все готово. Мысль об отъезде дочери как-то забылась во время приготовлений к отъезду, теперь же она вернулась опять, и князь, не выдержав, зарыдал.
– Какие слова были сказаны дочерью отцу при прощании? (Уговорами остаться, слезами они друг другу надрывают сердце. Слезами, тоской не поможешь горю. Единственный человек, кто мог бы им помочь, это князь Трубецкой (княгиня не называет даже его имени, нельзя). Дочь просит отца отпустить ее с миром, сомневается в том, что им придется встретиться (она умерла в Сибири в 1854 г.). Она заверяет отца, что любит его и будет хранить его завет. Она уверена, что путь ее будет долог и труден, судьба страшна, но «сталью я одела грудь» – силой воли заставила себя не отчаиваться, убедила сама себя, а теперь и отца, что преодолеет все преграды на своем нелегком пути. Она понимает, что долг ее оберегать своего уже немолодого отца, но у нее долг другой, «и выше и трудней», и он зовет ее.
О, видит бог!..
Но долг другой, и выше и трудней,
Меня зовет…)
– Какой же долг ее зовет? (Быть там и с тем, где очень трудно и кому трудно, разделить страдания и тяготы жизни, ободрить, а главное – своим присутствием убедить, что в несчастиях и невзгодах вины его нет, что его понимают, потому что иначе он поступить не мог и поступил именно так по велению своего сердца и долга перед Родиной и людьми.)
– Какая мысль придавала ей силы и гнала вперед? (Княгиня в пути 2 месяца. Заболевшего спутника, сопровождавшего ее, она, «прождав» два дня, оставила в Иркутске и «помчалась далее одна».)
Домашнее задание: подготовиться к инсценированному чтению диалога княгини и генерала, подчеркнув силу духа, мужество, самоотверженность княгини Трубецкой; из учебника истории: познакомиться с материалами о восстании декабристов.
Конспект урока по русскому языку
Тема урока:
"Повторение имени числительного".
Цель урока: повторение изученного об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи; формирование УУД (универсальных учебных действия).
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение грамотно и правильно писать числительные;
умение грамотно использовать числительные в речи.
Развивающие:
1) показать спектр употребления числительных в речи;
2) повышать творческую активность учащихся.
Воспитательные:
осознание уровня своих возможностей в образовательном процессе;
формирование навыка работы в команде, нацеленное на общий успех.
Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, мировая и художественная культура)
Методические приёмы: беседа, взаимопроверка, работа по карточкам, работа у доски.
Место урока в системе: урок № 11 изучения имени числительного.
Обобщение знаний об имени числительном.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: кейс и лист контроля (1мин)
Целью сегодняшнего урока является повторение имени числительного. Сегодня работаем в командах. Оцениваться будет работа как команды, так и индивидуальные ответы.
А сейчас капитаны вместе с командой произносят девиз с именем числительным.
II.Вступительное слово учителя (1мин)
Капитаны команд получат кейс - задания. В конверте находятся карточки с разными заданиями. В процессе урока команды работают с ними и записывают в лист контроля только задания, выполненные на доске. Когда отвечает игрок одной из команд, все слушают и дополняют ответ. Эксперты оценивают ответы игроков другой команды. Записи на контрольных листах ведут все члены команды.
Разминка (3мин)
1. Выразительное чтение отрывка.
-Назовите автора и произведение, из которого взяты эти отрывки. Найдите числительные, определите разряд по значению и по строению.
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Отрывок из сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна"
В тексте встретились три числительных: одиннадцать, двенадцать (количественное, сложное) и двенадцатой (порядковое, сложное).
Дополнительный вопрос: если двенадцатая чародейка была злой, то какими были одиннадцать чародеек? Они были добрыми.
- Назовите автора и произведение, из которого взяты эти отрывки. Найдите числительные, определите разряд по значению и по структуре.
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге ,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
Дополнительный вопрос: найдите в отрывке слова- архаизмы, для чего они здесь использованы.
«Окиян» и «брег»-слова –архаизмы используются для передачи духа времени.
III. Опрос по карточкам
Четыре ученика работают у доски по карточкам.
Карточка №1 ( 5мин)
-Произвести частичный синтаксический разбор предложений, определив роль числительных.
1.Два брата отдыхали в деревне. - (количественное числительное «два» входит в состав словосочетания с существительным и является подлежащим)
- Такие словосочетания называются цельными.
2. Мы свернули в лес после третьего поворота. –(порядковое числительное «третьего» входит в словосочетание с существительным и является определением)
Карточка №2 (5мин)
-Определить часть речи, записать словосочетания.
Тройка, три, трёхместный, утроить.
Тройка (сущ.) по математике, три (числ.) лыжника, трехместный (прил.) велосипед, утроить (глаг.) силы.
Карточка №3 (5мин)
-Запишите предложения. Числа замените словами. Какое правило правописания числительных применили?
1)Юрий Алексеевич Гагарин был 1 капитаном 1 космического корабля.
2)На поле боя было 1500 солдат и казаков, 500 калмыков и 12 пушек.
-Какое числительное имеет две нормы употребления: разговорную и литературную? Поясните ответ.
Карточка №4 (5мин)
Просклоняйте числительное 70 (книг).
-Расскажите, что мы знаем об имени числительном?
-На какие две группы делятся все числительные? Что они обозначают?
-Расскажите о правописании мягкого знака в числительных.
Проверяем выполнение работы по карточкам. Работу у доски оценивают эксперты.
-Ученики дома приготовили доклады на тему "Старинные меры длины и веса".
ФРАГМЕНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
"В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь."
В Англии и США до сих пор используется "ступня" - фут (31 см.), "большой палец" - дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) - единица длины, появившаяся почти 900 л
- Что такое пословица? Дайте толкование пословицам, т.е. объясните их смысл?
7 раз отмерь, 1 раз отрежь. – Хорошо подумай, прежде чем что-то сделать.
За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь. – За два дела сразу не берись.
Обещанного 3 года ждут. - Если пообещал, то свое слово держи.
Старый друг лучше новых 2. – Старый друг проверен временем, ему можно доверять.
Фразеологизмы (3мин)
- Что такое фразеологизм? Замените фразеологизм словом-синонимом.
От горшка 3 вершка - мал
Наврал с 3 короба - много
За тридевять земель - далеко
Быть на 7 небе - счастливым
Дополнительный вопрос: почему словосочетание «за тридевять земель» помещено в задание об имени числительном? ( это имя числительное, только устаревшее). Это имя числительное – архаизм. А за тридевять земель – это за сколько? (это числительное – 39). Т.е. сказочные герои уходили искать счастье за 39 земель – очень далеко!
VIII.
Кроссворд №1 (2 мин)
-Следующее задание – кроссворд. Вам нужно отгадать слова, записать их, определить часть речи.
-Что у вас в кроссворде было интересного? Найдите в кроссворде слово-загадку. Загадайте ее.
Кроссворд №2 (2мин)
Следующее задание – кроссворд. Вам нужно отгадать слова, записать их, определить часть речи.
Подведение итогов урока (3мин)
Выводы
Что мы сегодня повторили по теме «Имя числительное»? Что нового сегодня вы узнали об имени числительном?
Примеры ответов:
Мы повторили все изученные темы в разделе «Имя числительное».
Вспомнили основные правила склонения и правописания этих слов.
Составили предложения и словосочетания, содержащие имена числительные.
Расширили представление о сфере употребления имен числительных в речи.
Обратились к мировой и художественной культуре, получили представление о древних
мерах длины и веса.
Подведение итогов работы команд, оценивание.
Домашнее задание : карточка №5 (1мин)
Задание: вставьте подходящие по смыслу числительные в текст.
Мне ... лет.
Мой рост - ...
Мой вес - ...
Я учусь в ... классе.
В нашем классе ... учеников.
Я встаю в ... часов утра, а ложусь спать в ... часов.
Я смотрю телевизор по ... часов в день.
В этом году я прочитал ... новые книги.
Я знаю наизусть ... стихотворений.
Урок № 2
IX. Тематический зачёт
Тематический зачёт
Имя числительное
Отметка
«Зачёт»
«4»
«5»
Обязательная часть
6
7
7
Дополнительная часть
2
4
Обязательная часть
I. Какой грамматический признак определён неверно?
1.Столетие — имя существительное.
2.Пятеро — собирательное числительное.
3.Трём — количественное числительное.
4.Двухместный — порядковое числительное.
II. Выбрать полный ответ: «Числительные бывают…»
1.Количественные, дробные, порядковые.
2.Количественные, собирательные, порядковые.
3.Количественные, порядковые.
4.Количественные, порядковые, простые.
III. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
1. К восемь целых две пятых прибавить шесть.
2. Трое подружек.
3. С двухстами книгами.
4. Четверо медвежат.
IV. Записать числительные словами.
1.854 сложить с 234
2.к 342 прибавить 672
3.из 943 вычесть 325
4.от 878 отнять 567
V. Образовать от количественных числительных порядковые, поставив их в родительном падеже.
1.15
2.58
3.582
VI. Списать предложения, вставив в нужном падеже числительные ОБА и ОБЕ.
1.В … случаях ответ неверный.
2.По … сторонам дороги тянулись кусты.
3.Склоны … оврагов размыты дождями.
4.На … стенах висели стенды.
VII. Записать предложения, употребив в нужном падеже сочетание в скобках.
1.Работа сделана (полтора месяца) раньше срока.
2.В (полтораста метров) от дома начинался лес.
3.Мама купила около (полтора килограмма) сыра.
4.В книге было не более (полтораста) страниц.
VIII. Исправить ошибки в употреблении числительных. Исправленное предложение записать.
В древнегреческом языке словом СТАДИОН чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим фунтам, иначе сто двадцать пять шагов.
Дополнительная часть
(2) IX. Вспомнить и записать два фразеологизма, в состав которых входят числительные.
(4) X. Назвать два литературных произведения, в названиях которых содержатся числительные. Обязательно указать автора.