kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать представление младших школьников о специфике жанра басня в процессе анализа главных героев в произведении Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»»

Технологическая карта урока

по учебному пособию Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г. «Школа России»

составила студентка группы 213 Королева Екатерина Алексеевна

Класс: 2

Учебный предмет: литературное чтение

Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цель урока: формировать представление младших школьников о специфике жанра басня в процессе анализа главных героев в произведении Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек»

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Л1. На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье.

Л2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Л3. Развитие самостоятельности и личной ответственности

за свои поступки на основе представлений о нравственных

нормах общения.

Регулятивные УУД

Р1. Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

Р2. Читать в соответствии с целью чтения.

Познавательные УУД

П1. Отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.

П2. Создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений

Коммуникативные УУД

К1. Вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.

К2. В случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов.

Пр1. Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора

Пр2. Ориентироваться в учебной книге, ее элементах; находить сходные элементы в книге художественной



Задачи урока:

  1. Способствовать формированию навыка работы с текстом, совершенствовать умение давать характеристику героям по поступкам и словам.

  2. Развивать систему читательских умений, таких как: наглядно-образное мышление, связная речь, произвольное внимание.

  3. Воспитывать глубокие чувства любви к родному дому, к близким людям, а также интерес к чтению.

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения

Учебно-методический комплекс:

  1. Источники информации: учебник (Литературное чтение, 2 класс, Часть 1, Климанова, Горецкий ОС «Школа России» стр.108-111), презентация

  2. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

  3. Дидактическое сопровождение: карточки для самостоятельной работы, карточки-лучи для этапа рефлексии



Структура технологической карты урока литературного чтения

Название этапа урока

Время про-ведения (мин)

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетентность (УУД)

I.Организа-ционный момент

3 мин

Фронтальная

-Здравствуйте, меня зовут Екатерина Алексеевна. Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.

- Посмотрите на слайд и скажите, о чём говорит солнышко. Слайд 1

- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Оно дарит нам свои теплые добрые лучи, пусть они будут не только у нас на экране, но и у вас в сердце. Закройте глаза, мысленно пожелайте своим одноклассникам и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!

- Садитесь! Мы начинаем наш урок.

Приветствуют учителя


Отвечают на вопрос









Настраиваются на учебную деятельность


Садятся на свои места




П1

II.Подготовка к первичному восприятию

7 мин

Фронтальная






































Индивидуальная











Фронтальная

- Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку. Прочитайте предложение. Слайд 2

- Как называются такие высказывания? (Пословицы).

Семья в куче, не страшна и туча.

Прочитайте пословицу:

• с удивлением,

• с вопросительной интонацией,

• с веселой интонацией,

– Как вы понимаете эту пословицу?

(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)

– Эта пословица будет девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока.

Прогнозирование темы урока Слайд 3

Перед вами даны начала пословиц и концы. Вам нужно будет соединить начало и конец пословицы, объяснив ее смысл.

Вся семья вместе…         … тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…    …детки же и горе.

Детки -  радость…      …и душа на месте.

- Что общего у этих пословиц? (Они все о семье)

- Как вы понимаете слово «семья»? Слайд 4. В толковом словаре Ожегова даётся такое определение слову «семья» - 1.Группа живущих вместе близких родственников. 2.Объединение людей, сплоченных общими интересами

- Зачем люди создают семьи?

Слайды 5-6 с фотографиями семьи, пожилых людей

-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь.

(Сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)

-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

-Что такое старость? (Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма).

-Есть ли в вашей семье старые люди?

-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

- Посмотрите на слайд 7, прочитайте названия этих книг и скажите с произведением какого писателя мы познакомимся?


(Мы познакомимся с произведением  Л.Н.Толстого)

-Верно, мы познакомимся с басней Л.Н.Толстова «Старый дед и внучек»

Слово об авторе Слайд 8

Лев Николаевич был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, когда Льву было 2 года, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он воспроизвёл свои детские воспоминания в своём творчестве. Толстому не удалось преуспеть в учебе, в конце концов, он покинул Императорский Казанский университет. Он вернулся в имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось неудачей. В чём он действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника — именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.




Отвечают на вопросы












Читают пословицы, объясняют их смысл













Отвечают на вопросы, рассуждают









































Слушают рассказ учителя











Л2

П2


















Р1



Р2







К2















Р1












Р2
















Л2






















III.Первичное восприятие

6 мин


Чтение произведения учителем

-Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово и размышлять над каждым предложением.

Словарная работа

- Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.

  • ЛОХАНКА - деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды.

  • СЛАЖИВАТЬ – сладить – 1.Хорошо устроить, упорядочить. 2.Справиться, привести кого-нибудь к соглашению, послушанию.

  • БРАНИТЬ – значит, ругать


Слушают произведение, воспринимают





Анализируют неизвестные слова

Л1

Пр.1

IV.Проверка качества первичного восприятия

2 мин

Фронтальная

Беседа

-Каковы ваши впечатления о басне? (Произведение захватывающее, поучительное, с глубоким смыслом, правдивое)

-Какие чувства вы испытали? (Переживание, сострадание, отвращение к невестке).


Отвечают на вопросы

Стараются грамотно строить собственные высказывания

П1

П2

К1

К2

Пр.2

V.Постановка учебной задачи

2 мин

Фронтальная

- Как вы думаете, соответствует ли название басни ее смыслу?

- Действительно ли, что воспитание начинается в семье? Почему?

- Какую проблему поднимает в рассказе автор?

К сожалению, мы не можем пока ответить на эти вопросы, для этого нам необходимо ближе познакомиться с басней.

Рассуждают

Прислушиваются к чужому мнению

Учатся принимать и другие точки зрения, помимо своей


VI.Вторичное восприятие текста

8 мин

Индивидуальная

Физкультминутка

Чтение учащимися

Нам дается возможность осознать самим содержание данного произведения.

Повторное чтение текста учащимися (выборочное).

Читают произведение, соблюдая темп, интонацию и т.п.

Р2

Пр.2

VII.Анализ произведения

7 мин

Фронтальная

-Какие действующие лица? (дед, внучек, сын и невестка)

-Прочитайте строчки, в которых объясняется, почему дедушку не сажали за стол. (Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта).

-Что же случилось во время обеда за печкой? (Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил).

-Почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был очень старый, плохо видел).

-Прочитайте, что стала делать невестка, когда дед разбил чашку? (Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке).

-Правильно ли она поступила? Почему? (Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку).

-Что складывал Миша из дощечек? (Лохань)

-Как отреагировали на это занятие сына родители? (Родители заплакали, им стало стыдно за то, что они так обижали старика).

-Как в семье стали относится к дедушке и почему? (Стали сажать его за стол и ухаживать за ним)

Ищут необходимую информацию в тексте, работа с учебником

Л3

К2


VIII.Обобщение

6 мин

Парная









Групповая















Фронтальная

Задание

-У вас на партах даны карточки с событиями. Вам нужно поставить события в правильной последовательности.

Самопроверка:

-На доске дана правильная последовательность, сверьте со своей работой, поднимите руку кто допустил одну ошибку? Кто допустил больше одной ошибки?

2.Аналитический пересказ, обобщение

Лоханка для родителей

Забота за стариком

Обед за печкой

Стал дед стар

Разбил чашку

Дед уже по своей старости ел неаккуратно и уронил тарелку, невестка и сын ругали дедушку, перестали сажать на стол, и стали кормить из деревянной лоханки. Внук деда, видя это все, стал делать из дерева лоханку. Когда родители спросили, что он делает, он ответил, что готовит лоханку для родителей. И будет кормить их в старости из неё. Им стало стыдно, за свое поведение и они стали относиться к старику с уважением.

-Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи? (Нет, не понравилась и членом этой семьи я бы быть не хотел, потому что в этой семье не уважают друг друга).

-Чему учит эта басня? (Учит, что к людям нужно относится милосердно, уважительно, с пониманием. Учит басня тому, что нужно заботится о своих родителях).

Учатся соотносить, выстраивать элементы в нужной последовательности

Оценивают свою деятельность



















Отвечают на вопросы


Л3

П2
























К2

Л1

IX.Итог урока (рефлексия)

3 мин

Фронтальная

1.Итог урока

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какова главная мысль рассказа Л.Н.Толстого?

2.Рефлексия

Возьмите свои лучики, которые вам подарило солнышко. Нарисуйте улыбку на луче, если вам понравился урок и вы довольны собой. Нарисуйте грусть, если урок не понравился и вы считаете, что мало работали и плохо поняли тему. Поднимите лучики.

Напоследок я хочу сказать вам одну библейскую мудрость «Чти отца своего и мать свою». Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.


Подводят итог урока


Самооценка


Р1

П2

X.Домашнее задание

1 мин

Фронтальная

Домашнее задание:

1.(репродуктивный) Подготовить выразительное чтение произведения

2.(творческий) Составить кроссворд по изученному произведению

3. (исследовательский) Найти и записать пословицы, которые подошли бы к изученному произведению, отражали бы его идею

Записывают домашнее задание





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Автор: Королева Екатерина Алексеевна

Дата: 28.06.2024

Номер свидетельства: 653784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта урока литературного чтения "Л. Н. Толстой Старый дед и внучек" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-l-n-tolstoi-staryi-died-i-vnuchiek-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104846"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства