Тема: «Дружба животных» в стихотворении В.Д. Берестова
г. Бийск-2024
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1. Орг. момент | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Елизавета Евгеньевна, сегодня я буду вести ваш урок литературы. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Присаживайтесь, следите за осанкой. | Приветствуют учителя. Правильно садятся за парты. | Ф | - | Р Воспринимать речь учителя и уметь контролировать свою готовность, осанку. | Сформиро- ванность настроя к учению. |
2. Речевая разминка | Скороговорка на СЛАЙДЕ: Шесть мышат в камышах шуршат. - Прочитайте скороговорку вполголоса про себя. - Кто сможет прочитать скороговорку громко и чётко? - Теперь все вместе. Проговариваем слова чётко, не торопясь. 1 ряд произнесёт скороговорку с чувством радости. 2 ряд произнесёт скороговорку с чувством удивления. 3 ряд произнесёт скороговорку с чувством обиды. - Молодцы. Мы приготовили свой речевой аппарат к работе. | Читает один ученик. Читают хором с учителем. Отвечают по рядам. | Ф, Г | Подготовка речевого аппарата к чтению. | П, К Находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся. | Умение слушать и формировать ответ на вопрос. |
3. Актуализация знаний. Проверка дом. задания. | - Какое вам было дано задание на дом? - Хорошо, кто желает прочитать на оценку? (3 чел по 3 куплета читают) | с.110 – 111, выразительное чтение «Жила-была собака» | Ф | Проверка подготовленности учащихся по домашнему заданию. | П, К Преподносить готовый материал аудитории; анализировать выступление одноклассника; воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение слушать и анализировать выступление. Умение уверенно выступать на аудиторию. |
4. Мотивационно-целевой компонент. | - Послушайте и отгадайте загадку, чтобы определить тему урока: Радость делит он со мной, За меня всегда горой. Коль беда случится вдруг, Мне поможет верный... - Как вы понимаете, что такое «дружба»? СЛАЙД - Теперь скажите, какой раздел мы изучаем? (Откройте учебник на стр.105) - Как вы думаете, существует ли дружба между человеком и животным? Если да, приведите пример такой дружбы из жизни. - А между животным и животным бывает дружба? Какие примеры вы можете привести? Показ видео. СЛАЙД - Сегодня я подготовила на наш урок видео, которое подтвердит ваши ответы о том, что дружба между животными существует. Обратите внимание на доску. - Назовите тему урока. СЛАЙД - Какую цель мы поставим? СЛАЙД - Всё верно. Откройте учебник на стр. 111. - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Как вы думаете, каким будет его содержание? - Теперь прочитайте автора и заголовок стихотворения. СЛАЙД - Ничего необычного не заметили в заголовке? - Проверим ваши предположения о содержании произведения. - Сейчас я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и карандашом подчёркивайте сложные слова, позже мы разберём их значение. Договорились? - Итак, о ком идёт речь в стихотворении? - Какие эмоции вы испытали при прослушивании? - Что вам показалось смешным, забавным? - Молодцы, вы хорошо справились. | - Друг Отвечают - О братьях наших меньших - Да Приводят примеры дружбы. - Да Приводят примеры дружбы. Смотрят видео. - Дружба животных - Изучим произведение про…дружбу животных - Стихотворение про дружбу между кошкой и собакой. - Валентин Берестов, «Кошкин щенок» - У кошки не бывает щенков, у них только котята Слушают чтение учителя, подчёркивают сложные слова. - О маме-Кошке и сыне Щенке. - Позитивные, хорошие Отвечают. | Ф | Выход на тему урока с помощью загадки, видео, обсуждения. Постановка учебной задачи. | Р, П, К Планировать решение учебной задачи; удерживать цель деятельности до получения ее результата; находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение формулировать цель, планирование своей деятельности и понимание ее важности. Умение работать в социуме, принятие своих и чужих ошибок, формирование желания к поиску правильного решения. |
5. Физ.минутка | Встаньте, выйдите из-за парт. Я говорю слова и показываю движения, вы повторяете только движения. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. Теперь тихонько садимся за парты. | Повторяют движения, садятся | - | - | - | Понимание бережного отношения к своему здоровью. |
6. Закрепление полученных знаний и умений | - Какие слова вы подчеркнули? СЛАЙД Опрашивает учащихся, после каждого слова разбирает с классом лексическое значение. - Прочитайте стих про себя, вполголоса. - Теперь я спрашиваю человека, а он должен будет прочитать 4 строчки чётко и выразительно вслух. Так, пока не прочитаем весь стих. Опрашивает учащихся. Поработаем по вариантам. СЛАЙД 1 вариант: - Какая Кошка-мама? Найдите слова о кошке в стихотворении. 2 вариант: - Какой Щенок? Найдите, что говорит о нём автор. Ищем по 3 прилагательных. - Вопрос всем: как изменился характер щенка, когда он подрос? Можно своими словами. - Кто скажет, как кошка ухаживала за Щенком? - Каким стал сынок? -С какими трудностями встретилась кошка-мать? -Какой выход она нашла? Молодцы. - Как на ваш взгляд относится автор к животным? | Проговаривают по порядку из стихотворения сложные слова: приёмный скромный мочало чистоплотное верзила плескайся дремлет Читают вслух. - Заботливая, чистоплотная, бедная - Милый, скромный, ласковый - Остался милым, скромным, ласковым и стал самостоятельным - Умывала - Вырос огромным - Щенок вырос и его стало неудобно умывать. - Сказала Щенку умываться в реке. - Доброе, нежное отношение | Ф | Изучение новой темы через чтение и ведения беседы. | П, К Анализ слов, пополнение словарного запаса; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. | Умение слушать и формировать ответ на вопрос. |
7. Творческое применение полученных знаний и умений | - Кто желает прочитать любые 8 строк выразительно и красиво на оценку? (2 чел) | Отвечают желающие | Ф, И | Применяются умения и знания на практике по новой теме. | П, К Анализ выступлений; выступать на аудиторию; воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся; | Умение уверенно выступать на аудиторию. |
8. Дом. задание | СЛАЙД Запишите задание на дом: Выр. чтение с. 110-111, вопрос 3 с. 112 | Записывают в дневники | - | - | - | - |
9. Итог урока | - Назовите тему, по которой мы сегодня работали. - С каким произведением мы сегодня познакомились и кто его автор? - Чему учит данное произведение? | - Дружба животных - Со стихотворением Валентина Берестова «Кошкин щенок» - Учит быть самостоятельным, как Щенок; учит тому, что родитель это не тот, кто родил, а кто воспитал, пример – мать-Кошка; тому, что дружба существует. | Ф | Обобщение знаний. | Р осуществлять итоговый контроль деятельности | Анализ по достижению целей. |
10. Рефлексия | - Сейчас я раздам смайлики, дорисуйте свою эмоцию, в зависимости от того, как вы считаете, как поработали на уроке : - отлично справился ) - не очень справился / - плохо справился ( СЛАЙД | Рисуют эмоцию. | Ф | - | Р осуществлять самооценивание учебного действия. | Умение адекватно оценивать себя. |