Технологическая карта урока по чтению в 5 «Б» классе
Учитель Сидорова Ирина Борисовна
Тема урока: С. Михалков «Будь человеком»
Цель урока:
Ознакомление со стихотворением С. Михалкова «Будь человеком»
Задачи урока:
Образовательная
Принимать участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
Развивающая
Развивать коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения
Воспитательная
Воспитывать устойчивую учебную мотивацию к изучаемому предмету. Воспитывать нравственные и этические чувства, стремление бережного отношения к природе.
Тип урока
Комбинированный
Форма урока
Фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа у доски, работа с учебником
Опорные понятия, термины
Природа, охрана, уважение
Новые понятия, термины
Обычай, эгоист
Дидактические средства
Карточки, работа с доской, работа с учебником, компьютерная презентация
Формы контроля
Индивидуальная, фронтальная, индивидуальная работа с обучающимся Тышкевичем Арсением (с учетом особенностей детей с РАС
Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
БУД
(формируемые на этом этапе)
Коррекционная направленность урока
1
Психологический настрой
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и уверена этот урок вам принесет радость и новые знания.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Личностные:
- формирование интереса к учебному материалу.
2
Актуализация опорных знаний
Постановка учебной задачи
Отгадайте загадки.
Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зеленая. (Пруд)
Дышит, растет,
А ходить не может. (Растение)
Весна пришла, не топят уж печей,
И вдоль полей бежит, журча,... (ручей)
Ватные хлопья по небу плывут,
Это вот башня, а то вон верблюд.
Прыгнуть бы в вату, она высока.
Над нами по небу плывут... (облака)
Бегут ручьи, сосульки тают,
Весна в свои права вступает.
А птиц заливистая трель
Нас извещает: вот... (апрель)
А что нужно делать, чтоб природа не увядала, была красивой?
Сегодня, ребята, мы поговорим о природе, на уроке мы должны быть зоркими, внимательными, общительными и должны уметь высказывать свои мнения. Мы с вами совершим прогулку в лес, встретим там нашего героя. Нам поможет в этом стихотворение С. Михалкова "Будь человеком", с которым познакомимся, постараемся понять его смысл, а к концу урока научимся выразительно читать.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней,
Наш трудяга ….. (муравей)
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные:
- умение доказывать свою точку зрения, умение работать в коллективе
- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость. Нельзя так делать! Если бы я там был, я бы не дал обижать муравьев).
- С чем сравнивает автор муравейник?
- Прочитайте слова и выражения, которые автор использует для сравнения муравейника с домом?
- А что такое ДОМ? (жилище)
- Какая беда произошла с муравьями?
- С какой целью был разрушен муравьиный дом?
- Как автор называет муравьёв? (Мурашки-муравьи, миролюбивые жильцы.) Подчеркивая этими словами то, что насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные. Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности.
- Найдите в тексте и прочитайте, кто какие обязанности выполняет.
- Есть ли ваши обязанности в школе? Как выполняете?
- Что вы знаете о муравьях?
Доклад ученика о муравьях
Муравьи живут везде. Муравьи уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхлят и удобряют ее. Их называют «санитарами леса», они едят вредных гусениц. Где в лесу есть муравейник, там лес здоровый. По поведению муравьев можно определить, будет дождь или нет. Муравейник – дом муравьиной семьи. Главные в доме царицы, они приносят потомство. Охраняют их муравьи – трутни. Остальные – рабочие. А зимует вся муравьиная семья в подземной части дома – там не так холодно.
Отвечают на вопросы, рассуждают
Смотрят слайд о муравьях, слушают докладчика, отвечают на вопросы
Личностные:
- умение доказывать свою точку зрения, умение работать в коллективе
Познавательные
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания у устной и письменной речи
Регулятивные:
- умение работать по
коллективно составленному плану.
Развитие речи, пополнение словарного запаса
6
Обобщение полученных знаний
- Что сделалось с муравьями?
-Как автор назвал разрушителя муравейника?
- Обратите внимание на то, что С.В. Михалков никак не называет этого мальчика, кроме, как ТЫ, ЭГОИСТ. Мало того, автор даже не извиняется за это, так как он не заслуживает другого обращения.
- На сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте.
(Жизнь муравьёв в муравейнике; разрушение муравейника мальчиком; обращение автора ли осуждение автора)
- Ребята, прочитайте слова, в которых звучит главная мысль произведения.
- Обратите внимание на то, что слово Человеком, вопреки правилам русского языка, в середине предложения написано с большой буквы. Почему?
- Что же значит выражение: «Быть человеком с большой буквы»?
- Что значит быть Человеком? Быть каким?
- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?
К кому обращается автор?
К чему призывает? (беречь природу)
- Чтобы беречь природу, нужно ее понимать
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы заслужить уважение окружающих?
Читают «по цепочке», отвечают на вопросы
Выразительное чтение стихотворения.
1 часть - спокойное чтение.
2 часть - тревожное чтение.
3 часть – назидательно, призывно.
Коммуникативные:
Участвуют в обсуждении
Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Проявляют интерес к учебной деятельности
Развитие речи, овладение техникой речи.
Развитие навыков общения.
Развитие словесно-логического мышления
7
Итог урока Рефлексия
Проект «Ребята, берегите природу». Составляем предложения, вырабатываем правила поведения в лесу.
1. Не разжигать костер вблизи деревьев.
2. Не разорять птичьи гнезда
3. Не оставлять после себя мусор
4. Не включать громко музыку
5. Не ломать деревья и кустарники
6. Не разорять муравейники
Сохранить природу - значит сохранить себя, как часть природы. А для этого надо каждому из вас стремиться быть Человеком с большой буквы. Я вам этого желаю, ребята!
Цель урока: Ознакомление со стихотворением С. Михалкова «Будь человеком»
Задачи урока:
Образовательная: Принимать участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
Развивающая: Развивать коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения
Воспитательная: Воспитывать устойчивую учебную мотивацию к изучаемому предмету. Воспитывать нравственные и этические чувства, стремление бережного отношения к природе.
Тип урока: Комбинированный
Данный урок соответствует программным требованиям. Содержание материала, его объем подобран исходя из возможностей, подготовленности, активности учащихся.
На уроке использовались разнообразные приемы подачи информации: рассказ учителя, доклад ученика, наглядный материал, аудио- и видеозапись, словарная работа.
Подобраны методы работы на уроке: четкие инструкции учителя, сочетание фронтальной и индивидуальной работы, аргументированное использование наглядности, оценивание работы учащихся.
Структура урока была четко выстроена: психологический настрой, актуализация опорных знаний, постановка учебной работы, открытие новых знаний, обобщение полученных знаний, итог урока, рефлексия. Все этапы урока логично следовали друг за другом.
На протяжении всего урока проводилась коррекционная работа: формирование предметных представлений мышления в процессе анализа, синтеза, обобщения, сравнения, коррекция внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, коррекция речи: произношения, логичности, точности эмоциональной выразительности.
Соблюдены здоровьесберегающие компоненты:
- температурный режим;
- проветривание перед уроком;
- оптимальный темп урока;
- смена видов деятельности;
- оптимальный объем работы;
- физкультминутка.
На уроке проведена работа, направленная на развитие личностных качеств детей, их овладение жизненными компетенциями:
- расширение представлений об окружающей действительности;
- воспитание уважительного отношения к природе;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Были достигнуты предметные результаты:
- осознанное и правильное чтение текста вслух;
- ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
- определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков.