kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Страницы жизни Антона Павловича Чехова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит подробную технологическую карту урока,презентацию,лекцию учителя и раздаточный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Uchebnoe_zanyatie»

4



министерство образования, науки и молодежи

РЕСПУБЛИКи КРЫМ





Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Ялтинский экономико-технологический колледж»





Методическая разработка учебного занятия

по дисциплине

«Русский язык и литература. Литература»

по теме «Страницы жизни Антона Павловича Чехова.

Человек с молоточком»






Разработчик:

Тихоненко Наталья Алагаевна,

преподаватель русского языка и

литературы






Ялта, 2016



Введение





Преподаватель: Тихоненко Наталья Алагаевна

Группа: группы, обучающиеся на базе основного среднего образования Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер

Предмет: «Русский язык и литература. Литература» Тема учебного занятия: «Страницы жизни Антона Павловича Чехова». Человек с молоточком».

Тип урока: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: рассказ-лекция.

Мотивация учебной деятельности: показ важности темы, актуальность, интересный материал .

Контроля: устный , письменный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал ,портрет Чехова, лист с заданием.

Методы обучения на уроке:

Словесные (лекция преподавателя), наглядные (презентация), творческие, практические и частично- поисковые (при заполнении лисов» А.П.Чехов. Особые приметы»), самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля (оценки).

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

- вопрос «на засыпку»,

- упражнение «Кластер»,

- фронтальная беседа.

3. Изучение нового материала (постановка учебной задачи):

- усвоение новых знаний. Стратегия «Продвинутая лекция»

4. Закрепление нового материала.

- заполнение листов «Антон Чехов. Особые приметы».

- фронтальная беседа

5. Итоги урока.

- самооценка

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей студентов (для сильных студентов – составить дома таблицу по произведениям драматурга, для слабых – чтение пьесы «Вишневый сад»).

Межпредметные связи: история, география.

Анализ результатов учебного занятия.

Студенты были заинтересованы и активны на протяжении всего занятия. Различные виды деятельности способствовали быстрому усвоению материала. Работа в парах прошла очень хорошо. На этапе рефлексии студенты положительно оценили занятие. Индивидуально все работали активно и творчески. Цель занятия была достигнута. Атмосфера в группе была благоприятной.

Этапы урока:

  1. Организационный момент-2 мин

  2. Актуализация знаний, определение темы и цели урока-15 мин

3. Изучение нового материала (постановка учебной задачи)-35 мин

4. Закрепление нового материала-15 мин

5. Итоги урока-10 мин

6. Рефлексия-10 мин

7. Домашнее задание-3 мин

Технологическая карта с дидактической структурой занятия теоретического обучения





Тема занятия

«Страницы жизни Антона Павловича Чехова. Человек с молоточком»

Тип занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели занятия

1. Повторение и обобщение знаний по биографии А.П. Чехова; формирование устойчивого интереса к биографии и творчеству А.П. Чехова; создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

2.Развитие учебно-познавательной компетенции (умение ставить цель), компетенции личностного совершенствования, коммуникативной компетенции (работа в парах, развитие монологической речи), применение знаний, умений и навыков, общекультурной компетенции;

3. Воспитание нравственных качеств человека на примере личности писателя; привитие интереса к творчеству писателя.

Задачи занятия


1.Повторить и обобщить знания о судьбе писателя, тем самым осмыслить основные темы его творчества.

2.Развивать навыки анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память;

формирование потребности в достижении цели (личностной и общезначимой); самовоспитание; формирование умения соотносить свои индивидуальные особенности.

3.Воспитать культуру общения, уважительное отношение друг к другу, умение внимательно слушать собеседника, пробудить интерес к классической литературе.





Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Ознакомить студентов с миром А.П.Чехова, писателя и человека. Развить умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов через призму жизни выдающегося человека.

Понимать, какова роль А.П.Чехова в классической литературе.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено студентами, и того, что ещё неизвестно;

оценивание своей деятельности (контроль); формирование инициативности и самостоятельности.

Формирование мотивации к учебной деятельности.

Осознание границ собственного знания и незнания.

Формирование умения адекватно оценивать себя, свою деятельность.



Познавательные: –общеучебные: совершенствование умения формулировать тему, познавательную цель урока;развитие внимания, зрительной памяти; умение синтезировать полученную информацию для получения ответа ;осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

  • логические: сравнивать, сопоставлять и делать выводы; построение логической цепи рассуждений;

постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: совершенствовать навыки учебного сотрудничества с преподавателем и товарищами по группе; проявлять инициативу во время урока; управлять своим поведением и поведением партнёра при работе в паре (группе); отрабатывать умения владения монологической и диалогической формами речи.








Ход занятия



Дидактическая структура занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Организационный момент.

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, проверить готовность к работе.

 -проверка наличия обучающихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест, создание в группе деловой обстановки.


«Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на работу».

 -приветствие

- подготовка рабочего места студента

- наличие учебника и тетради

Ф

Актуализация знаний, определение темы и цели занятия.

(актуализация, мотивация, целеполагание)



1.Вопрос «на засыпку». (Приложение №1)

  • По мнению В. Набокова, в русской литературе было 4 великих писателя: один – гармоничный, другой – абсурдный, третий – сдержанный, четвёртый – земной.

О ком он так говорил? (слайд 1)

( А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Л.Н.Толстой). (слайд 2-3)

Набоков В.В. поставил А.П. Чехова в один ряд с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем и Л.Н. Толстым, тем самым очень высоко оценил значение творчества этого писателя для всей русской и мировой литературы.

А.П.Чехов - это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения. Каким человеком  был великий писатель? - этот вопрос интересует всех, кто любит и читает Чехова.

Перед вами лежит листок с рисунком. Посмотрите внимательно на него и сформулируйте тему. А теперь скажите, что мы сегодня должны будем сделать.

- запись темы урока в рабочих тетрадях (слайд 4)

А каким образом мы достигнем этой цели? Какие качества вам необходимо будет проявить сегодня?

Верно, кроме того сегодня на уроке каждый из вас должен будет думать, анализировать, делать выводы

В одной хорошей педагогической книге я прочитала: «Урок – всегда открытие истины и ее осмысление, исследование жизни со всех сторон». И в литературе каждый автор, каждое произведение помогает нам открывать эту истину – жизнь ее законы. Мы видим там и свою жизнь, свои проблемы и порой учимся их решать. Наверное, А. П. Чехов и его творчество еще раз доказывают нам справедливость этих слов. Неслучайно рассказы писателя называют микророманами – в них целая жизнь.

2.Используется упражнение «Кластер».


Много ли мы знаем о Чехове? Каким представляем себе писателя?







(слайд 5)

3.-Какие произведения читали?

-Какие помните его творческие псевдонимы?

Псевдонимы писателя: «Антоша Чехонте» «Антоша», «Ан.Ч», «Дон Антонио Чехонте», «Человек без селезенки», «Г. Болдастов», «Брат моего брата», «Прозаический поэт». (слайд 6)

О Чехове-писателе каждый из вас знает ещё со школьной скамьи, но о Чехове-человеке с его слабостями и привязанностями известно мало.























-обучающиеся стараются сформулировать тему и задачи исходя из темы – изучить жизненный путь А.П.Чехова .


-активность, целеустремлен

ность,вниматель

ность и т.д.






-слушают, смотрят презентацию

-отвечают на вопросы преподавателя

-вспоминают и обобщают материал, делают выводы











-студенты вспоминают и называют псевдонимы А.П. Чехова


Ф


И










Ф






Ф






И

Ф











Ф

















Ф


Изучение нового материала (постановка учебной задачи).

Организовать коммуникативное взаимодействие

1. Усвоение новых знаний. Стратегия «Продвинутая лекция»

Цель: создание процесса восприятия слушателями лекционной информации более целенаправленным и активным.

Алгоритм работы:

1. Прослушать лекцию и, продолжая работу в парах, написать в раздаточных листах рядом с цифрой краткую информацию, которая упоминается в лекции, а также можно зафиксировать то, чего под цифрами нет вовсе.

2. Предложить ученикам в парах поразмышлять над этими вопросами .Обсудить результаты в процессе фронтальной беседы .Несколько работ зачитываются вслух. Что новое прозвучало по теме? - остались ли вопросы по обсуждаемой теме? - в каких источниках можно получить на них ответы?

Чтобы понять творчество писателя, сначала нужно понять, как же сложилась жизнь Чехова.

Антон Павлович Чехов. Жизнь его подобна произведениям - коротка и очень насыщена.

Эпиграфом к уроку могут послужить слова М.Горького

Хорошо вспомнить о таком

человеке , тотчас в жизнь твою

возвращается бодрость,

снова входит в неё ясный смысл.

Сам Чехов говорил : «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».

Это желание, как и потребность в творчестве, были свойственны Чехову органически.

« Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других », - писал Чехов. Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат так, словно появились только что. Они относятся к нашей жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым человеком “с молоточком”, который напоминает, что жить скучно, бесполезно нельзя, что “в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Наш урок посвящается замечательному писателю и Человеку Антону Павловичу Чехову. Мы пролистаем с вами страницы устного журнала «Человек с молоточком».

Феномен А.П.Чехова уникален во многих отношениях, без глубокого анализа его жизни не понятен и до сих пор не разгадан.

Ребята, в конце лекции вы будете заполнять вот такой лист «Антон Чехов: особые приметы» , в котором кратко запишите самое важное о Чехове-человеке. (Приложение № 2)

(Лекция –приложение № 3)

 


















-слушают лекцию, смотрят презентацию, записывают в тетрадь то, что считают нужным


Ф

























Ф













Закрепление нового материала.

Закрепить знания, полученные на уроке, используя опорный лист.

 Ребята, вы прослушали лекцию о жизни А.П.Чехова и ваша задача заполнить наши листы «Антон Чехов: особые приметы».

(как приблизительно будет выглядеть заполненный лист - смотри приложение № 4)

 -студенты работают в парах, заполняют листы.

И

Преподаватель спрашивает нескольких студентов по результатам работы.

Что новое прозвучало по теме? - остались ли вопросы по обсуждаемой теме ? - в каких источниках можно получить на них ответы?


-зачитывают, обобщают материал, делают выводы,

отвечают на вопросы преподавателя

И

Ф

Итоги урока

Во всём мире имя Чехова стало известно через несколько лет, когда Московский художественный театр предпринял первые зарубежные гастроли, показав пьесы «Чайка», «Три Сестры», «Вишнёвый сад», которые перевернули представление о возможностях театра и драмы. Рассказы Чехова, которые сам писатель не считал серьезной литературой, переведены на десятки языков мира. Чехов входит в десятку самых «экранизируемых» классиков мировой литературы. (слайд 19-20)

В Москве проводится международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова.

Современный мир помнит драматурга. Вечен чеховский призыв «Берегите в себе человека!».

Ребята, давайте с вами вспомним известные экранизации А.П.Чехова. (слайд 21-22)

Какие места в Ялте связаны с жизнью и творчеством Чехова? (слайд 23-32)

(слайд 33)

По сути, вся его жизнь  — это ряд поступков, очень точно отражающих его натуру. По­ступков решительных. Мужских. Гражданских. Он, с  дипломом «лекаря и уездного врача», 10 лет практикует как доктор везде. Его участок — 25  деревень.

Всю жизнь он  очень много работал, даже юмористические подписи к карикатурам ради денег писал. Всю жизнь был вынужден считать деньги: ответственность кормильца большой семьи, хозяина имения в  Мелихове, дома в  Ялте. Чеховская судьба  — это ночные вызовы, больные дети, мужики с  грыжами, увечья, вскрытия , грязь, зловоние, бездорожье, отсутствие медикаментов... Выстроенные школы и  мост в  Мелихове, собранные им  библиотеки на Сахалине и  в  Таганроге, лечебница в  Ялте  — и  всё скромно, без шумихи, без саморекламы.

Попытайтесь все вместе сформулировать главные « пункты» чеховской программы самосовершенствования человека

Вспомните слова Чехова о «человеке с молоточком», так вот сам Чехов был таким «человеком с молоточком», напоминающим человеку о его ответственности за жизнь. Чехов сказал, что «жить в футляре» недостойно человека. А вот как жить достойно – каждый должен решить сам.















- студенты перечисляют ( с помощью преподавателя) кинофильмы, снятые по произведениям А.П. Чехова.
















-по цепочке студенты называют, к чему должен стремиться каждый человек: честный труд, адекватность в борьбе за правду и справедливость, добро, любовь, самообразование и самосовершенствование, возвращение к природе, справедливое законодательство, гуманизм, здоровье нравственное и физическое, искусство

Ф














И




Ф

Рефлексия.

Соотнести полученные результаты урока с целевым компонентом.

  взаимооценивание (группе предлагается назвать фамилии тех студентов, кто в ходе работы в парах сумел доступно, интересно и доказательно сформулировать ответы на поставленные вопросы – оценка «отлично»; все остальные обучающиеся - «хорошо»).

Ребята, вернёмся к эпиграфу сегодняшнего урока.

Почему Горький любит вспоминать о таком человеке, как Чехов? Каким человеком был Чехов?

- Что же вы сегодня унесёте с собой с нашего урока?


- называют фамилии студентов




- отвечают на вопрос.



Ф






Ф


И


Домашнее задание.

Обеспечить условия для качественной самостоятельной работы обучающегося при выполнении Д.З.

  1. Всем учащимся составить дома таблицу по произведениям драматурга:

Название произведения Чехова

Имена главных героев

Тема произведения

Проблема и идея автора

Цитата-эпиграф

1. «Драма на охоте»

Оля Скворцова, Сергей Петрович, Урбенин

Человек, природа, цивилизация, любовь, смысл жизни человека

Гибель красоты в пошлом и жестоком мире материальных ценностей

«Ласковый

ты мой

зверек…»

2. «Дама с собачкой»

Анна Сергеевна, Дмитрий Гуров

любовь

Прекрасное чувство настоящей любви способно изменить человека в лучшую сторону

«Любовь

изменила

их обоих…»

И т.д.

2.Прочитать пьесу «Вишневый сад».






Ф



Список использованных источников



Электронные ресурсы

1.Антон Чехов: особые приметы. Инфографика. 29 /01 /2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа к документу: http://www/aif.ru/ dontknows/ infographics/ anton_chehov_osobye_primety infographica. – Название с экрана. – рус.

2.«Приснись мне, Дуся!» История любви Антона Чехова и Ольги Книппер

02/11/2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа к документу:

http://www/aif.ru/timefree/histori/item/35036- chehov-knipper/html. – Название с экрана. – рус.

3.Мечта на склоне. Как Чехов строил свою знаменитую Белую дачу в Ялте.

09/03/2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа к документу:

http://www/krym.aif.ru/culture/people/mechta_na_sklone_kak-stroilsya_yaltinskiy_dom_ chehova . – Название с экрана. – рус.

4. А.П. Чехов[Электронный ресурс] – Режим доступа к документу:

http://chehov.niv.ru/ – Название с экрана. – рус.

5. А.П. Чехов. Биография, произведения. [Электронный ресурс] – Режим доступа к документу: http://www.antonchehov.ru/– Название с экрана. – рус.

6. Информационно-справочный ресурс. Обзоры творчества, биографии, публикации, главы, содержание. [Электронный ресурс] – Режим доступа к документу : http://www.bookstand.narod.ru/Bibliografia/Chehov.htm – Название с экрана. – рус.




Книги



1.Фефилова Г.Е. Литература 10 класс: 2 полугодие: планы-конспекты уроков [Текст]/ – ростов на/Дону: Феникс,2015.-226с.

2.Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень : в 2 частях. Ч2. [Текст]/ – М.: ООО «Русское слово-учебник,2014. – 288с.

3.А Обернихина Г.А, Антонова А.Г, Вольнова И.Л. Русский язык и литература Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования / Под ред Г.А Обернихиной – М.: Издательский центр «Академия»; 2015. - 400 с.

5. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М..: Просвещение, 2013.- 161с.

6. Эльма Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М..: Просвещение, 2012.- 176с.




Просмотр содержимого документа
«приложение №3 лекция»

2




Приложение 3.


Лекция преподавателя



Чехов прожил весьма нелёгкую жизнь. Но лишь раз в его письме говорится об  «исковерканном детстве», которое «тошно и страшно вспоминать». С  16  лет, он, не самый старший сын, взваливает на себя обязанность кормильца. Всех своих родных всю жизнь содержал или поддерживал деньгами он один. И формировался во  многом не  благодаря, а  вопреки укладу жизни в семье (два его старших брата были алко­голиками. В  итоге  — ранняя смерть Николая, талантливого живописца, беспорядочная жизнь литератора Александра, оставившего единственное своё «творение»  — сына Михаила, великого артиста). Отца, Павла Егоровича, позволил себе судить, кажется, лишь однажды, поминая в письме, как тот, человек одарённый, но деспотичный, устраивал скандал из-за пересоленного супа, как регулярно бил сыновей, «ругал мать дурой». Но в зрелости написал: «Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего не пожалею». (слайд 7-9)

С самого раннего детства Антон знал, что такое нужда, и о том, чтобы посвятить себя литературе, и не помышлял: делом жизни он избрал медицину, во многом потому, что это открывало для молодого человека большие возможности.
В те времена врачи были специалистами широкого профиля, могли лечить любые болезни, начиная от насморка и заканчивая венерическими заболеваниями, а городской доктор мог получать до 10 000 рублей в год, содержать экипаж, жить не в избе, а в неплохой квартире, быть «своим» среди знати.
Но за это нужно было платить изнурительным трудом: во время учёбы студенты изучали все направления в медицине, а на выпускной сессии пересдавали все экзамены с предыдущих курсов — всего семьдесят пять дисциплин. Чехов выдержал все испытания и в 25 лет стал дипломированным лекарем. (слайд 10)

«Я  не  боюсь ничего...» — чеховское признание. «Даже смерти и  слепоты не  боюсь», «на  этом свете на  всё нужно быть готовым...». Антон Павлович всегда носил пенсне. У писателя правый глаз был близорукий, а левый - дальнозоркий.

Смолоду был чудо как хорош собой: «малороссиянин», под 1  м 90  см ростом, с  дивным баском и  густой шевелюрой. В  24  обнаружились первые признаки чахотки. В  37  у него впервые пошла кровь горлом, на  обеде в  ресторане «Эрмитаж». Любимым блюдом было караси в сметане. После первого приступа он продолжал жить по-прежнему, не прислушивался к советам врачей, только с огромным удовольствием пил, прописанный для укрепления здоровья, кумыс, однако уже через год оказался в больнице с ещё более серьёзным кровотечением. Из-за слабости вынужден был пользоваться тростью. Интересно, что посетителей к писателю не пускали, потому что ему был нужен покой, однако вскоре к нему пришёл гость, которого не могли не пропустить.
Лев Толстой, который был в те времена самым известным российским писателем, навестил начинающего автора в больничной палате и завёл разговор о жизни после смерти. Встречи Толстого и Чехова, которые позже происходили в Ясной Поляне и Ялте, где уже серьёзно больной писатель балансировал на грани жизни и смерти, до сих пор являются предметом изучения литературоведов. (слайд 11)

Лечиться и  «выстукиваться» сам  он, врач, не  любил. В  его письмах лишь беглые и  чаще шутливые упоминания о недомоганиях и  ещё, совсем редко, одно слово — «хандрю»... Лишь за четыре года до  смерти вдруг признался: «Я  всё ухожу, ухожу, ухожу куда-то без ­остановки, бесповоротно, как воздушный шар». В  1904  г. он, по  словам близких, «был плох, почти не  ходил». Но  всё отшучивался в беседах с  собратьями-писателями, так любящими порассуждать о  трагизме человеческой жизни: «заладили тоже  — "трраги-изм, трраги-изм"... А  вы  поменьше водки пейте!»

Врачи посоветовали Чехову отправиться в Крым: тёплый климат мог на некоторое время отсрочить конец. Продав права на издание собрания сочинений, писатель купил небольшой домик в Ялте. В те времена полуостров не был таким развитым курортом, каким он стал в советские времена, и после того, как разъезжались отдыхающие, побережье пустело. Газеты в это южное захолустье доходили с трудом, а без газет, по словам писателя, можно было «впасть в чёрную меланхолию и даже жениться».
Рассказы он начал писать ещё во время учебы, публикуя их в развлекательных, граничащих с бульварщиной изданиях, и даже после того, как они неожиданно стали приносить неплохой доход, Чехов продолжал называл медицину женой, а литературу — любовницей. Серьёзно заняться творчеством он смог только после того, как покровительство над ним взял издатель Алексей Суворин.
Суворин платил Чехову совсем по другим ставкам, что позволило ему писать не по рассказу в день, а по рассказу в неделю. Во многом именно Суворину мы обязаны серьёзными чеховскими произведениями «Степь», «Чёрный монах», «Палата № 6», «В овраге» и многим другим.
Происхождение Чехова во многом определило и направление его творчества. Рассказы молодого автора полюбились широкой аудитории именно из-за того, что простые лавочники, врачи, купцы и интеллигенты увидели в них себя. Вскоре Чехова стали принимать как своего во многих знатных домах, но при этом у него осталось много привычек, которые нередко шокировали представителей света.

Так, актриса Клеопатра Каратыгина, встретившая писателя на берегу моря в Ялте в 1889 году, так вспоминала о нём:
«Смотрю, молодой человек, стройный, изящный, приятное лицо, с небольшой пушистой бородкой; одет в серую пару, на голове мягкая колибрийка „пирожком“, красивый галстук, а у сорочки на груди и рукавах плоеные брыжи. В общем, впечатление элегантности, но... о ужас!!! Держит в руках большой бумажный картуз (по-старинному „фунтик“) и грызёт семечки (привычка южан)».

В отличие от собратьев по перу, вышедших из дворянского сословия, Чехов всю жизнь воспринимал литературу именно как ремесло: он не мог позволить себе впасть в творческий кризис, перестав писать на какое-то время. Во многом этим обусловлен ответственный подход к организации рабочего процесса — он садился писать строго в определённые часы, причём никогда не позволял себе работать без бабочки, а все документы — письма, заметки, чеки из магазинов и даже счета из ресторанов — хранил в порядке.

В 30 лет, уже больной чахоткой, он  неожиданно для всех 82 дня едет через всю Россию на перекладных на  «каторжный остров» Сахалин. Опросив лично 10 000 (!) каторжных и поселенцев, рецидивистов-убийц и малолетних проституток, сделал перепись всего населения на Сахалине, описал условия жизни коренных народов (гиляков и орочей).вернулся и написал книгу «Остров Сахалин». Хотел обратить внимание общественности на каторжный остров. «Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор», - говорил он.

Книга «Остров Сахалин» послужила одной из причин для начала тюремной реформы в России. (слайд 12,13)

На этой инфографике видно какую колоссальную работу проделал А.П.Чехов. (слайд 14)

Но мало кто знает, что это путешествие не ограничивалось только Сахалином: добравшись до острова по Сибирскому тракту («самой большой и, кажется, самой безобразной дороге во всём свете»), назад писатель возвращался через Индию, Сингапур, Цейлон, Порт-Саид, Константинополь и Одессу. В Цейлоне Чехов купил мангуста, который получил прозвище «Сволочь» за то, что сожрал все путевые заметки об острове, восстановить которые писатель не смог, и поэтому мы до сих пор не знаем его впечатлений о плантациях знаменитого чая.

Мангуст долго жил с Чеховым в купленном им имении Мелихово в Московской губернии, где, по словам отца писателя, стал «образчиком звериного хулиганства»: бил посуду, прыгал по столам, кусал за нос спящих людей, вытаскивал пробки из бутылок, а потом сбежал в лес. Когда поиски ничего не дали и все посчитали его сгинувшим навсегда, Сволочь был найден в расщелине каменоломни охотником и возвращён Чеховым, которые решили отдать зверя в зоопарк, где за ним был бы лучший уход.

Помимо Мангуста, у писателя было две таксы по прозвищу Бром и Хина. В целом собакам он отдавал явное предпочтение перед кошками. В Мелиховском имении их никогда не было, из-за чего мыши чувствовали себя вольготно: пойманных грызунов писатель не убивал, а отпускал в лес.

При всей «много­населённо­сти» его жизни Чехов был одинок: «Около меня нет людей, которым нужна моя искренность и которые имеют право на неё».

Чехов всегда был очень сдержан и в чувствах. Романы свои (а дамы и девицы его обожали) не афишировал. А женитьба незадолго до смерти (ему шёл 42-й год) на актрисе Ольге Книппер многих удивила. (слайд 15-16)Отношения на расстоянии стали единственным возможным вариантом для обоих. Жизнь Ольги Книппер проходила в Москве — она не могла без сцены, оваций, бенефисов и богемных вечеров с шампанским. Чехову, наоборот, нельзя было оставаться в городе — в 1899 году он продал своё имение в Мелихово и окончательно перебрался в Ялту. Их роман, а затем и брак представлял собой вереницу редких встреч и мучительных расставаний. Только письма помогали супругам сохранить любовь. «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще. Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я всё-таки любил бы тебя — за твою душу, за нрав. Пиши мне, пёсик мой! Береги своё здоровье. Если заболеешь, не дай Бог, то бросай всё и приезжай в Ялту, я здесь буду ухаживать за тобой. Не утомляйся, деточка», — писал Чехов своей жене. Их письма друг другу пестрят ласковыми прозвищами и умилительными обращениями. Чехов называл жену «милой собачкой», «лошадкой», «цаплей», «актрисулей», «милюсей», а она его — «дусиком», «милым писателем» и «Антонкой».

Антона Павловича Чехова не стало 15 июля 1904 года. Ольга Книппер была с ним в последние дни его жизни — тогда ей наконец-то дали отпуск в театре, чтобы она могла сопроводить мужа на лечение в Баденвейлере на юге Германии. (слайд 17) После его смерти она на несколько месяцев пропала из виду, жила затворницей, продолжая писать мужу нежные письма. Но постепенно её деятельная натура взяла своё — она вернулась в театр и прожила ещё 55 лет. Ольга Книппер никогда больше не вышла замуж, но в свете по-прежнему ходили слухи о её бесчисленных романах. «Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни…» — вспоминала она впоследствии.

На похороны писателя собралось четыре тысячи человек: гроб с телом пронесли от Николаевского вокзала до кладбища Новодевичьего монастыря.




Просмотр содержимого презентации
«(Приложение №1)»

Вопрос «на засыпку» По мнению В.Набокова, в русской литературе было 4 великих писателя: один – гармоничный, другой – абсурдный, третий – сдержанный, четвёртый – земной.     О ком он так говорил?

Вопрос «на засыпку»

  • По мнению В.Набокова, в русской литературе было 4 великих писателя: один – гармоничный, другой – абсурдный, третий – сдержанный, четвёртый – земной.

О ком он так говорил?

Гармоничный Абсурдный

Гармоничный

Абсурдный

сдержанный    земной

сдержанный

земной

«Страницы жизни Антона Павловича Чехова».Человек с молоточком».

«Страницы жизни Антона Павловича Чехова».Человек с молоточком».

«Кластер»  Чехов

«Кластер»

Чехов

Псевдонимы А.П.Чехова Врач без пациентов Человек без селезёнки Антоша Чехонте Брат моего брата Шиллер Шекспирович Гёте

Псевдонимы А.П.Чехова

Врач

без пациентов

Человек

без селезёнки

Антоша Чехонте

Брат

моего брата

Шиллер Шекспирович

Гёте

Родители  «Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал»,- писал А.П.Чехов.

Родители

«Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал»,- писал А.П.Чехов.

Братья и сестра  В семье Чеховых было шестеро детей: Александр, Николай, Антон, Михаил, Иван и Мария.  Мария Николай  Антон Михаил Иван

Братья и сестра

В семье Чеховых было шестеро детей: Александр, Николай, Антон, Михаил, Иван и Мария.

Мария

Николай

Антон

Михаил

Иван

Чехов - врач В 1892 г.: типичный земский доктор. А.П.Чехов у постели больного ребенка

Чехов - врач

В 1892 г.: типичный земский доктор.

А.П.Чехов у постели больного ребенка

Встреча Толстого и Чехова

Встреча Толстого и Чехова

«каторжный остров» Сахалин

«каторжный остров» Сахалин

Решение поехать на Сахалин  было окончательно принято, очевидно, летом 1889 года. Возвращался Чехов осенью и зимой 1890-го, по Индийскому океану через Суэцкий канал, посетив по дороге остров Цейлон.

Решение поехать на Сахалин было

окончательно принято, очевидно, летом 1889 года. Возвращался Чехов осенью и зимой 1890-го, по Индийскому океану через Суэцкий канал, посетив по дороге остров Цейлон.

А.П.Чехов с женой Ее он в 1899 году назвал «последняя страница моей жизни». Венчание состоялось 25 мая 1901 года в Москве. После свадьбы Ольга Леонардовна не оставила московскую сцену, а Чехов по состоянию здоровья вынужден был жить на юге. Годы совместной жизни Чехова и Книппер – это история долгой разлуки, редких встреч и чрезвычайно насыщенной переписки.

А.П.Чехов с женой

Ее он в 1899 году назвал «последняя страница моей жизни». Венчание состоялось 25 мая 1901 года в Москве. После свадьбы Ольга Леонардовна не оставила московскую сцену, а Чехов по состоянию здоровья вынужден был жить на юге. Годы совместной жизни Чехова и Книппер – это история долгой разлуки, редких встреч и чрезвычайно насыщенной переписки.

Последние годы жизни К лету 1904 года состояние здоровья Чехова ухудшилось настолько, что врачи потребовали немедленной поездки на немецкий горный курорт Шварцвальд, в городок Баденвейлер. Там 15 июля оборвалась земная жизнь А.П.Чехова. Жизнь его произведений продолжается до сих пор. В  Германии в Баденвейлере установлена стела в память А.П.Чехова с надписью

Последние годы жизни

К лету 1904 года состояние здоровья Чехова ухудшилось настолько, что врачи потребовали немедленной поездки на немецкий горный курорт Шварцвальд, в городок Баденвейлер. Там 15 июля оборвалась земная жизнь А.П.Чехова. Жизнь его произведений продолжается до сих пор.

В Германии в Баденвейлере установлена стела в память А.П.Чехова с надписью

"Доброму человеку и врачу Антону П. Чехову  род. 29. 1. 1860 в Таганроге  ум. 15. 7. 1904 в Баденвейлере".

Могила Чехова  22 июля 1904 года тело А.П.Чехова было перевезено в Москву. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Могила Чехова

22 июля 1904 года тело А.П.Чехова было перевезено в Москву. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Значение творчества А.П.Чехова Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара... МХАТ имени А.П.Чехова

Значение творчества А.П.Чехова

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара...

МХАТ имени А.П.Чехова

«Попрыгунья» «Мой ласковый и нежный зверь»

«Попрыгунья»

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Человек в футляре» «Дядя Ваня»

«Человек в футляре» «Дядя Ваня»

Скульптурная композиция

Скульптурная композиция "Антон Чехов и дама с собачкой" .

Дом-музей имени А.П.Чехова

Дом-музей имени А.П.Чехова

Противотуберкулезный санаторий имени Чехова.

Противотуберкулезный санаторий имени Чехова.

Белая дача

Белая дача

Пансионат имени Чехова в Ялте.

Пансионат имени Чехова в Ялте.

В ЯЛТЕ

В ЯЛТЕ

Пансионат Дом творчества писателей им. А.П. Чехова

Пансионат Дом творчества писателей им. А.П. Чехова

Дача музей А.П. Чехова в Гурзуфе (Ялта) .

Дача музей А.П. Чехова в Гурзуфе (Ялта) .

Гимназия имени Чехова в Ялте.

Гимназия имени Чехова в Ялте.

Ялтинский театр им. А.П. Чехова .

Ялтинский театр им. А.П. Чехова .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Страницы жизни Антона Павловича Чехова.

Автор: Тихоненко Наталья Алагаевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Презентация для урока на тему "Моя малая Родина" "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-dlia-uroka-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "235011"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443559847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока на тему "Моя малая Родина" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moia-malaia-rodina-1"
    ["file_id"] => string(6) "235014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443561030"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства