kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Страница из “Энциклопедии русской жизни”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Познавательная – познакомить учащихся с некоторыми аспектами кулинарного антуража в романе “Евгений Онегин”.
  2. Развивающая – совершенствовать навыки творческого, сознательно- исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
  3. Воспитательная – вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.

Тип урока: интегрированный, с применением информационно-коммуникационной технологии.

Оборудование: мультипроектор, диск с презентацией, раздаточный материал, словарь иностранных слов, толковый словарь, текст “Евгения Онегина”, кулинарная энциклопедия, плакат для рефлексии, фишки (апельсины, лимоны, ананасы).

Методы: проблемно-развивающий, поисково-исследовательский.

Форма работы: групповая, парная.

Приложение 1.

Ход урока.

План:

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

“Погружение” в атмосферу урока, чтение учителем наизусть отрывка из романа “Евгений Онегин”) и узнавание отрывка:

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Слово учителя:

- Вы, конечно, узнали из какого произведения этот отрывок?

- Как вы думаете, прав ли был В.Г.Белинский, назвав этот роман “Энциклопедией русской жизни”? Докажите.

-Давайте проверим, насколько мы с вами правы, доказывая, что роман А.С.Пушкина – это “энциклопедия русской жизни”. (Слайд 2)

- “Евгений Онегин” - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. И мы имеем возможность представить, как жили в XIX веке представители высшего “света” и патриархального поместного дворянства.

Сегодня мы войдем в эту эпоху необычным путем, рассматривая одну из сторон русской действительности, которую Пушкин показывает в своем произведении, и постараемся увидеть, как кулинарное искусство зависит от уклада жизни светского человека и в городе, и в деревне.

Я думаю, что вам интересно будет узнать, что предпочитал в своем рационе молодой светский человек 20-30-х годов XIX века.

Нельзя не согласиться с автором кулинарной книги XIX века “Кушать подано” Похлебкиным, который писал, что “еда – не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда – лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием”. (Слайд 3)

Я предполагаю, что вы при чтении недостаточно обращали внимание на то, чему Пушкин уделил сравнительно большое место в романе, поэтому на нашем уроке речь пойде об еде и тема нашего урока будет звучать так: “Страница из “Энциклопедии русской жизни” (…или некоторые аспекты кулинарного антуража в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”). (Слайд 4)

3. Работа с понятиями и со словарями.

- Ребята, какие слова в названии темы вам непонятны?

- Что вы можете сказать об их происхождении?

- Как вы думаете, по какому словарю нам удобнее проверить толкование этих слов? Найдите толкование этих слов.

Аспект – (лат.) точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие.

Антураж – (франц.) окружающая обстановка, окружение.

(Слайд 5)

Наш главный герой Евгений Онегин - живет и в сельской, и в городской местности.

- Как вы думаете, еда в деревне будет отличаться от городской? А почему?

- В романе есть несколько “кулинарных” отступлений, в которых описывается меню ресторана “Talon” в Петербурге и домашнего дворянского застолья в поместье у Лариных. По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках. Все это создает “кулинарный” фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.

4.Объявление цели урока.

- Целью нашего занятия будет исследование текста, в процессе которого мы познакомимся с некоторыми аспектами кулинарного антуража в романе “Евгений Онегин”. На основе этого мы сделаем выводы о том, какие блюда предпочитал в своем рационе Евгений Онегин, сам А.С.Пушкин и его современники, и какое влияние на формирование личности героя оказали особенности кулинарного искусства.

5. Исследовательская работа.

Задание для 2-х групп:

Используя раздаточный материал, попробуйте проанализировать своеобразие блюд из “кулинарных” отступлений в произведении А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и составить оригинальные меню ресторана TALON в Петербурге и домашнего дворянского застолья в поместье у Лариных. (Слайд 6)

Приложение 2.

6. Результаты по исследованию текста.

- Итак, время самостоятельной работы подошло к концу. Давайте посмотрим, какие блюда были любимыми и традиционными в “онегинскую эпоху”?

(Слайд 7)

- А теперь проверим, насколько правильно составленное вами меню соответствует действительности. (Слайд 8)

7. Подведение итогов.

- Какой вывод мы можем сделать по данной теме

- Как относится поэт к русской и зарубежной кухне?

- Зачем Пушкину понадобились “кулинарные “ отступления в произведении?

Вывод:

- С помощью кулинарного фона поэт подчеркивает всю несовместимость Онегина с провинциальной средой, бытом Лариных, готовит читателя к событиям, чреватым горькими последствиями. (Слайд 9,10)

Пушкин очень серьезно относится к кулинарному антуражу, используя его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как убедительный аргумент в развитии действия.

- В нашем маленьком исследовании мы еще раз убедились, что гений велик и в малом. А.С.Пушкин был хорошо осведомлен в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоев российского дворянства. Это и позволило В.Г.Белинскому назвать роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”.

(Слайд 11, 12)

8. Домашнее задание.

(На выбор: творческое, дифференцированное) (Слайд 13)

  • Составить меню молодого повесы XXI века.
  • Провести исследование отрывка “Обед у губернатора” по роману Н.В.Гоголя “Мертвые души” и написать небольшое резюме по этому поводу.

9. Тест. (Слайд 14 - 17)

- А сейчас проверим, что в процессе урока вы усвоили, узнали нового?

Возьмите листочки, подпишите фамилии и выполните тест.

1. Каким эпитетом наградил Пушкин “Страсбурга пирог”?

А) Нетленный;
Б) Горелый;
В) Испорченный.

2. Какое блюдо Пушкин именует на деревенский лад, язвительно подчеркивая провинциальное “смешенье языков, французского с нижегородским”?

А) Бифштекс;
Б) Бланманже;
В) Жаркое.

3. “Незатейливое”, простое, сытное блюдо традиционной русской кухни. Существовало предание, что чем больше (?) съешь во время масленицы, тем более урожайным будет год.

А) Блины;
Б) Пироги;
В) Торты.

4. Что любил пить по утрам в деревне Евгений Онегин?

А) Кофе;
Б) Чай;
В) “Ростбиф окровавленный”.

5. Донское шипучее вино, названное в честь станицы.

А) “Вино кометы”;
Б) Брусничная вода;
В) Цимлянское.

6. Горячее, истинно французское блюдо, приготовленное из земляных грибов?

А) Лимбургский сыр;
Б) Трюфели;
В) Жирные котлеты.

7. Как относится Пушкин к зарубежной кухне?

А) Предпочитает только русские блюда;
Б) Любит ее своеобразие, оригинальность и уважает традицию;
В) Постоянно иронизирует по этому поводу.

8. Кулинарный антураж в романе “Евгений Онегин” используется

А) Как литературная традиция;
Б) Как доказательство преобладания французских блюд на русском столе;
В) Как убедительный аргумент в развитии действия.

10. Взаимопроверка. (Слайд 18)

Ответ:1-А;2-Б; 3-А; 4-А; 5-В; 6-Б; 7-Б; 8-В.

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу у своего одноклассника.

Поставьте оценку:

“5” - 0 ошибок;
“4” - 2 ошибки;
“3” - 4 ошибки.

11. Рефлексия. (Слайд 19)

Приложение 3.

- Наш урок подходит к концу. Я думаю, что он запомнится вам своей необычностью, так как не часто мы имеем возможность поговорить об еде на уроках литературы, а читая произведение, не всегда придаем этому значение.

- Сейчас я попрошу вас оценить свое участие в уроке.

Перед вами большая ваза, ее нужно “наполнить фруктами”. Прочитайте внимательно инструкцию, выберите 1 фрукт по вашему вкусу и положите в вазу.

- Спасибо за урок!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Страница из “Энциклопедии русской жизни” »

Тема: “Страница из “Энциклопедии русской жизни” (…или некоторые аспекты кулинарного антуража в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”).

Цели:

  1. Познавательная – познакомить учащихся с некоторыми аспектами кулинарного антуража в романе “Евгений Онегин”.

  2. Развивающая – совершенствовать навыки творческого, сознательно- исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

  3. Воспитательная – вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.

Тип урока: интегрированный, с применением информационно-коммуникационной технологии.

Оборудование: мультипроектор, диск с презентацией, раздаточный материал, словарь иностранных слов, толковый словарь, текст “Евгения Онегина”, кулинарная энциклопедия, плакат для рефлексии, фишки (апельсины, лимоны, ананасы).

Методы: проблемно-развивающий, поисково-исследовательский.

Форма работы: групповая, парная.

Приложение 1.

Ход урока.

План:

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

“Погружение” в атмосферу урока, чтение учителем наизусть отрывка из романа “Евгений Онегин”) и узнавание отрывка:

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Слово учителя:

- Вы, конечно, узнали из какого произведения этот отрывок?

- Как вы думаете, прав ли был В.Г.Белинский, назвав этот роман “Энциклопедией русской жизни”? Докажите.

-Давайте проверим, насколько мы с вами правы, доказывая, что роман А.С.Пушкина – это “энциклопедия русской жизни”. (Слайд 2)

- “Евгений Онегин” - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. И мы имеем возможность представить, как жили в XIX веке представители высшего “света” и патриархального поместного дворянства.

Сегодня мы войдем в эту эпоху необычным путем, рассматривая одну из сторон русской действительности, которую Пушкин показывает в своем произведении, и постараемся увидеть, как кулинарное искусство зависит от уклада жизни светского человека и в городе, и в деревне.

Я думаю, что вам интересно будет узнать, что предпочитал в своем рационе молодой светский человек 20-30-х годов XIX века.

Нельзя не согласиться с автором кулинарной книги XIX века “Кушать подано” Похлебкиным, который писал, что “еда – не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда – лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием”. (Слайд 3)

Я предполагаю, что вы при чтении недостаточно обращали внимание на то, чему Пушкин уделил сравнительно большое место в романе, поэтому на нашем уроке речь пойде об еде и тема нашего урока будет звучать так: “Страница из “Энциклопедии русской жизни” (…или некоторые аспекты кулинарного антуража в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”). (Слайд 4)

3. Работа с понятиями и со словарями.

- Ребята, какие слова в названии темы вам непонятны?

- Что вы можете сказать об их происхождении?

- Как вы думаете, по какому словарю нам удобнее проверить толкование этих слов? Найдите толкование этих слов.

Аспект – (лат.) точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие.

Антураж – (франц.) окружающая обстановка, окружение.

(Слайд 5)

Наш главный герой Евгений Онегин - живет и в сельской, и в городской местности.

- Как вы думаете, еда в деревне будет отличаться от городской? А почему?

- В романе есть несколько “кулинарных” отступлений, в которых описывается меню ресторана “Talon” в Петербурге и домашнего дворянского застолья в поместье у Лариных. По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках. Все это создает “кулинарный” фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.

4.Объявление цели урока.

- Целью нашего занятия будет исследование текста, в процессе которого мы познакомимся с некоторыми аспектами кулинарного антуража в романе “Евгений Онегин”. На основе этого мы сделаем выводы о том, какие блюда предпочитал в своем рационе Евгений Онегин, сам А.С.Пушкин и его современники, и какое влияние на формирование личности героя оказали особенности кулинарного искусства.

5. Исследовательская работа.

Задание для 2-х групп:

Используя раздаточный материал, попробуйте проанализировать своеобразие блюд из “кулинарных” отступлений в произведении А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и составить оригинальные меню ресторана TALON в Петербурге и домашнего дворянского застолья в поместье у Лариных. (Слайд 6)

Приложение 2.

6. Результаты по исследованию текста.

- Итак, время самостоятельной работы подошло к концу. Давайте посмотрим, какие блюда были любимыми и традиционными в “онегинскую эпоху”?

(Слайд 7)

- А теперь проверим, насколько правильно составленное вами меню соответствует действительности. (Слайд 8)

7. Подведение итогов.

- Какой вывод мы можем сделать по данной теме

- Как относится поэт к русской и зарубежной кухне?

- Зачем Пушкину понадобились “кулинарные “ отступления в произведении?

Вывод:

- С помощью кулинарного фона поэт подчеркивает всю несовместимость Онегина с провинциальной средой, бытом Лариных, готовит читателя к событиям, чреватым горькими последствиями. (Слайд 9,10)

Пушкин очень серьезно относится к кулинарному антуражу, используя его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как убедительный аргумент в развитии действия.

- В нашем маленьком исследовании мы еще раз убедились, что гений велик и в малом. А.С.Пушкин был хорошо осведомлен в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоев российского дворянства. Это и позволило В.Г.Белинскому назвать роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”.

(Слайд 11, 12)

8. Домашнее задание.

(На выбор: творческое, дифференцированное) (Слайд 13)

  • Составить меню молодого повесы XXI века.

  • Провести исследование отрывка “Обед у губернатора” по роману Н.В.Гоголя “Мертвые души” и написать небольшое резюме по этому поводу.

9. Тест. (Слайд 14 - 17)

- А сейчас проверим, что в процессе урока вы усвоили, узнали нового?

Возьмите листочки, подпишите фамилии и выполните тест.

1. Каким эпитетом наградил Пушкин “Страсбурга пирог”?

А) Нетленный;
Б) Горелый;
В) Испорченный.

2. Какое блюдо Пушкин именует на деревенский лад, язвительно подчеркивая провинциальное “смешенье языков, французского с нижегородским”?

А) Бифштекс;
Б) Бланманже;
В) Жаркое.

3. “Незатейливое”, простое, сытное блюдо традиционной русской кухни. Существовало предание, что чем больше (?) съешь во время масленицы, тем более урожайным будет год.

А) Блины;
Б) Пироги;
В) Торты.

4. Что любил пить по утрам в деревне Евгений Онегин?

А) Кофе;
Б) Чай;
В) “Ростбиф окровавленный”.

5. Донское шипучее вино, названное в честь станицы.

А) “Вино кометы”;
Б) Брусничная вода;
В) Цимлянское.

6. Горячее, истинно французское блюдо, приготовленное из земляных грибов?

А) Лимбургский сыр;
Б) Трюфели;
В) Жирные котлеты.

7. Как относится Пушкин к зарубежной кухне?

А) Предпочитает только русские блюда;
Б) Любит ее своеобразие, оригинальность и уважает традицию;
В) Постоянно иронизирует по этому поводу.

8. Кулинарный антураж в романе “Евгений Онегин” используется

А) Как литературная традиция;
Б) Как доказательство преобладания французских блюд на русском столе;
В) Как убедительный аргумент в развитии действия.

10. Взаимопроверка. (Слайд 18)

Ответ:1-А;2-Б; 3-А; 4-А; 5-В; 6-Б; 7-Б; 8-В.

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу у своего одноклассника.

Поставьте оценку:

“5” - 0 ошибок;
“4” - 2 ошибки;
“3” - 4 ошибки.

11. Рефлексия. (Слайд 19)

Приложение 3.

- Наш урок подходит к концу. Я думаю, что он запомнится вам своей необычностью, так как не часто мы имеем возможность поговорить об еде на уроках литературы, а читая произведение, не всегда придаем этому значение.

- Сейчас я попрошу вас оценить свое участие в уроке.

Перед вами большая ваза, ее нужно “наполнить фруктами”. Прочитайте внимательно инструкцию, выберите 1 фрукт по вашему вкусу и положите в вазу.

- Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Страница из “Энциклопедии русской жизни”

Автор: Садвокасова Алма Сатыбаевна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Твои первые словари, энциклопедии, справочники» Библиотечный урок"
    ["seo_title"] => string(63) "tvoipiervyieslovarientsiklopiediispravochnikibibliotiechnyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "305613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457967795"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Книжная выставка Как способ раскрытия личности А.С.Пушкина к 225-летию гения слова"
    ["seo_title"] => string(80) "knizhnaia_vystavka_kak_sposob_raskrytiia_lichnosti_a_s_pushkina_k_225_letiiu_gen"
    ["file_id"] => string(6) "653646"
    ["category_seo"] => string(9) "librarian"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1719318450"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект библиотечного  урока"
    ["seo_title"] => string(30) "konspiektbibliotiechnoghouroka"
    ["file_id"] => string(6) "299006"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456423243"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(58) "uroki-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "236548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444110965"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "X научно – практическая  конференция «За страницами учебника» Проект на тему: А.В.Суворов - великий полководец и литератор "
    ["seo_title"] => string(131) "x-nauchno-praktichieskaia-konfierientsiia-za-stranitsami-uchiebnika-proiekt-na-tiemu-a-v-suvorov-vielikii-polkovodiets-i-litierator"
    ["file_id"] => string(6) "246179"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446305175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства