Создание перфоманса по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Листок"
Создание перфоманса по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Листок"
Урок создания перфоманса по стихотворению предполагает предварительное домашнее задание по группам,способствует развитию творческих способностей обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание перфоманса по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Листок"»
Создание перфоманса по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Листок»(6 кл.)
Цель:
Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя. Рассмотреть образную системы стихотворения.
Планируемые результаты:
Предметные:
выявить основные принципы постраения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»; повторить основные термины и понятия, связанные с анализом лирического произведения :тема, проблема, образ лирического героя, рифма, композиция, троп, размер стихотворного произведения; учиться анализировать текстовый материал и работать с раздаточным и иллюстративным материалом; формировать умение формулировать определения,создание перфоманса по стихотворению «Листок»
Метапредметные:
а) формировать регулятивные УУД:
осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать то, что уже усвоено, правильность выполнения учебной задачи;
б) формировать познавательные УУД:
уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
в) формировать коммуникативные УУД.
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
Личностные:
приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; оценивать свои результаты.
Ход урока
1.Чтение стих-я-«Парус» под музыку наизусть
Я думаю,что все вы узнали стих-е и сможете сказать, с творчеством какого поэта мы продолжим знакомство?
Определить тему и основную идею стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»
Познакомиться с образной системой стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Определить языковые средства, используемые автором.
Создать перфоманс по стихотворению «Листок»
(Перфоманс - это по сути некое представление, действие в котором участвующие люди пытаются донести до своих зрителей какую то идею, мысль.)
Подвести итоги урока
Хорошо, я принимаю ваше предположение. В конце урока мы обязательно проверим: правы вы были или нет.
Сегодня мы принесли на урок дубовый листок.
-Что вы можете о нём сказать? Какой он?
-Можно ли посвятить этому листку стихотворение?
- О чём бы вы в нём написали
Каким вам видится дубовый листочек
Чтобы нам с вами проанализировать стих-е и добиться целей нашего урока, мы должны будем вспомнить некоторые термины литературы
Терминологический диктант
1. Образ того героя в лирическом произведении, переживания мысли и чувства которого отражены в нём. (Лирический герой)
2. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (Композиция.)
3. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. (Антитеза.)
4. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (Эпитет.)
5. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение.)
6. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов. (Метафора.)
- А теперь проверьте. В оценочной карте урока поставьте себе оценку за этот вид работы. И при выполнении других заданий тоже себя оценивайте в этой катре.
"Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? Кто знает... Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России."
Ученик
:.Мама М.Ю.Лермонтова Мария Михайловна была заботливой женщиной, она заботилась не только о своем сыне, но и ходила по крестьянским домам и помогала больным людям. Она прожила всего 21 год, умерла от чахотки, а маленькому Мише было всего 2 года и 4 месяца:::::
Стихотворение "Листок" написано весной 1841 года после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге-
Прислушаемся к тому, как звучит стихотворение "Листок" в исполнении мастера художественного слова(прослушивание текста стихотворения)
Ролик
Каким настроением проникнуто это стихотворение?
(чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда. похоже на грустную песню)
О чем эти стихи?
5. Назовите мне два главных действующих лица стихотворения. (Задание легкое: конечно же, это «дубовый листок» и «чинара»). Давайте понаблюдаем за ними.
Наблюдения оформим в виде таблицы.
6. Найдем в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов.
7. Какие ассоциации вызывает листок? Какие ассоциации вызывает чинара?
Подберем ассоциации к каждому из ключевых образов.
Дубовый листок
Чинара
Лексическая цепочка
ассоциации
Лексическая цепочка
ассоциации
Оторвался от ветки родимой
Укатился, жестокою бурей гонимый
Засох, увял, странник
Прижался
Приюта молит
С тоскою глубокой
Бедный листочек
Пылен и желт
Пришелец,
докатился до Черного моря
Несчастный
Одинокий
Бесприютный
Скиталец
Молодая
С ней шепчется ветер, ветви лаская
Поют ей райские птицы
Листья изумрудные
Сынам свежим
Солнцем любима
Ветви раскинула на просторе
Красавица
Безоблачная жизнь
Равнодушная
Самодовольная
самовлюбленная
8. Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушить свой покой, свое благополучие. Она самодовольная и самовлюбленная, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь). Учитель говорит с учащимися о доброте и милосердии.
Ребята, как вы думаете, какие человеческие качества очень важны в жизни, особенно в наше время? (доброта,милосердие)
Да, ребята, одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.
10. Какие тропы помогли автору сделать стихотворение таким грустным
Дубовый листок
Чинара
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.
ассоциации
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств.
ассоциации
Оторвался от ветки родимой(олицетворение)
Укатился, жестокою бурей гонимый(олицетворение)
Засох, увял, странник (метафора)
Прижался (олицетворение)
Приюта молит (олицетворение)
С тоскою глубокой (эпитет)
Бедный листочек (эпитет)
Пылен и желт (эпитет)
Пришелец (метафора), докатился до Черного моря (олицетворение)
Несчастный
Одинокий
Бесприютный
Скиталец
Молодая (эпитет)
С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)
Поют ей райские птицы (олицетворение)
Листья изумрудные (эпитет)
Сынам свежим (метафора: листья – сыны чинары)
Солнцем любима (олицетворение)
Ветви раскинула на просторе (олицетворение)
Красавица
Безоблачная жизнь
Равнодушная
Самодовольная
самовлюбленная
9. Какими мы увидели героев стихотворения?
Какой приём композиции использует автор, рисуя образы лирических героев?( антитеза)
Дома вам было дано задание по группам
1.Артистическая мастерская(чтение по ролям,танец)
2.Юные режиссёры(слайды для презентации)
3.Юные музыканты(музыка с осенней тематикой)
4. Юные художники
10 мин. готовимся
Показ перфоманса.
Какова тема стих?( тема одиночества,поиски спокойствия и душевного тепла в реальном мире)
Какова идея?( не всегда внешняя красота гарантирует внутреннюю.духовную красоту)
Кем представлена образная система стих?
Образом Листка - странника и чинары. Но фигура странника главная в стихотворении. За образом листка стоит человек с непростой судьбой.
Может быть, это сам поэт. Лирический герой одинок и страдает от этого. И, к сожалению, мы с этим ничего не сможем сделать. А вот нашим помощникам, дубовым листкам, повезло больше. Мы можем их уберечь от одиночества, собрав вместе в большую семью нашего классного дуба, ведь это так просто делать других счастливыми, нужно просто о них подумать
Итак, ребята. Сегодня на уроке мы проанализировали всего лишь одно стихотворение М.Ю.Лермонтова. Мы увидели, что для полного восприятия произведения нам было необходимо рассмотреть его с разных сторон: звуковой, образной, композиционной .Поэт представил нам размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.Для этого он использует различные приемы. Так писать могут только очень талантливые люди, великие писатели и поэты. А М.Ю.Лермонтов, без сомнения, был таким.
Ребята,выполнили мы цели,которые ставили в начале урока?
Рефлексия-интервью
В роли журналиста на уроке у нас присутствовала Диана Дружинина….
«Мы ведем репортаж из Кирилловской средней школы. Сегодня открытый урок в 6 В классе.
…..Чему был посвящён урок?
….что особенного увидел(а) в лирике Лермонотова
…что было открытием для вас? Что удивило?
Закончить нашу беседу я хочу стихотворением Сергея Острового
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.
Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?! IY. Домашнее задание 1. Написать миниатюру на тему «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок? «Какова дальнейшая жизнь листка?» «Можно ли листок назвать сильным?»