В разработке данного урока показана сложность и трагичность эпохи 1930-1940-х гг. Представлена взаимосвязь литературы и общественной мысли 30-х – 40-х годов 20 века с историческими процессами в стране и их взаимовлияние.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Советская литература 1930-1940-х годов. Обзор.»
Урок № 92
Дисциплина: Литература
Курс: 1.
Группа:
Тема учебного занятия: Советская литература 1930-1940-х гг. Обзор.
Вид учебного занятия: Текущая лекция.
Цели урока
Обучающая: показать студентам сложность и трагичность эпохи 1930-1940-х гг.; обнаружить взаимосвязь литературы и общественной мысли 30-х – 40-х годов с историческими процессами в стране и их взаимовлияние; вызвать интерес к произведениям 30-40-х годов XX века и творчеству писателей данной эпохи;
Развивающая: совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
I. Организационный момент: Подготовка студентов к работе. Приветствие; выявление отсутствующих; организация учебного места.
II. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. Сообщение темы.
III. Актуализация.Постановка целей урока.
Вступительное слово:
- Мы познакомимся сегодня с литературой 30-40 годов 20 века. Очень сложно разобраться в истории этого периода. Еще совсем недавно считалось, что эти годы наполнены исключительно художественными достижениями. В наши дни, когда открываются многие страницы истории России 20 века, видно, что 30-40 годы – это время как художественных открытий, так и невосполнимых потерь.
Мы рассмотрим не всю литературу названного периода, а лишь вспомним тех авторов, которые не вписывались в новую идеологию. Они понимали, что отрицать новое время – нелепо. Поэт должен его выразить. Но выразить – это не значит воспеть…
Чтение стихотворения:
Писатель,- если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
«Когда поражена свобода».
Яков Петрович Полонский – русский поэт 19 века.
-Какое впечатление произвели на Вас эти строки, что Вы можете о них сказать?
IV. Изучение нового материала.
Лекция преподавателя с элементами беседы.
А. Общественно–политическая ситуация 30–х годов.
-Ребята, что Вы можете сказать о времени 30-40-х годов 20 века?
(Работа с эпиграфом).
Годами бурного социалистического строительства стали 30-40-е годы 20 века. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», - это не просто строка из популярной в 30-е годы песни, это девиз эпохи. Советские люди, действительно, творили сказку, творили своим трудом, своим энтузиазмом. Воздвигалось здание могучей социалистической державы. Строилось «светлое будущее».
В наши дни уже как легенда звучат названия Комсомольск-на-Амуре, Турксиб, Магнитка, Днепрострой. Вспоминается имя А. Стаханова. Довоенные пятилетки ликвидировали вековую отсталость России и выводили страну на передовые рубежи производства, науки и техники.
Экономические и политические процессы сопровождались коренной ломкой отживших представлений, перестройкой человеческого сознания. Советское крестьянство «с кровью рвало пуповину», соединявшую его с собственностью. Новые социалистические представления о роли труда в жизни, новые нравственные и эстетические ценности стали объектом пристального внимания советского искусства.
Все это находило отражение в литературе и того времени.
Б. Основные темы литературы 30-40-х годов 20 века.
Новые темы 30-х годов.
производственная тема;
коллективизация сельского хозяйства;
бурный всплеск исторического романа.
1.Производственная тема.
Производственный роман - это такое литературное произведение, где всё действие описывается на фоне какого-то производственного процесса, все герои так или иначе в этот процесс включены, решение производственных проблем создает какие-то нравственные коллизии, героями решаемые. При этом читатель вводится в курс производственного процесса, он включается не только в человеческие, но и в деловые, рабочие отношения героев (запись в тетрадь).
30-е годы – время напряжённейшего труда по коренному преобразованию индустриального облика страны.
Роман Ф. Гладкова «Цемент» (первое произведение на эту тему, 1925);
«Соть» Л. Леонова;
«Гидроцентраль» М. Шагинян;
«Время, вперёд!» В. Катаева;
Пьесы Н. Погодина «Аристократы», «Темп», «Поэма о топоре».
Жанр романа воспитания
«Педагогическая поэма» А. Макаренко. В своём автобиографическом повествовании автор весьма наглядно показал, каких результатов добивается педагог, если он умело сочетает разумно организованный труд колонистов с принципом коллективизма, когда воспитанники как бы сами, без назойливого вмешательства извне решают все проблемы на основе демократического самоуправления.
Романы о самовоспитании новой личности
«Как закалялась сталь» Н. Островского (о преодолении болезни);
«Два капитана» В. Каверина (о преодолении своих недостатков).
Особое место занимают произведения А. Платонова «Котлован». «Чевенгур», «Ювенильное море».
2. Тема коллективизации.
В полной мере отразить трагические стороны «великого перелома» в деревне, производимого сверху и повлекшего страшный голод во многих областях страны, перегибы раскулачивания – всё это в той или иной мере будет затронуто лишь позднее, после разоблачения культа Сталина.
«Поднятая целина» М. Шолохова;
«Бруски» Ф. Панфёрова;
«Лапти» П. Замойского;
«Ненависть» Н. Шухова;
«Девки» Н. Кочина;
поэма «Страна Муравия» А. Твардовского.
3.Жанр исторического романа.
В. Шишков «Емельян Пугачёв»;
О. Форш «Радищев»;
В. Ян «Чингиз-хан»;
С. Бородин «Дмитрий Донской»
А. Степанов «Порт-Артур»;
И. Новиков «Пушкин в Михайловском»;
Ю. Тынянов «Кюхля»;
Центральное место занимает роман А. Толстого «Пётр Первый».
В.Внимание «компетентных органов» к литературе.
усиление репрессивных мер против неугодных литераторов: Б. Пильняк, М. Булгаков, Ю. Олеша, В. Вересаев, А. Платонов, Е. Замятин;
- постановление ЦК «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 г.;
- утверждение в качестве творческого метода социалистического реализма – первый съезд Союза писателей СССР 1934г.
V. Закрепление.
Единообразие советской культуры
Доминирование романа с трафаретными сюжетными ходами и системой персонажей, обилием риторики и дидактики.
Изменения в образах героев
Герой действующий, не знающий нравственных мук и слабостей.
Уход писателей из «большой литературы» в пограничные сферы (детская литература).
«Потаенная» литература: А. Платонов «Котлован», «Чевенгур», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» - «возвращенная литература» в 60-80-е гг.
VI. Подведение итогов. Выставление оценок. Постановка домашнего задания.
-Итак, ребята время 30-40-х годов 20 века – это очень сложное время. Но все же оно не прошло бесследно для истории литературы, а оставило свой след.
Лучшие прозаические произведения 30-40-х годов
Романы М. Шолохова «Тихий Дон» 1928-40, «Поднятая целина» 1932-60
Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» 1925-36
Роман А. Толстого «Петр Первый» 1930-45.
Домашнее задание: Прочитать повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», отметить на основе ранее изученного материала как нашла свое отражение советская эпоха в данном произведении. Ответить на вопрос: «Почему повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а напечатана лишь в 1987?»