kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Урок русской литературы в 5 классе

Цель: сформировать первоначальные навыки сопоставительных характеристик литературных героев, показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни, подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылинасти Л»

ГУ « СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»










Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина

рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

5 класс






Подготовила и провела:

Покорская О.А.,

учитель русского языка и литературы

второй категории












Семей

Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина

рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Урок русской литературы в 5 «В»классе


Цель: сформировать первоначальные навыки сопоставительных характеристик литературных героев, показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни, подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.


Ход урока.

  1. Эвокация.

- Сегодня продолжаем работу по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Многие писатели и поэты обращались к теме Кавказа. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Как красива природа Кавказа: это горы, поросшие лесами, горные реки, ущелья.

(Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ», показ слайдов с изображением природа Кавказа)

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье…



- Не зря Толстой говорил: «Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».

- И люди здесь под стать природе: гордые, свободолюбивые. Именно здесь познакомились герои нашего рассказа Жилин и Костылин.


  1. Реализация.

- Цель нашего урока будет заключаться в том, чтобы рассмотреть жизненные ситуации, в которые попадают герои, и посмотреть, какие качества характера у них при этом проявляются.

а) Стратегия «Перемешанные события».

(Работа с интерактивной доской – флипчарт «Перемешанные события»)

Итоги проделанной работы.

б) Работа с отрывками произведения.

Письмо матери. Наше первое знакомство с Жилиным происходит через письмо. Ваше первое впечатление о герое, что вы можете о нем сказать?

Отпуск Жилина. Его отношение с товарищами.

В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление Костылина.

(Просмотр фрагмента из кинофильма «Кавказский пленник»)

- Этот эпизод говорит о многом, раскрывает характер героев. Как вы можете охарактеризовать их поступки?

Жилин попадает в плен. (Флипчарт «Литературное лото»).



Вы видите карточки-характеристики, которые находятся внизу в разброс. Ваша задача распределить эти качества между Жилиным и Костылиным.


При этом обязательно комментируйте свой ответ, используя факты из текста.

(Работа сопровождается просмотром отрывков кинофильма).


- Что у нас получилось? Какой вывод можем сделать? Герои явно противопоставлены друг другу. В их характеристике используются слова-антонимы.



в) Такой прием в литературе получил название антитеза. (Запись определения в тетрадь, флипчарт №3).

г) Русская пословица гласит: «Свалилась беда на голову вдруг, но не беда, коль рядом верный друг».

- Кому из персонажей вы бы отнесли эту пословицу?

д) Составление пятистрочия :

Жилин Костылин

е) «Геометрическиефигуры».

-Перед вами геометрические фигуры:куб,прямоугольник…. .Какая фигура ассоциируется у вас

с Жилиным, а какая с Костылиным. Обоснуйте свой ответ.

ж) «Говорящие фамилии».

- Почему Л.Н.Толстой дает своим героям именно такие «говорящие»фамилии?(Жилин- жила, которую нелегко перекусить, Костылин- костыль, который использут человек, нуждающийся в помощи. )

  1. Рефлексия.

-Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник». Кого он имел в виду? (Высказывания ребят)

Учитель обобщает: Он имел в виду Костылина, находящегося не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, или Жилина, который остался служить на Кавказе, навсегда плененный красотой этого края, выбрал себе такую судьбу.







  1. Домашнее задание.

Написать письмо одному из героев рассказа.




6



Просмотр содержимого презентации
«Кавказ»

Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина  по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен. Л.Н.Толстой Свалилась беда на голову вдруг, Но не беда, коль рядом верный друг. Русская пословица

Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен.

Л.Н.Толстой

Свалилась беда на голову вдруг,

Но не беда, коль рядом верный друг.

Русская пословица


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Покорская Ольга Александровна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Жилин и Костылин.  Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»"
    ["seo_title"] => string(91) "zhilinikostylinsravnitielnaiakharaktieristikaghieroievrasskazalntolstoghokavkazskiipliennik"
    ["file_id"] => string(6) "298571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456340735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства