ГУ « СОШ №1 им. Н.Г. Чернышевского»
Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина
рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
5 класс
Подготовила и провела:
Покорская О.А.,
учитель русского языка и литературы
второй категории
Семей
Тема: Сопоставительный анализ героев Жилина и Костылина
рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Урок русской литературы в 5 «В»классе
Цель: сформировать первоначальные навыки сопоставительных характеристик литературных героев, показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни, подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
Ход урока.
Эвокация.
- Сегодня продолжаем работу по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Многие писатели и поэты обращались к теме Кавказа. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. Как красива природа Кавказа: это горы, поросшие лесами, горные реки, ущелья.
(Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ», показ слайдов с изображением природа Кавказа)
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье…
- Не зря Толстой говорил: «Я был потрясен разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражен красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».
- И люди здесь под стать природе: гордые, свободолюбивые. Именно здесь познакомились герои нашего рассказа Жилин и Костылин.
Реализация.
- Цель нашего урока будет заключаться в том, чтобы рассмотреть жизненные ситуации, в которые попадают герои, и посмотреть, какие качества характера у них при этом проявляются.
а) Стратегия «Перемешанные события».
(Работа с интерактивной доской – флипчарт «Перемешанные события»)
Итоги проделанной работы.
б) Работа с отрывками произведения.
Письмо матери. Наше первое знакомство с Жилиным происходит через письмо. Ваше первое впечатление о герое, что вы можете о нем сказать?
Отпуск Жилина. Его отношение с товарищами.
В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление Костылина.
(Просмотр фрагмента из кинофильма «Кавказский пленник»)
- Этот эпизод говорит о многом, раскрывает характер героев. Как вы можете охарактеризовать их поступки?
Жилин попадает в плен. (Флипчарт «Литературное лото»).
Вы видите карточки-характеристики, которые находятся внизу в разброс. Ваша задача распределить эти качества между Жилиным и Костылиным.
При этом обязательно комментируйте свой ответ, используя факты из текста.
(Работа сопровождается просмотром отрывков кинофильма).
- Что у нас получилось? Какой вывод можем сделать? Герои явно противопоставлены друг другу. В их характеристике используются слова-антонимы.
в) Такой прием в литературе получил название антитеза. (Запись определения в тетрадь, флипчарт №3).
г) Русская пословица гласит: «Свалилась беда на голову вдруг, но не беда, коль рядом верный друг».
- Кому из персонажей вы бы отнесли эту пословицу?
д) Составление пятистрочия :
Жилин Костылин
е) «Геометрическиефигуры».
-Перед вами геометрические фигуры:куб,прямоугольник…. .Какая фигура ассоциируется у вас
с Жилиным, а какая с Костылиным. Обоснуйте свой ответ.
ж) «Говорящие фамилии».
- Почему Л.Н.Толстой дает своим героям именно такие «говорящие»фамилии?(Жилин- жила, которую нелегко перекусить, Костылин- костыль, который использут человек, нуждающийся в помощи. )
Рефлексия.
-Л. Н. Толстой назвал свой рассказ «Кавказский пленник». Кого он имел в виду? (Высказывания ребят)
Учитель обобщает: Он имел в виду Костылина, находящегося не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, или Жилина, который остался служить на Кавказе, навсегда плененный красотой этого края, выбрал себе такую судьбу.
Домашнее задание.
Написать письмо одному из героев рассказа.
6