kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал «Жилин и Костылин.Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ставит своей целью помочь учителю обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы; учить сжато излагать повествовательный текст; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников развивать навыки сопоставительной характеристики героев; воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу  через  сопоставительный анализ героев рассказа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика героев

рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Цель: обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы; учить сжато излагать повествовательный текст; развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников развивать навыки сопоставительной характеристики героев; воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Цель:

обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Человек сам отвечает за свою судьбу. Л.Н.Толстой Береги честь смолоду, а платье снову. Сам погибай, а товарища выручай. Пословицы

Человек сам отвечает за свою судьбу.

Л.Н.Толстой

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы

Вспомним прочитанное. Композиция рассказа «Кавказский пленник» действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями. Экспозиция: Завязка:  Развитие действия:  Кульминация:  Развязка:  Эпилог: Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза. Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег. Второй побег из плена. Жилин оказывается в своей крепости. Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

Вспомним прочитанное.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

Характеристика литературного героя Характер – это … совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках. Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д. Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Характеристика литературного героя

Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? В плен попадают два офицера, но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён». Другой офицер / Жилин /сумел освободиться, именно он – герой рассказа Толстого. Сравним характер и поведение Жилина и Костылина, т.е.дадим им сравнительную характеристику

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

ведь пленников двое?

В плен попадают два офицера,

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

т.е.дадим им сравнительную характеристику

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Жилин Происхождение, род занятий Костылин Смысл фамилии Внешность Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны. Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый. Костыль – высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди. «Не велик ростом, а удал». «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Происхождение, род занятий

Костылин

Смысл фамилии

Внешность

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Жилин Предусмотри-тельность Костылин Отношение к лошади «Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»… «Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)». «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого». «Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)». «Матушка, вынеси, не зацепись ногой».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Предусмотри-тельность

Костылин

Отношение к лошади

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Жилин Поведение во время встречи с татарами Костылин «Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит». Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым. Трус, не поддержал товарища.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время встречи с татарами

Костылин

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Жилин Поведение в плену Костылин «Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду». «Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит». «А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать». Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение в плену

Костылин

«Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Жилин Мнение татар о пленниках Костылин Наблюдательность «Джигит» «Смирный» «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Мнение татар о пленниках

Костылин

Наблюдательность

«Джигит»

«Смирный»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Жилин Поведение во время первого побега Костылин «Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает». «Костылин всё отстаёт да охает». Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) . Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему. «Бросать товарища не годится».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время первого побега

Костылин

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

«Костылин всё отстаёт да охает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

«Бросать товарища не годится».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Жилин Подготовка ко второму побегу Костылин Выносливость Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега. Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге. «Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади». «…не годится товарища бросать».

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Подготовка ко второму побегу

Костылин

Выносливость

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

«…не годится товарища бросать».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина ВЫВОД Жилин Костылин Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег. Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери Раскис, упал духом. Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам. Ему интересны другие люди, любит детей. Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист. Великодушный, честный. Способен на предательство, трус

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

ВЫВОД

Жилин

Костылин

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

Раскис, упал духом.

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Великодушный, честный.

Способен на предательство, трус

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Почему так по-разному сложились судьбы героев? Какие основные черты характера они проявили? Жилин Костылин Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота. Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Какие основные черты характера они проявили?

Жилин

Костылин

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу»? Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей. Объясните смысл русских пословиц « Береги честь смолоду, а платье снову»,  «Сам погибай, а товарища выручай », опираясь на прочитанное произведение Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Объясните смысл русских пословиц

« Береги честь смолоду, а платье снову»,

«Сам погибай, а товарища выручай »,

опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

СПАСИБО  ЗА УРОК!

СПАСИБО

ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 24.02.2016

Номер свидетельства: 298571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства