kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слово о полку Игореве» в литературе, музыке и живописи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие живой связи “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства. Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею, Смутно травы шепчутся сухие, - Сладкий сон их нарушает ветер. Опускаясь низко над полями, По курганам, по могилам сонным. Нависает в темных балках сумрак. Бледный день над сумраком забрезжил, И рассвет ненастный задымился... Что шумит-звенит перед зарею? Что колышет ветер в темном поле? Холодеет ночь перед зарею, Серой мглой подернулися балки... Или это ратный стан белеет? Или снова веет вольный ветер Над глубоко спящими полками? Не ковыль ли, старый и сонливый, Он качает, клонит и качает, Вежи половецкие колышет И бежит-звенит старинной былью?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слово о полку Игореве» в литературе, музыке и живописи. »

Урок литературы. 9 класс. Внеклассное чтение.

«Слово о полку Игореве» в литературе, музыке и живописи.

Цель: раскрыть живую связь “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства.


Материал к уроку

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Звучит «Вступление» к «Слову…» на древнерусском языке.

Вслушаемся в ликующую музыку этих строк… Сколько гармонии звучит в них! Общение со “Словом…” всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. “Слово…” - юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл, как вы помните, “Слово…” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово…” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

  • Назовите тему произведения.

  • Назовите идею.

  • В чьи уста вложен в «Слове…» призыв к единению?

Этот призыв нелишне бы повторить и сегодня. Ведь это дошедшее до нас

из глубины веков обращение древнего писателя сегодня – нравственный ориентир для человеческой цивилизации. Диалектика общественного развития такова, что без прошлого не может быть настоящего и будущего.

Увертюра русской литературы «Слово о полку Игореве» дает нам ответы на вечные вопросы:

  • В чем смысл бытия?

  • Что такое крепость духа, готовность к подвигу?

  • Что такое справедливость, добро, человечность?

И не случайно это произведение послужило основой для создания

произведений смежных видов искусств. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.


  1. «Слово…» в литературе.

«Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Сколько поэтов переводили это замечательное произведение!

Но не только переводили, а и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова…” вносили в свою поэзию Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”), В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова…” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Образами “Слова…” населяет свою повесть “Кровавый узел”. Б. Лавренёв, “Слово…” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других.


Обратимся к некоторым из них.

1. Индивидуальное задание. Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Ковыль».

Что ми шумить, что ми звенить

давеча рано предъ зорями?

Слово о полку Игореве.

I

Что шумит-звенит перед зарею?

Что колышет ветер в темном поле?

Холодеет ночь перед зарею,

Смутно травы шепчутся сухие, -

Сладкий сон их нарушает ветер.

Опускаясь низко над полями,

По курганам, по могилам сонным.

Нависает в темных балках сумрак.

Бледный день над сумраком забрезжил,

И рассвет ненастный задымился...

Что шумит-звенит перед зарею?

Что колышет ветер в темном поле?

Холодеет ночь перед зарею,

Серой мглой подернулися балки...

Или это ратный стан белеет?

Или снова веет вольный ветер

Над глубоко спящими полками?

Не ковыль ли, старый и сонливый,

Он качает, клонит и качает,

Вежи половецкие колышет

И бежит-звенит старинной былью?

II

 Ненастный день. Дорога прихотливо

Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.

Шумит трава дремотно и лениво.

Немых могил сторожевая цепь

Среди хлебов загадочно синеет,

Кричат орлы, пустынный ветер веет

В задумчивых, тоскующих полях.

Да день от туч кочующих темнеет.

А путь бежит… не тот ли это шлях,

Где Игоря обозы проходили

На синий Дон? Не в этих ли местах

В глухую ночь в яругах волки выли,

А днем орлы на медленных крылах

Его в степи безбрежной провожали

И клектом псов на кости созывали,

Грозя ему великою бедой?

- Гей, отзовись, степной орел седой!

Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!

…Безмолвна степь. Один ковыль сонливый

Шуршит, склоняясь ровной чередой…


Анализ стихотворения.

Природа для И.А.Бунина – волшебная сила, наделяющая человека мудростью, красотой, радостью бытия, ощущением единства с великими силами природы. Ведь счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. А достичь этого может лишь тот, кто прикоснулся к её тайнам, кто «видит» и «слышит» малейшие изменения в природе.

Да, перед нами разворачивается потрясающая картина русского поля, степи. Описание этого пейзажа мастерски связано с фрагментами истории Древней Руси. Не случайно автор берёт эпиграфом к своему стихотворению строки из «Слова о полку Игореве».

В словах: «шумит», «колышет», «ночь», «шепчутся», «нарушает». Мы слышим шелест, шёпот ковыля. Сочетание шипящих согласных рождает совершенно определённый звукообраз, передаёт ощущение шороха, шелеста. Слова «шуршит, склоняясь ровной чередой» служат своеобразным «звукообразным» замком при обрамлении «основной» части стихотворения. Таким образом, использование приёма аллитерации способствует созданию необходимого автору звукового образа.

Имеются эпитеты как художественные «тёмные балки», «степь безбрежная», так и постоянные «сладкий сон», «вольный ветер», «ветер буйный», «степной орёл седой». Наличие постоянных эпитетов прямо указывает на связь этого стихотворения с древнерусской литературой и устным народным творчеством.

«Травы шепчутся», «шумит трава дремотно и лениво», «в задумчивых, тоскующих полях», «немых могил» - всё это является примерами олицетворения. Олицетворение как вид метафоры создаёт «зримость», осязаемость образов природы у Бунина. Использование Буниным этого приёма имеет и особенное значение. Вспомним, что всё стихотворение перекликается с древнерусской поэмой «Слово о полку Игореве». А в «Слове…» олицетворение является одним из ведущих приёмов…

Что шумит-звенит перед зарёю?

Что колышет ветер в тёмном поле?

Холодеет ночь перед зарёю…

В данном случае повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость образа степи, словно перекочевавшего из древнерусской поэмы.

Кроме повторов в стихотворении присутствует инверсия: «нависает в тёмных балках сумрак», «холодеет ночь перед зарёю», «что колышет ветер»… Постановка глагола перед существительным (сказуемого перед подлежащим) усиливает, акцентирует наше внимание именно на предметах, а не на глаголах; их важности, значимости для создания образа предрассветного часа в степи.

Наличие риторических вопросов в тексте:

Не тот ли это шлях,

Где Игоря обозы проходили

На синий Дон?..

…Что шумит-звенит перед зарёю?..

Риторические вопросы активизируют наше внимание, усиливают нашу эмоциональную реакцию.

В стихотворении «Ковыль» мы видим явное преобладание глагольных конструкций, при употреблении которых происходит одушевление предмета-носителя признака, но более тонкое и глубокое, чем олицетворение, выполненное лексическими средствами:

Смутно травы шепчутся сухие…

Используя глагольный тип предложений, Бунин наделяет природу способностью к самовыражению, какой обладает лишь человек.

Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний.


2. Индивидуальное задание. Выразительное чтение стихотворения А.Блока «Новая Америка»

Иль опять это — стан половецкий

И татарская буйная крепь?

Не пожаром ли фески турецкой

Забуянила дикая степь?

Нет, не видно там княжьего стяга,

Не шеломами черпают Дон,

И прекрасная внучка варяга

Не клянет половецкий полон...

Нет, не вьются там по ветру чубы,

Не пестреют в степях бунчуки...

Там чернеют фабричные трубы,

Там заводские стонут гудки.

Путь степной — без конца, без исхода,

Степь, да ветер, да ветер,— и вдруг

Многоярусный корпус завода,

Города из рабочих лачуг...

На пустынном просторе,

на диком Ты всё та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта.


3. Учитель.

В грозные сороковые написаны стихи С.Наровчатова:

В своей печали, древним песням равной,

Я сёла, словно летопись, листал,

И в каждой бабе видел Ярославну,

Во всех ручьях Непрядву узнавал.

Крови своей, своим святыням верный,

Слова старинные я повторял, скорбя:

  • Россия, мати! Свете мой безмерный!

Какою местью мстить мне за тебя?

1941


Образы “Слова..” несут в себе удивительную поэтическую силу, они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию, они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных.


  1. «Слово…» в музыке.

Учитель.

Музыкальную жизнь «Слову…» дал А.П.Бородин.


Индивидуальное задание: сообщение об А. П. Бородине.

“Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”

“Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.

“Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”

Так говорили современники, Д.И. Менделеев, В.В. Стасов и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой

“К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория… страшно отвлекали Бородина от его великого дела” (критик Стасов)

“Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии” (Менделеев)

И все-таки, как много он сделал!

42 научные работы, ряд впервые полученных химических соединений, могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом!), блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считается несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу науке и искусству, когда они ищут правду жизни.


Учитель.

Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.


Индивидуальное задание: рассказ о работе над оперой “Князь Игорь”.

Этой мечте суждено было осуществиться. Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”.

Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы “Слова…”, и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.

Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.


Индивидуальное задание: идейное содержание оперы

Как и автор “Слова…”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю.

Это была борьба двух эпох, культуры и варварства, передового и отсталого - та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей.

Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.

Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.


Индивидуальное задание: образы оперы.

Обращают на себя внимание и лирические образы оперы “Князь Игорь”. Эти образы дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека.

Центральным образом оперы является образ князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

С честью пасть иль врагов победить

И с честью вернуться.

(Прослушивание отрывка из арии Игоря.)

Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал “Плач Ярославны”.

…Ярославна рано плачет на стене, причитая…

В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы.

Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии. В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

(Прослушивание отрывка из плача Ярославны)


Учитель.

В музыкальных звуках русской эпической оперы отразилось и зловещее затмение, и прощание Игоря с народом, и плач Ярославны, и половецкие пляски, и народное торжество по поводу возвращении я Игоря из плена.

В опере звучат две стихии: стихия русской народной жизни и стихия Востока. Их объединяют звуки набата, которые как бы напоминают о том, что все люди – дети человечества, дети одной матери – Земли.

Благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись.


  1. «Слово…» в живописи.


  1. Н. РЕРИХ.

Индивидуальное задание: декорации к опере «Князь Игорь».

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В зале звучала музыка Мусоргского, Глинки, Чайковского, Бородина. Пели Шаляпин, Смирнов. Танцевали Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бенуа, Коровина, Рериха.

“Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!” - говорил художник Морис Дени.

Его дружно поддержали другие известные мастера. Жак Бланш восторгался: “Я желал бы бывать в “Шатле” каждый вечер именно ради этих красок, чтобы насыщать ими своё зрение”.

В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина

Тот же Жак Бланш писал газете “Фигаро”: “Я не имею чести лично знать Рериха. Я сужу о нём только по декорациям в “Шатле” и нахожу их чудесными…Что касается декораций “Игоря” то уже с самого начала это сплошное очарование для взора.”

Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В.Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”.

В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.


Учитель.

Одну из семи тысяч картин Н. К. Рерих назвал “Поход князя Игоря”. Она как нельзя лучше передает смятение, порожденное солнечным затмением.


Индивидуальное задание: о картине Н. Рериха

Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом - затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания.

На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики. Жёлтое небо столь неожиданно и смело выбрано художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемненного диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешенным потерям, и утверждение конечной победы.


Учитель.

“Слово о полку Игореве” - литературное произведение. А литературное произведение живёт в книге. Всякую книгу делают богаче, украшают иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым, а также гравюры Фаворского. Обратимся к ним.





  1. В.А. ФАВОРСКИЙ.


Учитель.

В 1950 году В. А. Фаворский закончил цикл иллюстраций к "Слову о полку Игореве". Чтобы лучше передать дух эпического произведения, художник гравировал иллюстрации на деревянных досках. Сам Фаворский говорил ,что стремился выразить внутреннюю жизнь персонажей памятника древнерусской литературы через взаимоотношение с природой.


Индивидуальное задание: о гравюрах Фаворского

Владимир Андреевич Фаворский признавался: “Я очень люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”. Я оформил и иллюстрировал “Слово…”, потому что это эпическое произведение, когда к нему обращаешься, всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: в русском искусстве, живописи и поэзии, встречаешь монументальную живопись”.

Когда художник берётся иллюстрировать совершенное художественное литературное произведение, то одной из самых трудных задач, стоящих перед художником книги, является передача стиля литературной вещи в оформлении. И с этой задачей художник справился.

Фаворский замечательно прочитал “Слово…”, и поэтому, благодаря чуткому вживанию в текст, ему удалось создать синтез поэтической легенды с историческим документом.

юди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность “Слова” в полные величавой красоты зримые образы.

Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.

Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “Плач Ярославны”! Покоряет затихшее безбрежье далей – к ним обращено слово человека. Поэтичный речитатив Ярославны находит полнозвучный отклик и в заречных кущах, и в водах Днепра, и в сиянии солнца:

Полечу кукушкою по Дунаю,
омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
утру князю кровавые его раны
на могучем его теле.

Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.

Радуются люди, праздничным светом залита земля. И как убедительно эта мысль выражена! Нам дороги бородатые предки, с достоинством посылающие привет князю. А чудные ребятишки, взапуски бегущие встретить недавних пленников!

О гравюрах В.А.Фаворского хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!..”

Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом.

Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли.

Гравюры Фаворского к “Слову” не отвлекают, а помогают читать. Как заметил И.С.Ефимов, “слёзы капают на такие рисунки, живёт русская душа”.

Работа с гравюрами Фаворского.

Задание: подобрать названия к гравюрам, используя строки из “Слова”.


Учитель.

Сюжеты “Слова” широко использовались в русской живописи. Напомним картины Шварца “Плач Ярославны” и “Боян”, картину Перова “Плач Ярославны”, “Вещее затмение” Максимова. Особенно знаменита картина В.М Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”.


  1. В.М. ВАСНЕЦОВ.


Индивидуальное задание: о В.М.Васнецове.

Сын священника из Вятской губернии, Виктор Михайлович Васнецов с малых лет пристрастился к рисованию. Родители считали это блажью и, чтобы искоренить ее, стали готовить сына к поступлению в духовную семинарию. Ему прочили спокойную жизнь священника. Но Васнецов, поступив в семинарию, вскоре бросает ее и едет в Петербург – учиться живописи.

Он отказался от служения Богу, его влечет другой бог – искусство. В Петербурге он неистово борется с нуждой. Служит в картографической фирме Ильина, где по заказам рисует виньетки, заставки, концовки для книг.

Худой, длинноногий, бородатый, он мерит многоверстные улицы Петербурга, бегая по урокам, обучая детей чиновников рисованию. Он охвачен одной страстью, одним стремлением – овладеть искусством живописи.

Учитель.

Мы знаем Васнецова как известнейшего художника, оставившего нам множество своих картин. Среди них историческое полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», исполненное по мотивам «Слова о полку Игореве». Для картины художник выбрал самые драматичные строки поэмы:

«Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы!

Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не достали; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую…»

Индивидуальное задание: о картине В.М.Васнецова.

Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешающем далёкое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, - “Слово о полку Игореве” - нашёл мысли и образы, которые были созвучны его времени.

Эпиграфом к произведению Васнецова можно считать строки “Слова”:

Пали полки Игоревы.
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские,|
Сватов напоили и сами полегли
За землю Русскую.

Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

По всему полю рядом с русскими лежат поверженные половцы. Они гибли в судорогах и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орёл чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, тёмная, красная как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.

Большую роль в картине “После побоища” играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжёлой синей пеленой, царящая мёртвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей луны выражают вдохновенные образы “Слова”. Весь строй картины и её живописное решение поэтичны и выразительны. Оно идёт от образности и настроения “Слова”





Заключительное слово учителя.


На одном греческом надгробии написаны следующие слова: “Я не был, - был, - никогда не буду”.

С этими словами можно поспорить. Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Лучшие произведения искусства и, в частности, лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.

Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но, и в известной мере, современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Более восьми веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется. Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Слово о полку Игореве» в литературе, музыке и живописи.

Автор: Балакина Нина Константиновна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тема: «вечные образы» в «слове о полку игореве»"
    ["seo_title"] => string(43) "tema_vechnye_obrazy_v_slove_o_polku_igoreve"
    ["file_id"] => string(6) "527049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573745104"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Экскурсия как средство духовно-нравственного воспитания личности"
    ["seo_title"] => string(71) "ekskursiia-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "254470"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447768391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства