kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача словарной работы на уроках литературы – помочь учащимся раскрыть идейное и художественное своеобразие литературного произведения. Путем анализа слова  развить культуру речи, расширить словарь. Особое место на уроке литературы занимает словарная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах»

Словарная работа на уроках литературы в 5-6 классах

Автор: Мерзлякова М.И, учитель МАОУ «СОШ №134» г. Перми

Для современных школьников особенно актуален вопрос речевого развития. В этом отношении огромное значение имеют  уроки литературы, где учащиеся могут убедиться в богатстве и многоцветности словарного запаса.

  Язык литературного произведения, его словарный состав, изучается как средство раскрытия идейно – образного содержания произведения. Поэтому в школе велико значение словарной работы на уроках литературы: чем глубже осваивается учащимися словарный состав литературного произведения, тем отчетливее и полнее выступает перед ними идейно – художественное богатство произведения.

Задача словарной работы на уроках литературы – помочь учащимся раскрыть идейное и художественное своеобразие литературного произведения. Путем анализа слова развить культуру речи, расширить словарь.

  Особое место на уроке литературы занимает словарная работа.

Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством писатели используют богатство родного языка, какого искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством художественного слова.

При ознакомлении  учащихся с литературными произведениями разного периода учитель иллюстрирует данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного состава языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых и появлении новых слов. Такие наблюдения содействуют повышению языкового уровня и умению  учащихся пользоваться словами определенной литературной эпохи в своей речи, обостряют языковое чутьё.

Литературный язык рассматривается как образцовый письменный язык, нормы которого признаются обязательными для учёных, писателей, образовательных учреждений, журналистов, работников печати и т.д.

Учащимся, следовательно, необходимо возможно лучше знать литературный язык и уметь пользоваться им в устной и письменной речи. Учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит  рамки литературной речи. Писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно в ученической речи и соответствует речевой культуре учащихся. Пониманию этого и способствует словарная работа на уроках литературного чтения. Уроки литературы, расширяя кругозор учащихся, также имеют громадное значение в их общем культурном развитии.

При изучении литературных произведений раскрывается значение слов-образов в художественном произведении, которые содействуют идейно-образному содержанию произведения. Анализируя художественное произведение, на уроке стараемся донести до обучающихся мысль о том, что в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ. То, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами  происходит каждый день. Любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это ошибочное суждение. Непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать. Надо научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия.

                      Анализируя тот или иной художественный текст, обращаем внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить.  Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.

В словарной работе с текстом на уроках литературы в 5 классе использую формы и виды работы:

  1. комментированное чтение,

  2. определение значения незнакомых слов,

  3. составление словаря неизвестных слов по каждому изучаемому произведению,

  4. работа со словарем литературных терминов,

  5. литературный диктант,

  6. терминологический диктант.

Сегодня никто не сомневается в том, что учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей.

Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при анализе произведения – помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарная работа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Автор: Мерзлякова Марина Ивановна

Дата: 23.06.2022

Номер свидетельства: 610464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока русского языка  3 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "197942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428333533"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "урок русского языка "Техника устной речи" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-russkogho-iazyka-tiekhnika-ustnoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128950"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415613148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства