Просмотр содержимого документа
««Сказка В. Бианки "Лесной Колобок – Колючий бок"»»
Урок литературного слушания по теме «Сказка В. Бианки "Лесной Колобок – Колючий бок"». 1-й класс 653400
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить детей с произведением В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».
Задачи:
Образовательная:
учить правильно называть произведение и книгу;
учить выразительному чтению в лицах, запоминать наизусть отрывки (песенки) из сказки;
учить сравнивать героев и содержание сказок с «бродячим» сюжетом, учить видеть отличительные черты народной сказки от литературной;
Развивающая:
формировать коммуникативные компетенции через работу в паре, в группе, во фронтальной беседе;
развивать речь и творческие способности через инсценирование сказки
Воспитывающая:
воспитывать чувство сопричастности и сопереживания (способность эмоционально откликаться на события, описанные автором произведения)
Методы обучения: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная работа.
Оборудование урока: Л.А.Ефросинина «Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс», детские книги В. Бианки, презентация (Приложение), маски героев произведения, текст песни главного героя.
1. Оргмомент
– На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их, мы вам очень рады. И с хорошим настроением начинаем наш урок. – Какой у нас урок? (Урок литературного чтения – слушания.) – Чему мы учимся на этом уроке? – А зачем нам нужно читать и знакомиться с литературными произведениями? – Сегодня на уроке будем работать по плану. – Прочитайте план урока (записан на доске)
План.
1. Вспоминаем и повторяем. 2. Новое открытие. 3. Творческое задание. 4. Подведём итоги.
2. Актуализация знаний
Переходим к первому пункту нашего плана и проведём «Литературную игру». Вам необходимо будет узнать произведение и правильно его назвать, подобрать модель.
(Учащиеся узнают и называют произведение, подбирают модель.)
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев. (Пантелеев «Буква «ты» рассказ о детях)
Как всё кругом красиво – И рощи, и поля. От всей души спасибо, Художница земля! (Муса Гали «Земные краски» стихотворение о природе)
Только солнышко поднялось, ещё и трава не обсохла, а пчёлка уже летит на работу – сок с цветов собирать. Говорит пчёлка родничку: Родничок, родничок, ты откуда взялся? (Белов «Родничок» сказка о природе)
Привет тебе, мой край родной, С твоими тёмными лесами, С твоей великою рекой И неоглядными полями! (Дрожжин «Привет» стихотворение о Родине)
– 1 этап урока закончился. Вы справились? Зажигаю зелёный огонек (зелёная фишка (магнит) напротив 1-ого пункта плана)
3. Открытие нового знания
Слушание сказки В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
– Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Слушайте.
– Вам понравилось? – Какой эпизод понравился больше? Почему? – Что вас удивило?
Моделирование обложки и изготовление книжки-самоделки.
– Сейчас мы оформим обложку произведения. – Что слушали? Докажите, что это сказка. – Нарисуем заместитель. – О ком эта сказка? – Каким цветом закрасим круг? (Приложение, слайд 1) – Обозначьте рамкой фамилию автора. Эту сказку написал В. Бианки (слайд 2: фото автора). Сказки, написанные автором, называются авторскими или литературными. – Обозначьте рамкой название сказки на модели. – А как бы вы, ребята, назвали эту сказку? Почему? (Ответы учащихся) – Оказывается, Бианки озаглавил свою сказку «Лесной Колобок – Колючий бок» (слайд 3). Он написал много произведений для детей о животных: «Мышонок Пик», «Лесные домишки», «Сказки о природе», «Терентий Тетерев» (слайд 4: книги Бианки). Ребята, а вот какие книги я нашла в нашей школьной библиотеке: «Приключения муравьишки», «Чей нос лучше?, «Кто чем поёт?» (Выставка книг). – Мы познакомились с авторской сказкой Виталия Валентиновича Бианки “Лесной Колобок – Колючий бок”. – Ребята, познакомились мы с новым произведением? Могу я зажечь зелёный огонек? (зелёная фишка на плане) – На какую сказку похожа сказка Бианки? (Русская народная сказка «Колобок») – Чем отличается сказка Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок» от русской народной сказки «Колобок»? (В русской народной сказке Колобок был из теста, а в авторской сказке Колобок оказался ёжиком; нет одного героя – зайчика.)
– Сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали сказку. Вспомните, как начинается сказка? (Ответы учащихся) Это старик, его заместитель – С, бабушка – Б, ёжик – Ё.
– О ком речь:
тихонечко, одними коготками толк в канаву! (лиса – Л) хвать его лапой, колючки в лапу впились – ой, больно! (волк – В) хотел его в пасть схватить, губы наколол – ой, больно! (медведь – М)
(На доске картинки и их заместители)
– Вспомните, в каком порядке появлялись герои и постройте цепочку событий (работа в парах): С – Б – К– В – М – Л – Ё (проверка: слайд 5)
Чтение песенки из сказки (у каждого на столе текст песни)
а) чтение отрывка сильным учеником:
Я Лесной Колобок – Колючий Бок! Меня в рот не возьмёшь! Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от Волка ушёл От Медведя ушёл.
б) хоровое чтение
– Кто запомнил песню и может её рассказать? – Хорошо. Сейчас мы попробуем инсценировать эту сказку (слайд 6).
4. Инсценирование сказки (учащиеся получают маски)
Мы выполнили интересное творческое задание. Могу я зажечь зелёный огонёк? (зелёная фишка)
5. Итог урока
– Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. – С каким новым произведением познакомились? – Кто автор? – Чему учились? – Что больше всего понравилось вам в нашем уроке? – Мы выполнили последний этап нашей работы. Зажигаю зелёный огонёк (фишка на плане) – Спасибо. Урок окончен.